Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция?

Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция?

18.11.2021 08:00:00 Автор: Александр Солнцев
Металлы vs композиты:  кооперация или конкуренция?

Активизация применения композитов на рынке может создать впечатление, что они стремятся вытеснить металлоизделия. Так ли это? Эксперты считают, что определенные рокировки возможны, но пока процесс продвижения композитов все-таки больше напоминает поиск своей рыночной ниши, чем стремление конкурировать с металлами.



На горизонте – эпоха гибридов

Широкое применение композиционных материалов обусловлено их свойствами – облегченностью конструкции и прочностью в сочетании со стойкостью к нагреву и коррозии. В зависимости от состава они могут быть как прозрачными для радиоволн, так и поглощать последние. Все это обусловило применение композитов в авиационной, ракетной и космической технике. Иными словами – там, где конструкции подвергаются нагреву и перегрузкам.

Например, детали крыла и обшивки самолетов, лопастей вертолетных винтов изготавливают из разновидности композита – углеалюминия. Детали фюзеляжа космических аппаратов выполняют из боралюминия. Многослойные сотовые звукопоглощающие конструкции применяются в авиадвигателях и для снижения шума, добавил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

Наиболее жаропрочные сплавы из никеля, хрома и титана, которые считаются аналогами подобных композитов, стоят дорого. Но и композиты недешевы. Однако в данном сегменте они вполне конкурентоспособны по цене. Имеет значение и то, что композитные изделия на 40% легче металлических.

Реже применяются керамические композиты. Они выдерживают еще более высокие температуры, но их сложно обрабатывать и прочно соединять с металлами.

Огнеупорные свойства привлекли внимание к композитам металлургов – для футеровки печей и изготовления деталей, погружаемых в жидкий металл.

В горнорудной промышленности тугоплавкие композиты применяют в составе буровых инструментов, в автопроме – деталей кузова и внутренних конструкций. Если говорить о химической промышленности, то здесь композиты можно встретить в составе батарей и аккумуляторов, в электротехнической промышленности – электроконтактов, электродов и изоляторов.

В последнее время выросла доля композитов в системах железнодорожной сигнализации и автоблокировки. Еще одна относительно новая сфера – строительство. Здесь композиты используют в панелях и каркасах, а также в качестве арматуры.

Сдерживающими факторами, препятствующими росту потребления композитов, является отсутствие нормативной документации (ГОСТ, ТУ и СНиП) на изделия, конструкции и сооружения из них, а также низкая информированность о них потенциальных заказчиков, уточнил исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин.

Тем не менее ниша композитов расширяется, а их продажи увеличиваются. Например, объем отгруженной предприя­тиями Санкт-Петербурга продукции в 2019 году оценивался в 450 млн руб., в 2021-м, по прогнозам, он может достичь 772 млн руб., сообщил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко. В 2024 году, как записано в программе развития кластера, этот показатель может удвоиться.

Развеянные мифы

В июле прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе был заложен корабль, корпус и гребной винт которого из композита, отметил главный конструктор кораблей проекта 12700 Александр Калинин. Причем его монолитный корпус из стеклокомпозита – самый большой в мире, который только изготавливали по подобной технологии.

Судостроение в РФ оказалось той отраслью, где впервые были применены композиты в столь значительных объемах. Но постановка на поток флота с корпусами из композита стала прорывным трендом еще и по другой причине. Успехи в судостроении подогрели интерес к использованию композитных материалов и в других сферах, включая производство самого разного оборудования и машин.

И это уже не катера или яхты, а серийные большие морские корабли, в которых применены новые материалы. С их появлением прояснились многие нюансы. Во-первых, был развеян миф о том, что композиты вытесняют сталь. Стало очевидным, что они просто занимают свою нишу на рынке – там, где точечное применение этих материалов дает преимущества, полагают эксперты МНОЦ «Центр превосходства «Балтико-ЛВМ-Политехник».

И это не означает, что вскоре весь флот будет композитным. Для отказа от металла необходимы веские причины. Это относится прежде всего к Военно-морскому флоту. Что касается гражданских судов, то здесь интерес к большим конструкциям из композита ограничивается сектором пассажирских скоростных теплоходов, к которым предъявляются весьма специфические требования.

Во-вторых, такой подход стимулирует развитие гибридных конструкций. Например, из углепластиков, цена которых зависит от объема их производства, считает представитель АО «НПК «Хим­проминжиниринг» (UMATEX). В-третьих, спрос формирует появление интеллектуальных материалов, например, с системой встроенного контроля деформации и температуры, новых связующих и модификаторов для них. В-четвертых, возможности заводов расширяет внед­рение роботизированных комплексов и промышленных 3D-принтеров для изготовления продукции.

Вместе с тем вопросы по поводу композитов у судостроителей остаются, что весьма существенно охлаждает конкуренцию с металлами. И это видно по новым нормативам IMO: Международная морская организация выпустила временное руководство по использованию в судостроении композитных материалов FRP. Однако оно содержит, скорее, перечисление проблем композитного судостроения для эксплуатации по стандартам SOLAS, отметил директор КБ Albatross Marine Design Альберт Назаров.

Новые правила по композитам, разработанные ФАУ «Российский морской регистр судоходства», закрыли часть белых пятен в сфере стандартизации. Однако они не дают ответов на целый ряд вопросов, связанных с обеспечением безопас­ности перевозок. Итак, тенденции развития рынка композитов хотя и прояснились, но все-таки сомнения остаются.

Поэтому сложно говорить о движении вперед и на рынках, смежных с морскими перевозками. Взять, например, проект производства композитного рефрижераторного контейнера: он хотя и продвинулся с этапа создания опытного образца, но не набрал оборотов. Среди участников инициативы – «Гален/Кемрок», совместное предприятие ООО «Гален» (ГК «Роснано») и компании «Топ Гласс» (индийский холдинг Kemrock), а также ОАО «РЖД».

Напомним, что парк рефконтейнеров в РФ насчитывает около 9 тыс. ед. Планировалось, что он значительно расширится по мере замены рефвагонов на рефконтейнеры. Однако этот процесс идет медленно. А часть перевозок в изотермических рефсекциях перекочевала не в рефы, а в полувагоны (с применением определенных технологий).

По данным независимой аналитической компании Alto Consulting Group, производство контейнеров в РФ оценивается в размере 3 тыс. ед. в год. Отечественным предприятиям сложно конкурировать с Китаем, заводы которого закрывают на мировом рынке до 95% спроса на контейнеры. По словам исполнительного директора Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергея Авсейкова, наращивание выпуска отечественных контейнеров способны подстегнуть субсидии их производителям. Однако пока это предложение не находит поддержки в правительстве РФ. Во всяком случае, официальной реакции Минпромторга России на него пока нет. Известно, что выдвинута альтернативная идея – выделить средства металлургам по аналогии с Китаем, где власти субсидируют приобретение металла для выпуска контейнеров.

Весьма характерная деталь: при обсуждении проблем отечественного контейнеростроения выпуск изделий из композитов, по сути, не обсуждали. Железно­дорожные операторы говорят об интересе к подобным инновациям. Однако на практике на рынке доминирует использование стальных «ящиков» – несмотря на пре­имущества изделий из композитов. Напомним, что контейнеры из композитов легче, долговечнее, устойчивее к коррозии и обладают меньшей теплопроводностью.

Это доказывает практика использования емкостей для хранения агрессивных жидкостей на химических комбинатах. Например, завод композитных изделий имеет стабильные заказы на химстойкие резервуары (химстойкие емкости) из материалов на основе армированного стеклопластика и смол. Ростехнадзор выпустил правила, которые позволяют их использовать. Соответственно выдаются спецразрешения. В таких емкостях теперь хранят, в частности, кислоты, щелочи и нефтепродукты. А безопасность подтверждена мониторингом показаний различных систем контроля, которые используют на производстве.

В чем сила, брат?

Слабостью композита считается его нестойкость к механическому и терми­ческому удару и износу. Однако эти недостатки устраняются с помощью различных покрытий, наносимых различными методами (электронно-лучевым, плазменным, шликерным). К перспективным относят покрытия на основе многокомпонентных силикатов из редкоземельных элементов и их оксидов.

Тем не менее есть ряд факторов, сдерживающих применение композитов. Скажем, изделия из них зачастую дороже металлических аналогов. Правда, в 2021 году на фоне резкого роста цен на металл в РФ его конкурентные преимущества перед композитами могут стать менее очевидными для бизнеса. Особенно если тренд с высокими прайсами на металл превратится в тенденцию.

Впрочем, есть и другие причины, сдерживающие продажи изделий из композитов. Производителям сложно развеять предубеждение потребителей в недостатках подобных изделий. Это наиболее ярко видно на примере рынка грузоперевозок: клиенты, несмотря на все вроде бы убедительные преимущества контейнеров из композита, предпочитают им тару из металла. Но в то же время весьма охотно размещают в них грузы на жесткой вставке из композита. Применение жестких вставок позволяет уменьшить время затарки и при этом обойтись без дополнительного оборудования, поскольку используется гравитационный способ погрузки. Вставку с товаром задвигают внутрь контейнера при отправке и выдвигают на месте выгрузки. Соответственно появляется возможность хранения продукции во вставке, но вне контейнера. Это удобно, когда на складе необходимо накопить товарную партию, например, зерна, а элеватора на терминале нет, но есть площадка в закрытом помещении под крышей. Кстати, подобная технология позволяет перевозить сыпучие товары и в тентованных контейнерах с открытым верхом. Для таких контейнеров на логистическом терминале при возврате нередко находится попутная загрузка.

Эксперты отмечают интерес и к многооборотной таре из композитов – попросту говоря, «ящикам» унифицированного формата. Если они небольшие, то их можно палетировать. А крупные – использовать как альтернативу палете. В таком случае груз не только получает дополнительную защиту от повреждений в пути, но и может быть еще укрыт термоизоляцией. Представитель операторской компании, которая использует подобную технологию при перевозке латекса, отметил, что много­разовая вставка в контейнер может быть складной, что при необходимости упрощает возврат многооборотной тары.

Впрочем, пока применение жестких вставок остается ограниченным. Емкости из композита используют для подобных целей в исключительных обстоятельствах. Например, когда требуется обеспечить дополнительную защиту груза в упаковке, механизировать операции при доставках небольших партий дорогостоящих сыпучих грузов или переместить вложенные модули на склад без перетарки, если необходимо отправить непосредственно контейнер обратно сразу по его прибытии.

Данный пример показывает, что композитам по-прежнему приходится преодолевать сложности. Причем связанные не только с белыми пятнами в законодательстве, но и с психологией потребителей. Для многих из них металл остается предпочтительнее. Требуются веские доказательства пользы от его замены на композит. Именно поэтому все чаще дорогу на рынок пробивают гибридные конструкции, в которых композит в той или иной форме уживается с металлоизделиями. Получается, что два столь разных материала скорее дополняют, а не теснят друг друга.




arResult:
Array
(
    [XML_ID] => 155
    [~XML_ID] => 155
    [NAME] => Металлы vs композиты:  кооперация или конкуренция?
    [~NAME] => Металлы vs композиты:  кооперация или конкуренция?
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [PREVIEW_TEXT] => Активизация применения композитов на рынке может создать впечатление, что они стремятся вытеснить металлоизделия. Так ли это? Эксперты считают, что определенные рокировки возможны, но пока процесс продвижения композитов все-таки больше напоминает поиск своей рыночной ниши, чем стремление конкурировать с металлами.
    [~PREVIEW_TEXT] => Активизация применения композитов на рынке может создать впечатление, что они стремятся вытеснить металлоизделия. Так ли это? Эксперты считают, что определенные рокировки возможны, но пока процесс продвижения композитов все-таки больше напоминает поиск своей рыночной ниши, чем стремление конкурировать с металлами.
    [DETAIL_TEXT] => 

На горизонте – эпоха гибридов

Широкое применение композиционных материалов обусловлено их свойствами – облегченностью конструкции и прочностью в сочетании со стойкостью к нагреву и коррозии. В зависимости от состава они могут быть как прозрачными для радиоволн, так и поглощать последние. Все это обусловило применение композитов в авиационной, ракетной и космической технике. Иными словами – там, где конструкции подвергаются нагреву и перегрузкам.

Например, детали крыла и обшивки самолетов, лопастей вертолетных винтов изготавливают из разновидности композита – углеалюминия. Детали фюзеляжа космических аппаратов выполняют из боралюминия. Многослойные сотовые звукопоглощающие конструкции применяются в авиадвигателях и для снижения шума, добавил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

Наиболее жаропрочные сплавы из никеля, хрома и титана, которые считаются аналогами подобных композитов, стоят дорого. Но и композиты недешевы. Однако в данном сегменте они вполне конкурентоспособны по цене. Имеет значение и то, что композитные изделия на 40% легче металлических.

Реже применяются керамические композиты. Они выдерживают еще более высокие температуры, но их сложно обрабатывать и прочно соединять с металлами.

Огнеупорные свойства привлекли внимание к композитам металлургов – для футеровки печей и изготовления деталей, погружаемых в жидкий металл.

В горнорудной промышленности тугоплавкие композиты применяют в составе буровых инструментов, в автопроме – деталей кузова и внутренних конструкций. Если говорить о химической промышленности, то здесь композиты можно встретить в составе батарей и аккумуляторов, в электротехнической промышленности – электроконтактов, электродов и изоляторов.

В последнее время выросла доля композитов в системах железнодорожной сигнализации и автоблокировки. Еще одна относительно новая сфера – строительство. Здесь композиты используют в панелях и каркасах, а также в качестве арматуры.

Сдерживающими факторами, препятствующими росту потребления композитов, является отсутствие нормативной документации (ГОСТ, ТУ и СНиП) на изделия, конструкции и сооружения из них, а также низкая информированность о них потенциальных заказчиков, уточнил исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин.

Тем не менее ниша композитов расширяется, а их продажи увеличиваются. Например, объем отгруженной предприя­тиями Санкт-Петербурга продукции в 2019 году оценивался в 450 млн руб., в 2021-м, по прогнозам, он может достичь 772 млн руб., сообщил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко. В 2024 году, как записано в программе развития кластера, этот показатель может удвоиться.

Развеянные мифы

В июле прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе был заложен корабль, корпус и гребной винт которого из композита, отметил главный конструктор кораблей проекта 12700 Александр Калинин. Причем его монолитный корпус из стеклокомпозита – самый большой в мире, который только изготавливали по подобной технологии.

Судостроение в РФ оказалось той отраслью, где впервые были применены композиты в столь значительных объемах. Но постановка на поток флота с корпусами из композита стала прорывным трендом еще и по другой причине. Успехи в судостроении подогрели интерес к использованию композитных материалов и в других сферах, включая производство самого разного оборудования и машин.

И это уже не катера или яхты, а серийные большие морские корабли, в которых применены новые материалы. С их появлением прояснились многие нюансы. Во-первых, был развеян миф о том, что композиты вытесняют сталь. Стало очевидным, что они просто занимают свою нишу на рынке – там, где точечное применение этих материалов дает преимущества, полагают эксперты МНОЦ «Центр превосходства «Балтико-ЛВМ-Политехник».

И это не означает, что вскоре весь флот будет композитным. Для отказа от металла необходимы веские причины. Это относится прежде всего к Военно-морскому флоту. Что касается гражданских судов, то здесь интерес к большим конструкциям из композита ограничивается сектором пассажирских скоростных теплоходов, к которым предъявляются весьма специфические требования.

Во-вторых, такой подход стимулирует развитие гибридных конструкций. Например, из углепластиков, цена которых зависит от объема их производства, считает представитель АО «НПК «Хим­проминжиниринг» (UMATEX). В-третьих, спрос формирует появление интеллектуальных материалов, например, с системой встроенного контроля деформации и температуры, новых связующих и модификаторов для них. В-четвертых, возможности заводов расширяет внед­рение роботизированных комплексов и промышленных 3D-принтеров для изготовления продукции.

Вместе с тем вопросы по поводу композитов у судостроителей остаются, что весьма существенно охлаждает конкуренцию с металлами. И это видно по новым нормативам IMO: Международная морская организация выпустила временное руководство по использованию в судостроении композитных материалов FRP. Однако оно содержит, скорее, перечисление проблем композитного судостроения для эксплуатации по стандартам SOLAS, отметил директор КБ Albatross Marine Design Альберт Назаров.

Новые правила по композитам, разработанные ФАУ «Российский морской регистр судоходства», закрыли часть белых пятен в сфере стандартизации. Однако они не дают ответов на целый ряд вопросов, связанных с обеспечением безопас­ности перевозок. Итак, тенденции развития рынка композитов хотя и прояснились, но все-таки сомнения остаются.

Поэтому сложно говорить о движении вперед и на рынках, смежных с морскими перевозками. Взять, например, проект производства композитного рефрижераторного контейнера: он хотя и продвинулся с этапа создания опытного образца, но не набрал оборотов. Среди участников инициативы – «Гален/Кемрок», совместное предприятие ООО «Гален» (ГК «Роснано») и компании «Топ Гласс» (индийский холдинг Kemrock), а также ОАО «РЖД».

Напомним, что парк рефконтейнеров в РФ насчитывает около 9 тыс. ед. Планировалось, что он значительно расширится по мере замены рефвагонов на рефконтейнеры. Однако этот процесс идет медленно. А часть перевозок в изотермических рефсекциях перекочевала не в рефы, а в полувагоны (с применением определенных технологий).

По данным независимой аналитической компании Alto Consulting Group, производство контейнеров в РФ оценивается в размере 3 тыс. ед. в год. Отечественным предприятиям сложно конкурировать с Китаем, заводы которого закрывают на мировом рынке до 95% спроса на контейнеры. По словам исполнительного директора Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергея Авсейкова, наращивание выпуска отечественных контейнеров способны подстегнуть субсидии их производителям. Однако пока это предложение не находит поддержки в правительстве РФ. Во всяком случае, официальной реакции Минпромторга России на него пока нет. Известно, что выдвинута альтернативная идея – выделить средства металлургам по аналогии с Китаем, где власти субсидируют приобретение металла для выпуска контейнеров.

Весьма характерная деталь: при обсуждении проблем отечественного контейнеростроения выпуск изделий из композитов, по сути, не обсуждали. Железно­дорожные операторы говорят об интересе к подобным инновациям. Однако на практике на рынке доминирует использование стальных «ящиков» – несмотря на пре­имущества изделий из композитов. Напомним, что контейнеры из композитов легче, долговечнее, устойчивее к коррозии и обладают меньшей теплопроводностью.

Это доказывает практика использования емкостей для хранения агрессивных жидкостей на химических комбинатах. Например, завод композитных изделий имеет стабильные заказы на химстойкие резервуары (химстойкие емкости) из материалов на основе армированного стеклопластика и смол. Ростехнадзор выпустил правила, которые позволяют их использовать. Соответственно выдаются спецразрешения. В таких емкостях теперь хранят, в частности, кислоты, щелочи и нефтепродукты. А безопасность подтверждена мониторингом показаний различных систем контроля, которые используют на производстве.

В чем сила, брат?

Слабостью композита считается его нестойкость к механическому и терми­ческому удару и износу. Однако эти недостатки устраняются с помощью различных покрытий, наносимых различными методами (электронно-лучевым, плазменным, шликерным). К перспективным относят покрытия на основе многокомпонентных силикатов из редкоземельных элементов и их оксидов.

Тем не менее есть ряд факторов, сдерживающих применение композитов. Скажем, изделия из них зачастую дороже металлических аналогов. Правда, в 2021 году на фоне резкого роста цен на металл в РФ его конкурентные преимущества перед композитами могут стать менее очевидными для бизнеса. Особенно если тренд с высокими прайсами на металл превратится в тенденцию.

Впрочем, есть и другие причины, сдерживающие продажи изделий из композитов. Производителям сложно развеять предубеждение потребителей в недостатках подобных изделий. Это наиболее ярко видно на примере рынка грузоперевозок: клиенты, несмотря на все вроде бы убедительные преимущества контейнеров из композита, предпочитают им тару из металла. Но в то же время весьма охотно размещают в них грузы на жесткой вставке из композита. Применение жестких вставок позволяет уменьшить время затарки и при этом обойтись без дополнительного оборудования, поскольку используется гравитационный способ погрузки. Вставку с товаром задвигают внутрь контейнера при отправке и выдвигают на месте выгрузки. Соответственно появляется возможность хранения продукции во вставке, но вне контейнера. Это удобно, когда на складе необходимо накопить товарную партию, например, зерна, а элеватора на терминале нет, но есть площадка в закрытом помещении под крышей. Кстати, подобная технология позволяет перевозить сыпучие товары и в тентованных контейнерах с открытым верхом. Для таких контейнеров на логистическом терминале при возврате нередко находится попутная загрузка.

Эксперты отмечают интерес и к многооборотной таре из композитов – попросту говоря, «ящикам» унифицированного формата. Если они небольшие, то их можно палетировать. А крупные – использовать как альтернативу палете. В таком случае груз не только получает дополнительную защиту от повреждений в пути, но и может быть еще укрыт термоизоляцией. Представитель операторской компании, которая использует подобную технологию при перевозке латекса, отметил, что много­разовая вставка в контейнер может быть складной, что при необходимости упрощает возврат многооборотной тары.

Впрочем, пока применение жестких вставок остается ограниченным. Емкости из композита используют для подобных целей в исключительных обстоятельствах. Например, когда требуется обеспечить дополнительную защиту груза в упаковке, механизировать операции при доставках небольших партий дорогостоящих сыпучих грузов или переместить вложенные модули на склад без перетарки, если необходимо отправить непосредственно контейнер обратно сразу по его прибытии.

Данный пример показывает, что композитам по-прежнему приходится преодолевать сложности. Причем связанные не только с белыми пятнами в законодательстве, но и с психологией потребителей. Для многих из них металл остается предпочтительнее. Требуются веские доказательства пользы от его замены на композит. Именно поэтому все чаще дорогу на рынок пробивают гибридные конструкции, в которых композит в той или иной форме уживается с металлоизделиями. Получается, что два столь разных материала скорее дополняют, а не теснят друг друга.

[~DETAIL_TEXT] =>

На горизонте – эпоха гибридов

Широкое применение композиционных материалов обусловлено их свойствами – облегченностью конструкции и прочностью в сочетании со стойкостью к нагреву и коррозии. В зависимости от состава они могут быть как прозрачными для радиоволн, так и поглощать последние. Все это обусловило применение композитов в авиационной, ракетной и космической технике. Иными словами – там, где конструкции подвергаются нагреву и перегрузкам.

Например, детали крыла и обшивки самолетов, лопастей вертолетных винтов изготавливают из разновидности композита – углеалюминия. Детали фюзеляжа космических аппаратов выполняют из боралюминия. Многослойные сотовые звукопоглощающие конструкции применяются в авиадвигателях и для снижения шума, добавил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

Наиболее жаропрочные сплавы из никеля, хрома и титана, которые считаются аналогами подобных композитов, стоят дорого. Но и композиты недешевы. Однако в данном сегменте они вполне конкурентоспособны по цене. Имеет значение и то, что композитные изделия на 40% легче металлических.

Реже применяются керамические композиты. Они выдерживают еще более высокие температуры, но их сложно обрабатывать и прочно соединять с металлами.

Огнеупорные свойства привлекли внимание к композитам металлургов – для футеровки печей и изготовления деталей, погружаемых в жидкий металл.

В горнорудной промышленности тугоплавкие композиты применяют в составе буровых инструментов, в автопроме – деталей кузова и внутренних конструкций. Если говорить о химической промышленности, то здесь композиты можно встретить в составе батарей и аккумуляторов, в электротехнической промышленности – электроконтактов, электродов и изоляторов.

В последнее время выросла доля композитов в системах железнодорожной сигнализации и автоблокировки. Еще одна относительно новая сфера – строительство. Здесь композиты используют в панелях и каркасах, а также в качестве арматуры.

Сдерживающими факторами, препятствующими росту потребления композитов, является отсутствие нормативной документации (ГОСТ, ТУ и СНиП) на изделия, конструкции и сооружения из них, а также низкая информированность о них потенциальных заказчиков, уточнил исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин.

Тем не менее ниша композитов расширяется, а их продажи увеличиваются. Например, объем отгруженной предприя­тиями Санкт-Петербурга продукции в 2019 году оценивался в 450 млн руб., в 2021-м, по прогнозам, он может достичь 772 млн руб., сообщил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко. В 2024 году, как записано в программе развития кластера, этот показатель может удвоиться.

Развеянные мифы

В июле прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе был заложен корабль, корпус и гребной винт которого из композита, отметил главный конструктор кораблей проекта 12700 Александр Калинин. Причем его монолитный корпус из стеклокомпозита – самый большой в мире, который только изготавливали по подобной технологии.

Судостроение в РФ оказалось той отраслью, где впервые были применены композиты в столь значительных объемах. Но постановка на поток флота с корпусами из композита стала прорывным трендом еще и по другой причине. Успехи в судостроении подогрели интерес к использованию композитных материалов и в других сферах, включая производство самого разного оборудования и машин.

И это уже не катера или яхты, а серийные большие морские корабли, в которых применены новые материалы. С их появлением прояснились многие нюансы. Во-первых, был развеян миф о том, что композиты вытесняют сталь. Стало очевидным, что они просто занимают свою нишу на рынке – там, где точечное применение этих материалов дает преимущества, полагают эксперты МНОЦ «Центр превосходства «Балтико-ЛВМ-Политехник».

И это не означает, что вскоре весь флот будет композитным. Для отказа от металла необходимы веские причины. Это относится прежде всего к Военно-морскому флоту. Что касается гражданских судов, то здесь интерес к большим конструкциям из композита ограничивается сектором пассажирских скоростных теплоходов, к которым предъявляются весьма специфические требования.

Во-вторых, такой подход стимулирует развитие гибридных конструкций. Например, из углепластиков, цена которых зависит от объема их производства, считает представитель АО «НПК «Хим­проминжиниринг» (UMATEX). В-третьих, спрос формирует появление интеллектуальных материалов, например, с системой встроенного контроля деформации и температуры, новых связующих и модификаторов для них. В-четвертых, возможности заводов расширяет внед­рение роботизированных комплексов и промышленных 3D-принтеров для изготовления продукции.

Вместе с тем вопросы по поводу композитов у судостроителей остаются, что весьма существенно охлаждает конкуренцию с металлами. И это видно по новым нормативам IMO: Международная морская организация выпустила временное руководство по использованию в судостроении композитных материалов FRP. Однако оно содержит, скорее, перечисление проблем композитного судостроения для эксплуатации по стандартам SOLAS, отметил директор КБ Albatross Marine Design Альберт Назаров.

Новые правила по композитам, разработанные ФАУ «Российский морской регистр судоходства», закрыли часть белых пятен в сфере стандартизации. Однако они не дают ответов на целый ряд вопросов, связанных с обеспечением безопас­ности перевозок. Итак, тенденции развития рынка композитов хотя и прояснились, но все-таки сомнения остаются.

Поэтому сложно говорить о движении вперед и на рынках, смежных с морскими перевозками. Взять, например, проект производства композитного рефрижераторного контейнера: он хотя и продвинулся с этапа создания опытного образца, но не набрал оборотов. Среди участников инициативы – «Гален/Кемрок», совместное предприятие ООО «Гален» (ГК «Роснано») и компании «Топ Гласс» (индийский холдинг Kemrock), а также ОАО «РЖД».

Напомним, что парк рефконтейнеров в РФ насчитывает около 9 тыс. ед. Планировалось, что он значительно расширится по мере замены рефвагонов на рефконтейнеры. Однако этот процесс идет медленно. А часть перевозок в изотермических рефсекциях перекочевала не в рефы, а в полувагоны (с применением определенных технологий).

По данным независимой аналитической компании Alto Consulting Group, производство контейнеров в РФ оценивается в размере 3 тыс. ед. в год. Отечественным предприятиям сложно конкурировать с Китаем, заводы которого закрывают на мировом рынке до 95% спроса на контейнеры. По словам исполнительного директора Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергея Авсейкова, наращивание выпуска отечественных контейнеров способны подстегнуть субсидии их производителям. Однако пока это предложение не находит поддержки в правительстве РФ. Во всяком случае, официальной реакции Минпромторга России на него пока нет. Известно, что выдвинута альтернативная идея – выделить средства металлургам по аналогии с Китаем, где власти субсидируют приобретение металла для выпуска контейнеров.

Весьма характерная деталь: при обсуждении проблем отечественного контейнеростроения выпуск изделий из композитов, по сути, не обсуждали. Железно­дорожные операторы говорят об интересе к подобным инновациям. Однако на практике на рынке доминирует использование стальных «ящиков» – несмотря на пре­имущества изделий из композитов. Напомним, что контейнеры из композитов легче, долговечнее, устойчивее к коррозии и обладают меньшей теплопроводностью.

Это доказывает практика использования емкостей для хранения агрессивных жидкостей на химических комбинатах. Например, завод композитных изделий имеет стабильные заказы на химстойкие резервуары (химстойкие емкости) из материалов на основе армированного стеклопластика и смол. Ростехнадзор выпустил правила, которые позволяют их использовать. Соответственно выдаются спецразрешения. В таких емкостях теперь хранят, в частности, кислоты, щелочи и нефтепродукты. А безопасность подтверждена мониторингом показаний различных систем контроля, которые используют на производстве.

В чем сила, брат?

Слабостью композита считается его нестойкость к механическому и терми­ческому удару и износу. Однако эти недостатки устраняются с помощью различных покрытий, наносимых различными методами (электронно-лучевым, плазменным, шликерным). К перспективным относят покрытия на основе многокомпонентных силикатов из редкоземельных элементов и их оксидов.

Тем не менее есть ряд факторов, сдерживающих применение композитов. Скажем, изделия из них зачастую дороже металлических аналогов. Правда, в 2021 году на фоне резкого роста цен на металл в РФ его конкурентные преимущества перед композитами могут стать менее очевидными для бизнеса. Особенно если тренд с высокими прайсами на металл превратится в тенденцию.

Впрочем, есть и другие причины, сдерживающие продажи изделий из композитов. Производителям сложно развеять предубеждение потребителей в недостатках подобных изделий. Это наиболее ярко видно на примере рынка грузоперевозок: клиенты, несмотря на все вроде бы убедительные преимущества контейнеров из композита, предпочитают им тару из металла. Но в то же время весьма охотно размещают в них грузы на жесткой вставке из композита. Применение жестких вставок позволяет уменьшить время затарки и при этом обойтись без дополнительного оборудования, поскольку используется гравитационный способ погрузки. Вставку с товаром задвигают внутрь контейнера при отправке и выдвигают на месте выгрузки. Соответственно появляется возможность хранения продукции во вставке, но вне контейнера. Это удобно, когда на складе необходимо накопить товарную партию, например, зерна, а элеватора на терминале нет, но есть площадка в закрытом помещении под крышей. Кстати, подобная технология позволяет перевозить сыпучие товары и в тентованных контейнерах с открытым верхом. Для таких контейнеров на логистическом терминале при возврате нередко находится попутная загрузка.

Эксперты отмечают интерес и к многооборотной таре из композитов – попросту говоря, «ящикам» унифицированного формата. Если они небольшие, то их можно палетировать. А крупные – использовать как альтернативу палете. В таком случае груз не только получает дополнительную защиту от повреждений в пути, но и может быть еще укрыт термоизоляцией. Представитель операторской компании, которая использует подобную технологию при перевозке латекса, отметил, что много­разовая вставка в контейнер может быть складной, что при необходимости упрощает возврат многооборотной тары.

Впрочем, пока применение жестких вставок остается ограниченным. Емкости из композита используют для подобных целей в исключительных обстоятельствах. Например, когда требуется обеспечить дополнительную защиту груза в упаковке, механизировать операции при доставках небольших партий дорогостоящих сыпучих грузов или переместить вложенные модули на склад без перетарки, если необходимо отправить непосредственно контейнер обратно сразу по его прибытии.

Данный пример показывает, что композитам по-прежнему приходится преодолевать сложности. Причем связанные не только с белыми пятнами в законодательстве, но и с психологией потребителей. Для многих из них металл остается предпочтительнее. Требуются веские доказательства пользы от его замены на композит. Именно поэтому все чаще дорогу на рынок пробивают гибридные конструкции, в которых композит в той или иной форме уживается с металлоизделиями. Получается, что два столь разных материала скорее дополняют, а не теснят друг друга.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 277 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2021-11-24 11:54:05.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 598 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 352437 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/309 [FILE_NAME] => 186438.jpg [ORIGINAL_NAME] => 186438.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 4a0ba2caa6d851b4721b98180feaaaaf [~src] => [SRC] => /upload/iblock/309/186438.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/309/186438.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/309/186438.jpg [ALT] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? ) [~DETAIL_PICTURE] => 277 [DATE_ACTIVE_FROM] => 18.11.2021 08:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 18.11.2021 08:00:00 [ID] => 155 [~ID] => 155 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 44 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 44 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [TIMESTAMP_X] => 24.11.2021 11:54:05 [~TIMESTAMP_X] => 24.11.2021 11:54:05 [ACTIVE_FROM] => 18.11.2021 08:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 18.11.2021 08:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/obzory/metally-vs-kompozity-kooperatsiya-ili-konkurentsiya/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/obzory/metally-vs-kompozity-kooperatsiya-ili-konkurentsiya/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /tekhnika/obzory/metally-vs-kompozity-kooperatsiya-ili-konkurentsiya/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /tekhnika/obzory/metally-vs-kompozity-kooperatsiya-ili-konkurentsiya/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => metally-vs-kompozity-kooperatsiya-ili-konkurentsiya [~CODE] => metally-vs-kompozity-kooperatsiya-ili-konkurentsiya [EXTERNAL_ID] => 155 [~EXTERNAL_ID] => 155 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 18.11.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Активизация применения композитов на рынке может создать впечатление, что они стремятся вытеснить металлоизделия. Так ли это? Эксперты считают, что определенные рокировки возможны, но пока процесс продвижения композитов все-таки больше напоминает поиск своей рыночной ниши, чем стремление конкурировать с металлами. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 155 [NAME] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => Активизация применения композитов на рынке может создать впечатление, что они стремятся вытеснить металлоизделия. Так ли это? Эксперты считают, что определенные рокировки возможны, но пока процесс продвижения композитов все-таки больше напоминает поиск своей рыночной ниши, чем стремление конкурировать с металлами. [DETAIL_TEXT] =>

На горизонте – эпоха гибридов

Широкое применение композиционных материалов обусловлено их свойствами – облегченностью конструкции и прочностью в сочетании со стойкостью к нагреву и коррозии. В зависимости от состава они могут быть как прозрачными для радиоволн, так и поглощать последние. Все это обусловило применение композитов в авиационной, ракетной и космической технике. Иными словами – там, где конструкции подвергаются нагреву и перегрузкам.

Например, детали крыла и обшивки самолетов, лопастей вертолетных винтов изготавливают из разновидности композита – углеалюминия. Детали фюзеляжа космических аппаратов выполняют из боралюминия. Многослойные сотовые звукопоглощающие конструкции применяются в авиадвигателях и для снижения шума, добавил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

Наиболее жаропрочные сплавы из никеля, хрома и титана, которые считаются аналогами подобных композитов, стоят дорого. Но и композиты недешевы. Однако в данном сегменте они вполне конкурентоспособны по цене. Имеет значение и то, что композитные изделия на 40% легче металлических.

Реже применяются керамические композиты. Они выдерживают еще более высокие температуры, но их сложно обрабатывать и прочно соединять с металлами.

Огнеупорные свойства привлекли внимание к композитам металлургов – для футеровки печей и изготовления деталей, погружаемых в жидкий металл.

В горнорудной промышленности тугоплавкие композиты применяют в составе буровых инструментов, в автопроме – деталей кузова и внутренних конструкций. Если говорить о химической промышленности, то здесь композиты можно встретить в составе батарей и аккумуляторов, в электротехнической промышленности – электроконтактов, электродов и изоляторов.

В последнее время выросла доля композитов в системах железнодорожной сигнализации и автоблокировки. Еще одна относительно новая сфера – строительство. Здесь композиты используют в панелях и каркасах, а также в качестве арматуры.

Сдерживающими факторами, препятствующими росту потребления композитов, является отсутствие нормативной документации (ГОСТ, ТУ и СНиП) на изделия, конструкции и сооружения из них, а также низкая информированность о них потенциальных заказчиков, уточнил исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин.

Тем не менее ниша композитов расширяется, а их продажи увеличиваются. Например, объем отгруженной предприя­тиями Санкт-Петербурга продукции в 2019 году оценивался в 450 млн руб., в 2021-м, по прогнозам, он может достичь 772 млн руб., сообщил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко. В 2024 году, как записано в программе развития кластера, этот показатель может удвоиться.

Развеянные мифы

В июле прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе был заложен корабль, корпус и гребной винт которого из композита, отметил главный конструктор кораблей проекта 12700 Александр Калинин. Причем его монолитный корпус из стеклокомпозита – самый большой в мире, который только изготавливали по подобной технологии.

Судостроение в РФ оказалось той отраслью, где впервые были применены композиты в столь значительных объемах. Но постановка на поток флота с корпусами из композита стала прорывным трендом еще и по другой причине. Успехи в судостроении подогрели интерес к использованию композитных материалов и в других сферах, включая производство самого разного оборудования и машин.

И это уже не катера или яхты, а серийные большие морские корабли, в которых применены новые материалы. С их появлением прояснились многие нюансы. Во-первых, был развеян миф о том, что композиты вытесняют сталь. Стало очевидным, что они просто занимают свою нишу на рынке – там, где точечное применение этих материалов дает преимущества, полагают эксперты МНОЦ «Центр превосходства «Балтико-ЛВМ-Политехник».

И это не означает, что вскоре весь флот будет композитным. Для отказа от металла необходимы веские причины. Это относится прежде всего к Военно-морскому флоту. Что касается гражданских судов, то здесь интерес к большим конструкциям из композита ограничивается сектором пассажирских скоростных теплоходов, к которым предъявляются весьма специфические требования.

Во-вторых, такой подход стимулирует развитие гибридных конструкций. Например, из углепластиков, цена которых зависит от объема их производства, считает представитель АО «НПК «Хим­проминжиниринг» (UMATEX). В-третьих, спрос формирует появление интеллектуальных материалов, например, с системой встроенного контроля деформации и температуры, новых связующих и модификаторов для них. В-четвертых, возможности заводов расширяет внед­рение роботизированных комплексов и промышленных 3D-принтеров для изготовления продукции.

Вместе с тем вопросы по поводу композитов у судостроителей остаются, что весьма существенно охлаждает конкуренцию с металлами. И это видно по новым нормативам IMO: Международная морская организация выпустила временное руководство по использованию в судостроении композитных материалов FRP. Однако оно содержит, скорее, перечисление проблем композитного судостроения для эксплуатации по стандартам SOLAS, отметил директор КБ Albatross Marine Design Альберт Назаров.

Новые правила по композитам, разработанные ФАУ «Российский морской регистр судоходства», закрыли часть белых пятен в сфере стандартизации. Однако они не дают ответов на целый ряд вопросов, связанных с обеспечением безопас­ности перевозок. Итак, тенденции развития рынка композитов хотя и прояснились, но все-таки сомнения остаются.

Поэтому сложно говорить о движении вперед и на рынках, смежных с морскими перевозками. Взять, например, проект производства композитного рефрижераторного контейнера: он хотя и продвинулся с этапа создания опытного образца, но не набрал оборотов. Среди участников инициативы – «Гален/Кемрок», совместное предприятие ООО «Гален» (ГК «Роснано») и компании «Топ Гласс» (индийский холдинг Kemrock), а также ОАО «РЖД».

Напомним, что парк рефконтейнеров в РФ насчитывает около 9 тыс. ед. Планировалось, что он значительно расширится по мере замены рефвагонов на рефконтейнеры. Однако этот процесс идет медленно. А часть перевозок в изотермических рефсекциях перекочевала не в рефы, а в полувагоны (с применением определенных технологий).

По данным независимой аналитической компании Alto Consulting Group, производство контейнеров в РФ оценивается в размере 3 тыс. ед. в год. Отечественным предприятиям сложно конкурировать с Китаем, заводы которого закрывают на мировом рынке до 95% спроса на контейнеры. По словам исполнительного директора Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергея Авсейкова, наращивание выпуска отечественных контейнеров способны подстегнуть субсидии их производителям. Однако пока это предложение не находит поддержки в правительстве РФ. Во всяком случае, официальной реакции Минпромторга России на него пока нет. Известно, что выдвинута альтернативная идея – выделить средства металлургам по аналогии с Китаем, где власти субсидируют приобретение металла для выпуска контейнеров.

Весьма характерная деталь: при обсуждении проблем отечественного контейнеростроения выпуск изделий из композитов, по сути, не обсуждали. Железно­дорожные операторы говорят об интересе к подобным инновациям. Однако на практике на рынке доминирует использование стальных «ящиков» – несмотря на пре­имущества изделий из композитов. Напомним, что контейнеры из композитов легче, долговечнее, устойчивее к коррозии и обладают меньшей теплопроводностью.

Это доказывает практика использования емкостей для хранения агрессивных жидкостей на химических комбинатах. Например, завод композитных изделий имеет стабильные заказы на химстойкие резервуары (химстойкие емкости) из материалов на основе армированного стеклопластика и смол. Ростехнадзор выпустил правила, которые позволяют их использовать. Соответственно выдаются спецразрешения. В таких емкостях теперь хранят, в частности, кислоты, щелочи и нефтепродукты. А безопасность подтверждена мониторингом показаний различных систем контроля, которые используют на производстве.

В чем сила, брат?

Слабостью композита считается его нестойкость к механическому и терми­ческому удару и износу. Однако эти недостатки устраняются с помощью различных покрытий, наносимых различными методами (электронно-лучевым, плазменным, шликерным). К перспективным относят покрытия на основе многокомпонентных силикатов из редкоземельных элементов и их оксидов.

Тем не менее есть ряд факторов, сдерживающих применение композитов. Скажем, изделия из них зачастую дороже металлических аналогов. Правда, в 2021 году на фоне резкого роста цен на металл в РФ его конкурентные преимущества перед композитами могут стать менее очевидными для бизнеса. Особенно если тренд с высокими прайсами на металл превратится в тенденцию.

Впрочем, есть и другие причины, сдерживающие продажи изделий из композитов. Производителям сложно развеять предубеждение потребителей в недостатках подобных изделий. Это наиболее ярко видно на примере рынка грузоперевозок: клиенты, несмотря на все вроде бы убедительные преимущества контейнеров из композита, предпочитают им тару из металла. Но в то же время весьма охотно размещают в них грузы на жесткой вставке из композита. Применение жестких вставок позволяет уменьшить время затарки и при этом обойтись без дополнительного оборудования, поскольку используется гравитационный способ погрузки. Вставку с товаром задвигают внутрь контейнера при отправке и выдвигают на месте выгрузки. Соответственно появляется возможность хранения продукции во вставке, но вне контейнера. Это удобно, когда на складе необходимо накопить товарную партию, например, зерна, а элеватора на терминале нет, но есть площадка в закрытом помещении под крышей. Кстати, подобная технология позволяет перевозить сыпучие товары и в тентованных контейнерах с открытым верхом. Для таких контейнеров на логистическом терминале при возврате нередко находится попутная загрузка.

Эксперты отмечают интерес и к многооборотной таре из композитов – попросту говоря, «ящикам» унифицированного формата. Если они небольшие, то их можно палетировать. А крупные – использовать как альтернативу палете. В таком случае груз не только получает дополнительную защиту от повреждений в пути, но и может быть еще укрыт термоизоляцией. Представитель операторской компании, которая использует подобную технологию при перевозке латекса, отметил, что много­разовая вставка в контейнер может быть складной, что при необходимости упрощает возврат многооборотной тары.

Впрочем, пока применение жестких вставок остается ограниченным. Емкости из композита используют для подобных целей в исключительных обстоятельствах. Например, когда требуется обеспечить дополнительную защиту груза в упаковке, механизировать операции при доставках небольших партий дорогостоящих сыпучих грузов или переместить вложенные модули на склад без перетарки, если необходимо отправить непосредственно контейнер обратно сразу по его прибытии.

Данный пример показывает, что композитам по-прежнему приходится преодолевать сложности. Причем связанные не только с белыми пятнами в законодательстве, но и с психологией потребителей. Для многих из них металл остается предпочтительнее. Требуются веские доказательства пользы от его замены на композит. Именно поэтому все чаще дорогу на рынок пробивают гибридные конструкции, в которых композит в той или иной форме уживается с металлоизделиями. Получается, что два столь разных материала скорее дополняют, а не теснят друг друга.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 277 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2021-11-24 11:54:05.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 598 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 352437 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/309 [FILE_NAME] => 186438.jpg [ORIGINAL_NAME] => 186438.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 4a0ba2caa6d851b4721b98180feaaaaf [~src] => [SRC] => /upload/iblock/309/186438.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/309/186438.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/309/186438.jpg [ALT] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 18.11.2021 08:00:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 321 [VALUE] => Александр Солнцев [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Александр Солнцев [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 323 [VALUE] => 278 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 278 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 325 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [MORE_PHOTO] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => [~SERVER_NAME] => ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 11 [~ID] => 11 [CODE] => tekhnika [~CODE] => tekhnika [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Техника [~NAME] => Техника [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/ [~SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Техника [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Техника [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Техника [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника ) ) [1] => Array ( [ID] => 44 [~ID] => 44 [CODE] => obzory [~CODE] => obzory [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 11 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 11 [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Обзоры [~NAME] => Обзоры [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 2 [~DEPTH_LEVEL] => 2 [SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/obzory/ [~SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/obzory/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Обзоры [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Обзоры [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры ) ) ) ) [SECTION_URL] => /tekhnika/obzory/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [ELEMENT_CHAIN] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [BROWSER_TITLE] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [KEYWORDS] => Металлы vs композиты: кооперация или конкуренция? [DESCRIPTION] => Активизация применения композитов на рынке может создать впечатление, что они стремятся вытеснить металлоизделия. Так ли это? Эксперты считают, что определенные рокировки возможны, но пока процесс продвижения композитов все-таки больше напоминает поиск своей рыночной ниши, чем стремление конкурировать с металлами. ) )


Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар