Цифровой двойник: как победить закон Парето?

Цифровой двойник: как победить закон Парето?

05.11.2021 10:00:00 Автор: Юлия Чернышевская

К созданию сложного автоматизированного комплекса в полной мере применим закон Парето: 20% времени уходит на то, чтобы автоматизировать основной процесс (так называемый mainstream), и 80% времени – на отработку пограничных условий и исключительных ситуаций. Цифровой двойник системы радикально сокращает затраты на 80%-ную часть проекта, считает Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт». О других преимуществах этой технологии – в нашем интервью с Александром.



 – В каких сферах наиболее часто применяется технология создания цифрового двойника? Для каких целей она используется?

– Этот инструмент нужен той компании, которая создает новую производственную систему и будет затем ее эксплуатировать. В первую очередь цифровой двойник полезен там, где доступ к основной системе затруднен или невозможен (например, в случае с космическим аппаратом), либо он высокозатратен (создается сложное дорогое изделие: крупный конвейер, мощная турбина или авиационный двигатель, и цена ошибки проектирования очень высока), либо он связан с деструктивными явлениями (краш-тесты новых моделей автомобилей подразумевают разрушение дорогостоящих физических образцов).
Отмечу, что три указанных признака можно найти практически в любом масштабном проекте создания новой производственной системы.
 – Какие можно выделить особенности работы с цифровыми двойниками в российских реалиях?
  – Платформы создания цифровых двойников – объективно новое явление на российском рынке. В частности, это находит выражение в том, что не все элементы оборудования, которое используется в конкретном проекте, могут быть адекватно представлены платформой. Тогда те или иные сложные элементы либо приходится конструировать самостоятельно, что не всегда оказывается тривиальной задачей, либо просить вендора доработать платформу. Однако следует отметить, что вендоры платформ весьма оперативно реагируют на запросы о доработках, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы их продукт наилучшим образом соответствовал современным требованиям.
Сроки выполнения таких проектов зависят от сложности системы. В общем случае они сравнимы с длительностью этапа проектирования. Логично применять эмпирическую закономерность: в рамках проекта, который требует для выполнения 8 месяцев, работа над цифровым двойником добавляет к длительности первой фазы разработки от 2 до 4 недель, то есть максимум до месяца. В дальнейшем работа с цифровым двойником идет параллельно с плановыми работами по системе.
 – Насколько затратно внедрение такой технологии в бизнес-процессы предприятия с нуля? Как рассчитывается окупаемость? 
  – В случае если само предприятие решило создавать цифрового двойника, придется защищать перед финансовым директором необходимость приобретения лицензии на платформу, скорее всего, зарубежного вендора, а значит, затраты будут довольно существенными.
Если производственную систему создает внешний исполнитель, например интегратор, тогда расходы на приобретение лицензии несет партнер предприятия. При этом важно, чтобы интегратор постоянно выполнял проекты с использованием платформы цифровых двойников: тогда стоимость платформы не станет отдельной позицией в статье затрат по проекту. Поскольку часто заказчики не готовы увеличивать бюджеты проектов ради цифровых двойников в составе услуг проектирования. Все системы, которые разрабатывает «Рексофт», обязательно базируются на цифровом двойнике. И крупный аэропорт, и текущий проект для логистических центров «Почты России» – везде автоматизация систем обязательно реализуется с использованием цифровых двойников. Но заказчик видит его функционирование только в виде повышенного качества проектирования и высокой работоспособности систем, запускаемых в рабочую эксплуатацию.
 – Бытует мнение, что создание цифрового двойника оправдано только в случае создания новой производственной системы. Так ли это?
  – Это заблуждение. Цифровой двойник может быть специально создан для уже существующей системы. Например, система или производственная линия предприятия нуждается в модернизации или расширении по причинам низкой пропускной способности или новых требований. Как решить эту задачу эффективно, без лишних затрат и не ухудшив ситуацию?
Здесь вполне оправдано использование цифрового двойника. На первом этапе мы делаем «слепок» с существующей системы – создаем ее цифровой двойник. Далее на цифровом двойнике подтверждаем гипотезы – причины, по которым необходима модернизация или расширение системы (например, подтверждение ситуации с низкой пропускной способностью и ее причины). Далее идет внесение изменений в цифровой двойник и проверка того, что ожидаемый результат будет достигнут. Затем проводится анализ необходимых затрат и времени на модернизацию. И только после этого идет реализация изменений в реальной системе. Это позволяет заранее проверить и просчитать необходимые инвестиции, целесообразность и оптимальные пути внесения изменений в систему.
 – Для чего чаще создаются цифровые двойники – для объектов или систем? Опишите, пожалуйста, особенности работы с цифровыми двойниками в том и другом случае.
  – Мировой практический опыт показывает: как бы тщательно ни проектировалась система разветвленных конвейерных линий, исходя из имеющихся теоретических знаний поставщика оборудования, остается немалая вероятность того, что в условиях реальной эксплуатации возникнут заторы, узкие места или иные проблемы с перемещением грузов. Разрешать эти проблемы на «живой» системе оказывается гораздо сложнее и дороже, чем предусмотреть иную архитектуру помещений или топологию линий на этапе разработки проекта системы.
Именно для этого нужен цифровой двойник: заранее проверить на нем все алгоритмы работы как в штатных, так и во внештатных ситуациях, в том числе на грани работоспособности системы, проверить пропускную способность в различных режимах и, если нужно, еще на этапе проектирования согласовать со строителями изменения в чертежах объекта. Например, при выполнении нами проекта системы обработки багажа (или проще – багажной системы) для крупного аэропорта по результатам испытаний наш заказчик принял решение о создании дополнительной линии транспортировки, которая решила проблему перераспределения потоков багажа в случае возникновения заторов или нештатных ситуаций. Необходимость этого дополнения была наглядно доказана при моделировании на цифровом двойнике. Кстати, по словам заказчика, дополнительная линия регулярно «спасает» ситуацию в аэропорту, обеспечив тем самым бесперебойную работу системы обработки багажа в целом.
 – Как происходит процесс создания цифрового двойника?
  – В общем случае, независимо от того, с чем работает проектировщик – отдельным элементом или полноценной системой, – вначале проводится отладка всех алгоритмов функционирования объекта или системы. На втором этапе проводится проверка всех гипотез относительно поведения системы в различных ситуациях. Наибольший интерес представляют гипотезы о ее поведении в пограничных и нештатных ситуациях, когда нарушается нормальное функционирование физической системы, что происходит с пропускной способностью системы. В определенном смысле мы все привыкли к таким проявлениям и считаем, скажем, затор на ленте выдачи багажа в аэропорту или сбой в работе автоматизированной парковки неприятным, но неизбежным проявлением современного технического прогресса. Однако все эти раздражающие обывателей неприятности с техническими системами – следствие того, что техническая система изначально была недостаточно хорошо продумана.
Эти жизненные ситуации (кто-то нажал не на ту кнопку, груз зацепился за борт конвейера, линия вышла из строя и т. д.) не были заранее проверены и подробно изучены на цифровом двойнике системы, то есть на той модели, которая является полной копией данной технической системы. Работоспособность системы определяется не тем, насколько хорошо она работает в штатных ситуациях, а тем, насколько успешно система выходит из нештатных ситуаций, желательно без участия человека. Но как учесть все потенциально возможные нештатные ситуации при проектировании системы?

Это задача технических аналитиков, которые обычно участвуют в создании новой системы. Чаще всего это специалисты в предметной области бизнеса заказчика. Они хорошо знают особенности функционирования таких систем, все их проблемные места. Но при традиционном подходе их знания оказываются востребованными только тогда, когда нештатная ситуация уже случилась, обслуживание пользователей неожиданно прекратилось и необходимо срочно принять решение, как поправить ситуацию. Использование цифрового двойника меняет точку приложения их знаний и опыта: эти специалисты пишут сценарии проверки работоспособности будущей системы, формируют чек-лист, который потом отрабатывается в полном объеме на готовом цифровом двойнике системы.
До 90% вопросов к работоспособности системы снимается на этапе проверки на цифровом двойнике. И это очень важно: в процессе пусконаладки и ввода реальной системы в эксплуатацию вы потратите 100% времени или только 10.
 – Как может использоваться цифровая модель после запуска производственной системы?
  – При помощи цифрового двойника мы делаем саму производственную систему и ее внедрение более эффективными. Собственно, для этого цифровой двойник и нужен. Вообще-то на момент запуска системы самому заказчику цифровой двойник не нужен. Однако система наверняка будет развиваться. А это значит, что цифровой двойник обязательно должен продолжать жить вместе с реальной системой, развиваясь вместе с ней. Иными словами, любые изменения системы должны сначала проверяться на цифровом двойнике, а лишь потом применяться в реальной системе.

В этой ситуации может возникнуть вопрос о переходе цифрового двойника от проектировщика системы к заказчику проекта. Однако, как правило, у владельца системы в штате нет соответствующих специалистов. Ему проще воспользоваться услугой по дальнейшему развитию системы силами проектировщика, владеющего цифровым двойником системы и имеющим в штате специалистов нужной квалификации.



arResult:
Array
(
    [XML_ID] => 125
    [~XML_ID] => 125
    [NAME] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? 
    [~NAME] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? 
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [PREVIEW_TEXT] => К созданию сложного автоматизированного комплекса в полной мере применим закон Парето: 20% времени уходит на то, чтобы автоматизировать основной процесс (так называемый mainstream), и 80% времени – на отработку пограничных условий и исключительных ситуаций. Цифровой двойник системы радикально сокращает затраты на 80%-ную часть проекта, считает Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт». О других преимуществах этой технологии – в нашем интервью с Александром.
    [~PREVIEW_TEXT] => К созданию сложного автоматизированного комплекса в полной мере применим закон Парето: 20% времени уходит на то, чтобы автоматизировать основной процесс (так называемый mainstream), и 80% времени – на отработку пограничных условий и исключительных ситуаций. Цифровой двойник системы радикально сокращает затраты на 80%-ную часть проекта, считает Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт». О других преимуществах этой технологии – в нашем интервью с Александром.
    [DETAIL_TEXT] => 
 – В каких сферах наиболее часто применяется технология создания цифрового двойника? Для каких целей она используется?

– Этот инструмент нужен той компании, которая создает новую производственную систему и будет затем ее эксплуатировать. В первую очередь цифровой двойник полезен там, где доступ к основной системе затруднен или невозможен (например, в случае с космическим аппаратом), либо он высокозатратен (создается сложное дорогое изделие: крупный конвейер, мощная турбина или авиационный двигатель, и цена ошибки проектирования очень высока), либо он связан с деструктивными явлениями (краш-тесты новых моделей автомобилей подразумевают разрушение дорогостоящих физических образцов).
Отмечу, что три указанных признака можно найти практически в любом масштабном проекте создания новой производственной системы.
 – Какие можно выделить особенности работы с цифровыми двойниками в российских реалиях?
  – Платформы создания цифровых двойников – объективно новое явление на российском рынке. В частности, это находит выражение в том, что не все элементы оборудования, которое используется в конкретном проекте, могут быть адекватно представлены платформой. Тогда те или иные сложные элементы либо приходится конструировать самостоятельно, что не всегда оказывается тривиальной задачей, либо просить вендора доработать платформу. Однако следует отметить, что вендоры платформ весьма оперативно реагируют на запросы о доработках, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы их продукт наилучшим образом соответствовал современным требованиям.
Сроки выполнения таких проектов зависят от сложности системы. В общем случае они сравнимы с длительностью этапа проектирования. Логично применять эмпирическую закономерность: в рамках проекта, который требует для выполнения 8 месяцев, работа над цифровым двойником добавляет к длительности первой фазы разработки от 2 до 4 недель, то есть максимум до месяца. В дальнейшем работа с цифровым двойником идет параллельно с плановыми работами по системе.
 – Насколько затратно внедрение такой технологии в бизнес-процессы предприятия с нуля? Как рассчитывается окупаемость? 
  – В случае если само предприятие решило создавать цифрового двойника, придется защищать перед финансовым директором необходимость приобретения лицензии на платформу, скорее всего, зарубежного вендора, а значит, затраты будут довольно существенными.
Если производственную систему создает внешний исполнитель, например интегратор, тогда расходы на приобретение лицензии несет партнер предприятия. При этом важно, чтобы интегратор постоянно выполнял проекты с использованием платформы цифровых двойников: тогда стоимость платформы не станет отдельной позицией в статье затрат по проекту. Поскольку часто заказчики не готовы увеличивать бюджеты проектов ради цифровых двойников в составе услуг проектирования. Все системы, которые разрабатывает «Рексофт», обязательно базируются на цифровом двойнике. И крупный аэропорт, и текущий проект для логистических центров «Почты России» – везде автоматизация систем обязательно реализуется с использованием цифровых двойников. Но заказчик видит его функционирование только в виде повышенного качества проектирования и высокой работоспособности систем, запускаемых в рабочую эксплуатацию.
 – Бытует мнение, что создание цифрового двойника оправдано только в случае создания новой производственной системы. Так ли это?
  – Это заблуждение. Цифровой двойник может быть специально создан для уже существующей системы. Например, система или производственная линия предприятия нуждается в модернизации или расширении по причинам низкой пропускной способности или новых требований. Как решить эту задачу эффективно, без лишних затрат и не ухудшив ситуацию?
Здесь вполне оправдано использование цифрового двойника. На первом этапе мы делаем «слепок» с существующей системы – создаем ее цифровой двойник. Далее на цифровом двойнике подтверждаем гипотезы – причины, по которым необходима модернизация или расширение системы (например, подтверждение ситуации с низкой пропускной способностью и ее причины). Далее идет внесение изменений в цифровой двойник и проверка того, что ожидаемый результат будет достигнут. Затем проводится анализ необходимых затрат и времени на модернизацию. И только после этого идет реализация изменений в реальной системе. Это позволяет заранее проверить и просчитать необходимые инвестиции, целесообразность и оптимальные пути внесения изменений в систему.
 – Для чего чаще создаются цифровые двойники – для объектов или систем? Опишите, пожалуйста, особенности работы с цифровыми двойниками в том и другом случае.
  – Мировой практический опыт показывает: как бы тщательно ни проектировалась система разветвленных конвейерных линий, исходя из имеющихся теоретических знаний поставщика оборудования, остается немалая вероятность того, что в условиях реальной эксплуатации возникнут заторы, узкие места или иные проблемы с перемещением грузов. Разрешать эти проблемы на «живой» системе оказывается гораздо сложнее и дороже, чем предусмотреть иную архитектуру помещений или топологию линий на этапе разработки проекта системы.
Именно для этого нужен цифровой двойник: заранее проверить на нем все алгоритмы работы как в штатных, так и во внештатных ситуациях, в том числе на грани работоспособности системы, проверить пропускную способность в различных режимах и, если нужно, еще на этапе проектирования согласовать со строителями изменения в чертежах объекта. Например, при выполнении нами проекта системы обработки багажа (или проще – багажной системы) для крупного аэропорта по результатам испытаний наш заказчик принял решение о создании дополнительной линии транспортировки, которая решила проблему перераспределения потоков багажа в случае возникновения заторов или нештатных ситуаций. Необходимость этого дополнения была наглядно доказана при моделировании на цифровом двойнике. Кстати, по словам заказчика, дополнительная линия регулярно «спасает» ситуацию в аэропорту, обеспечив тем самым бесперебойную работу системы обработки багажа в целом.
 – Как происходит процесс создания цифрового двойника?
  – В общем случае, независимо от того, с чем работает проектировщик – отдельным элементом или полноценной системой, – вначале проводится отладка всех алгоритмов функционирования объекта или системы. На втором этапе проводится проверка всех гипотез относительно поведения системы в различных ситуациях. Наибольший интерес представляют гипотезы о ее поведении в пограничных и нештатных ситуациях, когда нарушается нормальное функционирование физической системы, что происходит с пропускной способностью системы. В определенном смысле мы все привыкли к таким проявлениям и считаем, скажем, затор на ленте выдачи багажа в аэропорту или сбой в работе автоматизированной парковки неприятным, но неизбежным проявлением современного технического прогресса. Однако все эти раздражающие обывателей неприятности с техническими системами – следствие того, что техническая система изначально была недостаточно хорошо продумана.
Эти жизненные ситуации (кто-то нажал не на ту кнопку, груз зацепился за борт конвейера, линия вышла из строя и т. д.) не были заранее проверены и подробно изучены на цифровом двойнике системы, то есть на той модели, которая является полной копией данной технической системы. Работоспособность системы определяется не тем, насколько хорошо она работает в штатных ситуациях, а тем, насколько успешно система выходит из нештатных ситуаций, желательно без участия человека. Но как учесть все потенциально возможные нештатные ситуации при проектировании системы?

Это задача технических аналитиков, которые обычно участвуют в создании новой системы. Чаще всего это специалисты в предметной области бизнеса заказчика. Они хорошо знают особенности функционирования таких систем, все их проблемные места. Но при традиционном подходе их знания оказываются востребованными только тогда, когда нештатная ситуация уже случилась, обслуживание пользователей неожиданно прекратилось и необходимо срочно принять решение, как поправить ситуацию. Использование цифрового двойника меняет точку приложения их знаний и опыта: эти специалисты пишут сценарии проверки работоспособности будущей системы, формируют чек-лист, который потом отрабатывается в полном объеме на готовом цифровом двойнике системы.
До 90% вопросов к работоспособности системы снимается на этапе проверки на цифровом двойнике. И это очень важно: в процессе пусконаладки и ввода реальной системы в эксплуатацию вы потратите 100% времени или только 10.
 – Как может использоваться цифровая модель после запуска производственной системы?
  – При помощи цифрового двойника мы делаем саму производственную систему и ее внедрение более эффективными. Собственно, для этого цифровой двойник и нужен. Вообще-то на момент запуска системы самому заказчику цифровой двойник не нужен. Однако система наверняка будет развиваться. А это значит, что цифровой двойник обязательно должен продолжать жить вместе с реальной системой, развиваясь вместе с ней. Иными словами, любые изменения системы должны сначала проверяться на цифровом двойнике, а лишь потом применяться в реальной системе.

В этой ситуации может возникнуть вопрос о переходе цифрового двойника от проектировщика системы к заказчику проекта. Однако, как правило, у владельца системы в штате нет соответствующих специалистов. Ему проще воспользоваться услугой по дальнейшему развитию системы силами проектировщика, владеющего цифровым двойником системы и имеющим в штате специалистов нужной квалификации. [~DETAIL_TEXT] =>
 – В каких сферах наиболее часто применяется технология создания цифрового двойника? Для каких целей она используется?

– Этот инструмент нужен той компании, которая создает новую производственную систему и будет затем ее эксплуатировать. В первую очередь цифровой двойник полезен там, где доступ к основной системе затруднен или невозможен (например, в случае с космическим аппаратом), либо он высокозатратен (создается сложное дорогое изделие: крупный конвейер, мощная турбина или авиационный двигатель, и цена ошибки проектирования очень высока), либо он связан с деструктивными явлениями (краш-тесты новых моделей автомобилей подразумевают разрушение дорогостоящих физических образцов).
Отмечу, что три указанных признака можно найти практически в любом масштабном проекте создания новой производственной системы.
 – Какие можно выделить особенности работы с цифровыми двойниками в российских реалиях?
  – Платформы создания цифровых двойников – объективно новое явление на российском рынке. В частности, это находит выражение в том, что не все элементы оборудования, которое используется в конкретном проекте, могут быть адекватно представлены платформой. Тогда те или иные сложные элементы либо приходится конструировать самостоятельно, что не всегда оказывается тривиальной задачей, либо просить вендора доработать платформу. Однако следует отметить, что вендоры платформ весьма оперативно реагируют на запросы о доработках, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы их продукт наилучшим образом соответствовал современным требованиям.
Сроки выполнения таких проектов зависят от сложности системы. В общем случае они сравнимы с длительностью этапа проектирования. Логично применять эмпирическую закономерность: в рамках проекта, который требует для выполнения 8 месяцев, работа над цифровым двойником добавляет к длительности первой фазы разработки от 2 до 4 недель, то есть максимум до месяца. В дальнейшем работа с цифровым двойником идет параллельно с плановыми работами по системе.
 – Насколько затратно внедрение такой технологии в бизнес-процессы предприятия с нуля? Как рассчитывается окупаемость? 
  – В случае если само предприятие решило создавать цифрового двойника, придется защищать перед финансовым директором необходимость приобретения лицензии на платформу, скорее всего, зарубежного вендора, а значит, затраты будут довольно существенными.
Если производственную систему создает внешний исполнитель, например интегратор, тогда расходы на приобретение лицензии несет партнер предприятия. При этом важно, чтобы интегратор постоянно выполнял проекты с использованием платформы цифровых двойников: тогда стоимость платформы не станет отдельной позицией в статье затрат по проекту. Поскольку часто заказчики не готовы увеличивать бюджеты проектов ради цифровых двойников в составе услуг проектирования. Все системы, которые разрабатывает «Рексофт», обязательно базируются на цифровом двойнике. И крупный аэропорт, и текущий проект для логистических центров «Почты России» – везде автоматизация систем обязательно реализуется с использованием цифровых двойников. Но заказчик видит его функционирование только в виде повышенного качества проектирования и высокой работоспособности систем, запускаемых в рабочую эксплуатацию.
 – Бытует мнение, что создание цифрового двойника оправдано только в случае создания новой производственной системы. Так ли это?
  – Это заблуждение. Цифровой двойник может быть специально создан для уже существующей системы. Например, система или производственная линия предприятия нуждается в модернизации или расширении по причинам низкой пропускной способности или новых требований. Как решить эту задачу эффективно, без лишних затрат и не ухудшив ситуацию?
Здесь вполне оправдано использование цифрового двойника. На первом этапе мы делаем «слепок» с существующей системы – создаем ее цифровой двойник. Далее на цифровом двойнике подтверждаем гипотезы – причины, по которым необходима модернизация или расширение системы (например, подтверждение ситуации с низкой пропускной способностью и ее причины). Далее идет внесение изменений в цифровой двойник и проверка того, что ожидаемый результат будет достигнут. Затем проводится анализ необходимых затрат и времени на модернизацию. И только после этого идет реализация изменений в реальной системе. Это позволяет заранее проверить и просчитать необходимые инвестиции, целесообразность и оптимальные пути внесения изменений в систему.
 – Для чего чаще создаются цифровые двойники – для объектов или систем? Опишите, пожалуйста, особенности работы с цифровыми двойниками в том и другом случае.
  – Мировой практический опыт показывает: как бы тщательно ни проектировалась система разветвленных конвейерных линий, исходя из имеющихся теоретических знаний поставщика оборудования, остается немалая вероятность того, что в условиях реальной эксплуатации возникнут заторы, узкие места или иные проблемы с перемещением грузов. Разрешать эти проблемы на «живой» системе оказывается гораздо сложнее и дороже, чем предусмотреть иную архитектуру помещений или топологию линий на этапе разработки проекта системы.
Именно для этого нужен цифровой двойник: заранее проверить на нем все алгоритмы работы как в штатных, так и во внештатных ситуациях, в том числе на грани работоспособности системы, проверить пропускную способность в различных режимах и, если нужно, еще на этапе проектирования согласовать со строителями изменения в чертежах объекта. Например, при выполнении нами проекта системы обработки багажа (или проще – багажной системы) для крупного аэропорта по результатам испытаний наш заказчик принял решение о создании дополнительной линии транспортировки, которая решила проблему перераспределения потоков багажа в случае возникновения заторов или нештатных ситуаций. Необходимость этого дополнения была наглядно доказана при моделировании на цифровом двойнике. Кстати, по словам заказчика, дополнительная линия регулярно «спасает» ситуацию в аэропорту, обеспечив тем самым бесперебойную работу системы обработки багажа в целом.
 – Как происходит процесс создания цифрового двойника?
  – В общем случае, независимо от того, с чем работает проектировщик – отдельным элементом или полноценной системой, – вначале проводится отладка всех алгоритмов функционирования объекта или системы. На втором этапе проводится проверка всех гипотез относительно поведения системы в различных ситуациях. Наибольший интерес представляют гипотезы о ее поведении в пограничных и нештатных ситуациях, когда нарушается нормальное функционирование физической системы, что происходит с пропускной способностью системы. В определенном смысле мы все привыкли к таким проявлениям и считаем, скажем, затор на ленте выдачи багажа в аэропорту или сбой в работе автоматизированной парковки неприятным, но неизбежным проявлением современного технического прогресса. Однако все эти раздражающие обывателей неприятности с техническими системами – следствие того, что техническая система изначально была недостаточно хорошо продумана.
Эти жизненные ситуации (кто-то нажал не на ту кнопку, груз зацепился за борт конвейера, линия вышла из строя и т. д.) не были заранее проверены и подробно изучены на цифровом двойнике системы, то есть на той модели, которая является полной копией данной технической системы. Работоспособность системы определяется не тем, насколько хорошо она работает в штатных ситуациях, а тем, насколько успешно система выходит из нештатных ситуаций, желательно без участия человека. Но как учесть все потенциально возможные нештатные ситуации при проектировании системы?

Это задача технических аналитиков, которые обычно участвуют в создании новой системы. Чаще всего это специалисты в предметной области бизнеса заказчика. Они хорошо знают особенности функционирования таких систем, все их проблемные места. Но при традиционном подходе их знания оказываются востребованными только тогда, когда нештатная ситуация уже случилась, обслуживание пользователей неожиданно прекратилось и необходимо срочно принять решение, как поправить ситуацию. Использование цифрового двойника меняет точку приложения их знаний и опыта: эти специалисты пишут сценарии проверки работоспособности будущей системы, формируют чек-лист, который потом отрабатывается в полном объеме на готовом цифровом двойнике системы.
До 90% вопросов к работоспособности системы снимается на этапе проверки на цифровом двойнике. И это очень важно: в процессе пусконаладки и ввода реальной системы в эксплуатацию вы потратите 100% времени или только 10.
 – Как может использоваться цифровая модель после запуска производственной системы?
  – При помощи цифрового двойника мы делаем саму производственную систему и ее внедрение более эффективными. Собственно, для этого цифровой двойник и нужен. Вообще-то на момент запуска системы самому заказчику цифровой двойник не нужен. Однако система наверняка будет развиваться. А это значит, что цифровой двойник обязательно должен продолжать жить вместе с реальной системой, развиваясь вместе с ней. Иными словами, любые изменения системы должны сначала проверяться на цифровом двойнике, а лишь потом применяться в реальной системе.

В этой ситуации может возникнуть вопрос о переходе цифрового двойника от проектировщика системы к заказчику проекта. Однако, как правило, у владельца системы в штате нет соответствующих специалистов. Ему проще воспользоваться услугой по дальнейшему развитию системы силами проектировщика, владеющего цифровым двойником системы и имеющим в штате специалистов нужной квалификации. [DETAIL_PICTURE] => Array ( ) [~DETAIL_PICTURE] => 206 [DATE_ACTIVE_FROM] => 05.11.2021 10:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 05.11.2021 10:00:00 [ID] => 125 [~ID] => 125 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 73 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 73 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 11.11.2021 11:11:33 [~TIMESTAMP_X] => 11.11.2021 11:11:33 [ACTIVE_FROM] => 05.11.2021 10:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 05.11.2021 10:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/tsifrovoy-dvoynik-kak-pobedit-zakon-pareto-/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/tsifrovoy-dvoynik-kak-pobedit-zakon-pareto-/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/tsifrovoy-dvoynik-kak-pobedit-zakon-pareto-/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/tsifrovoy-dvoynik-kak-pobedit-zakon-pareto-/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => tsifrovoy-dvoynik-kak-pobedit-zakon-pareto- [~CODE] => tsifrovoy-dvoynik-kak-pobedit-zakon-pareto- [EXTERNAL_ID] => 125 [~EXTERNAL_ID] => 125 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 05.11.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => К созданию сложного автоматизированного комплекса в полной мере применим закон Парето: 20% времени уходит на то, чтобы автоматизировать основной процесс (так называемый mainstream), и 80% времени – на отработку пограничных условий и исключительных ситуаций. Цифровой двойник системы радикально сокращает затраты на 80%-ную часть проекта, считает Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт». О других преимуществах этой технологии – в нашем интервью с Александром. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 125 [NAME] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => К созданию сложного автоматизированного комплекса в полной мере применим закон Парето: 20% времени уходит на то, чтобы автоматизировать основной процесс (так называемый mainstream), и 80% времени – на отработку пограничных условий и исключительных ситуаций. Цифровой двойник системы радикально сокращает затраты на 80%-ную часть проекта, считает Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт». О других преимуществах этой технологии – в нашем интервью с Александром. [DETAIL_TEXT] =>
 – В каких сферах наиболее часто применяется технология создания цифрового двойника? Для каких целей она используется?

– Этот инструмент нужен той компании, которая создает новую производственную систему и будет затем ее эксплуатировать. В первую очередь цифровой двойник полезен там, где доступ к основной системе затруднен или невозможен (например, в случае с космическим аппаратом), либо он высокозатратен (создается сложное дорогое изделие: крупный конвейер, мощная турбина или авиационный двигатель, и цена ошибки проектирования очень высока), либо он связан с деструктивными явлениями (краш-тесты новых моделей автомобилей подразумевают разрушение дорогостоящих физических образцов).
Отмечу, что три указанных признака можно найти практически в любом масштабном проекте создания новой производственной системы.
 – Какие можно выделить особенности работы с цифровыми двойниками в российских реалиях?
  – Платформы создания цифровых двойников – объективно новое явление на российском рынке. В частности, это находит выражение в том, что не все элементы оборудования, которое используется в конкретном проекте, могут быть адекватно представлены платформой. Тогда те или иные сложные элементы либо приходится конструировать самостоятельно, что не всегда оказывается тривиальной задачей, либо просить вендора доработать платформу. Однако следует отметить, что вендоры платформ весьма оперативно реагируют на запросы о доработках, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы их продукт наилучшим образом соответствовал современным требованиям.
Сроки выполнения таких проектов зависят от сложности системы. В общем случае они сравнимы с длительностью этапа проектирования. Логично применять эмпирическую закономерность: в рамках проекта, который требует для выполнения 8 месяцев, работа над цифровым двойником добавляет к длительности первой фазы разработки от 2 до 4 недель, то есть максимум до месяца. В дальнейшем работа с цифровым двойником идет параллельно с плановыми работами по системе.
 – Насколько затратно внедрение такой технологии в бизнес-процессы предприятия с нуля? Как рассчитывается окупаемость? 
  – В случае если само предприятие решило создавать цифрового двойника, придется защищать перед финансовым директором необходимость приобретения лицензии на платформу, скорее всего, зарубежного вендора, а значит, затраты будут довольно существенными.
Если производственную систему создает внешний исполнитель, например интегратор, тогда расходы на приобретение лицензии несет партнер предприятия. При этом важно, чтобы интегратор постоянно выполнял проекты с использованием платформы цифровых двойников: тогда стоимость платформы не станет отдельной позицией в статье затрат по проекту. Поскольку часто заказчики не готовы увеличивать бюджеты проектов ради цифровых двойников в составе услуг проектирования. Все системы, которые разрабатывает «Рексофт», обязательно базируются на цифровом двойнике. И крупный аэропорт, и текущий проект для логистических центров «Почты России» – везде автоматизация систем обязательно реализуется с использованием цифровых двойников. Но заказчик видит его функционирование только в виде повышенного качества проектирования и высокой работоспособности систем, запускаемых в рабочую эксплуатацию.
 – Бытует мнение, что создание цифрового двойника оправдано только в случае создания новой производственной системы. Так ли это?
  – Это заблуждение. Цифровой двойник может быть специально создан для уже существующей системы. Например, система или производственная линия предприятия нуждается в модернизации или расширении по причинам низкой пропускной способности или новых требований. Как решить эту задачу эффективно, без лишних затрат и не ухудшив ситуацию?
Здесь вполне оправдано использование цифрового двойника. На первом этапе мы делаем «слепок» с существующей системы – создаем ее цифровой двойник. Далее на цифровом двойнике подтверждаем гипотезы – причины, по которым необходима модернизация или расширение системы (например, подтверждение ситуации с низкой пропускной способностью и ее причины). Далее идет внесение изменений в цифровой двойник и проверка того, что ожидаемый результат будет достигнут. Затем проводится анализ необходимых затрат и времени на модернизацию. И только после этого идет реализация изменений в реальной системе. Это позволяет заранее проверить и просчитать необходимые инвестиции, целесообразность и оптимальные пути внесения изменений в систему.
 – Для чего чаще создаются цифровые двойники – для объектов или систем? Опишите, пожалуйста, особенности работы с цифровыми двойниками в том и другом случае.
  – Мировой практический опыт показывает: как бы тщательно ни проектировалась система разветвленных конвейерных линий, исходя из имеющихся теоретических знаний поставщика оборудования, остается немалая вероятность того, что в условиях реальной эксплуатации возникнут заторы, узкие места или иные проблемы с перемещением грузов. Разрешать эти проблемы на «живой» системе оказывается гораздо сложнее и дороже, чем предусмотреть иную архитектуру помещений или топологию линий на этапе разработки проекта системы.
Именно для этого нужен цифровой двойник: заранее проверить на нем все алгоритмы работы как в штатных, так и во внештатных ситуациях, в том числе на грани работоспособности системы, проверить пропускную способность в различных режимах и, если нужно, еще на этапе проектирования согласовать со строителями изменения в чертежах объекта. Например, при выполнении нами проекта системы обработки багажа (или проще – багажной системы) для крупного аэропорта по результатам испытаний наш заказчик принял решение о создании дополнительной линии транспортировки, которая решила проблему перераспределения потоков багажа в случае возникновения заторов или нештатных ситуаций. Необходимость этого дополнения была наглядно доказана при моделировании на цифровом двойнике. Кстати, по словам заказчика, дополнительная линия регулярно «спасает» ситуацию в аэропорту, обеспечив тем самым бесперебойную работу системы обработки багажа в целом.
 – Как происходит процесс создания цифрового двойника?
  – В общем случае, независимо от того, с чем работает проектировщик – отдельным элементом или полноценной системой, – вначале проводится отладка всех алгоритмов функционирования объекта или системы. На втором этапе проводится проверка всех гипотез относительно поведения системы в различных ситуациях. Наибольший интерес представляют гипотезы о ее поведении в пограничных и нештатных ситуациях, когда нарушается нормальное функционирование физической системы, что происходит с пропускной способностью системы. В определенном смысле мы все привыкли к таким проявлениям и считаем, скажем, затор на ленте выдачи багажа в аэропорту или сбой в работе автоматизированной парковки неприятным, но неизбежным проявлением современного технического прогресса. Однако все эти раздражающие обывателей неприятности с техническими системами – следствие того, что техническая система изначально была недостаточно хорошо продумана.
Эти жизненные ситуации (кто-то нажал не на ту кнопку, груз зацепился за борт конвейера, линия вышла из строя и т. д.) не были заранее проверены и подробно изучены на цифровом двойнике системы, то есть на той модели, которая является полной копией данной технической системы. Работоспособность системы определяется не тем, насколько хорошо она работает в штатных ситуациях, а тем, насколько успешно система выходит из нештатных ситуаций, желательно без участия человека. Но как учесть все потенциально возможные нештатные ситуации при проектировании системы?

Это задача технических аналитиков, которые обычно участвуют в создании новой системы. Чаще всего это специалисты в предметной области бизнеса заказчика. Они хорошо знают особенности функционирования таких систем, все их проблемные места. Но при традиционном подходе их знания оказываются востребованными только тогда, когда нештатная ситуация уже случилась, обслуживание пользователей неожиданно прекратилось и необходимо срочно принять решение, как поправить ситуацию. Использование цифрового двойника меняет точку приложения их знаний и опыта: эти специалисты пишут сценарии проверки работоспособности будущей системы, формируют чек-лист, который потом отрабатывается в полном объеме на готовом цифровом двойнике системы.
До 90% вопросов к работоспособности системы снимается на этапе проверки на цифровом двойнике. И это очень важно: в процессе пусконаладки и ввода реальной системы в эксплуатацию вы потратите 100% времени или только 10.
 – Как может использоваться цифровая модель после запуска производственной системы?
  – При помощи цифрового двойника мы делаем саму производственную систему и ее внедрение более эффективными. Собственно, для этого цифровой двойник и нужен. Вообще-то на момент запуска системы самому заказчику цифровой двойник не нужен. Однако система наверняка будет развиваться. А это значит, что цифровой двойник обязательно должен продолжать жить вместе с реальной системой, развиваясь вместе с ней. Иными словами, любые изменения системы должны сначала проверяться на цифровом двойнике, а лишь потом применяться в реальной системе.

В этой ситуации может возникнуть вопрос о переходе цифрового двойника от проектировщика системы к заказчику проекта. Однако, как правило, у владельца системы в штате нет соответствующих специалистов. Ему проще воспользоваться услугой по дальнейшему развитию системы силами проектировщика, владеющего цифровым двойником системы и имеющим в штате специалистов нужной квалификации. [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 206 [TIMESTAMP_X] => 11.11.2021 11:11:33 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 653 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 108918 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e41 [FILE_NAME] => 89124_24ee5621_aKEuAMr4_1621412894.jpg [ORIGINAL_NAME] => 89124_24ee5621_aKEuAMr4_1621412894.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 2d6c97566dcb0877a0268cb5692ec5bf [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/e41/89124_24ee5621_aKEuAMr4_1621412894.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/e41/89124_24ee5621_aKEuAMr4_1621412894.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/e41/89124_24ee5621_aKEuAMr4_1621412894.jpg [ALT] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 05.11.2021 10:00:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 258 [VALUE] => Юлия Чернышевская [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Юлия Чернышевская [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 259 [VALUE] => 207 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 207 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 260 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 53 [TIMESTAMP_X] => 2022-02-18 14:42:30 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 3000 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.myspi.ru [~SERVER_NAME] => www.myspi.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 14 [~ID] => 14 [CODE] => tsifrovizatsiya [~CODE] => tsifrovizatsiya [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Цифровизация [~NAME] => Цифровизация [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/ [~SECTION_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Цифровизация [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Цифровизация [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровизация [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровизация [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровизация [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровизация [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровизация [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровизация [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Цифровизация [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Цифровизация ) ) [1] => Array ( [ID] => 73 [~ID] => 73 [CODE] => intervyu [~CODE] => intervyu [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 14 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 14 [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Интервью [~NAME] => Интервью [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 2 [~DEPTH_LEVEL] => 2 [SECTION_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/ [~SECTION_PAGE_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Интервью [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Интервью [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интервью [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интервью [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интервью [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интервью [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интервью [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интервью [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интервью [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интервью ) ) ) ) [SECTION_URL] => /tsifrovizatsiya/intervyu/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [ELEMENT_CHAIN] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [BROWSER_TITLE] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [KEYWORDS] => Цифровой двойник: как победить закон Парето? [DESCRIPTION] => К созданию сложного автоматизированного комплекса в полной мере применим закон Парето: 20% времени уходит на то, чтобы автоматизировать основной процесс (так называемый mainstream), и 80% времени – на отработку пограничных условий и исключительных ситуаций. Цифровой двойник системы радикально сокращает затраты на 80%-ную часть проекта, считает Александр Семенов, заместитель директора по новым рынкам компании «Рексофт». О других преимуществах этой технологии – в нашем интервью с Александром. ) )


Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар