Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
arResult: Array ( [XML_ID] => 105 [~XML_ID] => 105 [NAME] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [~NAME] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [TAGS] => [~TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок. [~PREVIEW_TEXT] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок. [DETAIL_TEXT] =>Природный газ ведет в росте цен
По данным Argus, cтоимость природного газа в нидерландском газовом хабе TTF с поставкой на месяц вперед в течение 1–12 октября в среднем возросла до €94,90/МВт·ч, тогда как в начале года цена составляла лишь €20,40/МВт·ч. «Столь значительному росту цен способствовало несколько факторов, – объясняют аналитики ценового агентства. – Затяжной отопительный сезон прошлого года как в Европе, так и в России привел к значительному снижению запасов газа в хранилищах и сдвигу сезона закачки. Высокий спрос на закачку газа летом совпал со стремительным восстановлением потребления после снятия карантинных мер. Между тем значительная часть запланированных на 2020 год ремонтов на производственных площадках в Северном море и России была перенесена из-за карантинных ограничений на текущий год. Кроме того, предложение ресурса оказалось ниже ожиданий рынка, в связи с тем что «Газпром» в условиях низких цен на газ в 2019 году уменьшил инвестиции в разработку участков. Свою роль в росте цен сыграло и установление системы торговли квотами на выбросы (ETS)».Быстрый рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) определил это направление как приоритетное для поставок сжиженного природного газа, отмечают эксперты. Котировки Argus спотовых партий СПГ в Северо-Восточной Азии Argus Northeast Asia (ANEA) с поставкой на месяц вперед были заметно выше индекса цен на газ в нидерландском хабе TTF, что и определило направление отгрузок. В результате запасы газа в странах Северо-Западной Европы были ниже среднего аналогичного показателя за три последних года. Относительно небольшие запасы газа спровоцировали высокую премию за поставки этого топлива в осенне-зимнем сезоне.
Резкий рост цен на газ стал причиной проблем для многих предприятий. Так, в Великобритании часть поставщиков газа обанкротились, а некоторые промышленные предприятия, такие как Yara, крупнейший в Европе производитель удобрений, были вынуждены снизить производство.
Нефть не отстает
По данным Argus, цена на Североморский датированный 11 октября превысила $83,50/барр., что является самым высоким показателем за 3 года. Американский эталон WTI подорожал до $80,52/барр. – максимума за 7 лет. Стоимость фьючерсных контрактов на Брент и WTI с начала года выросла более чем на $30/барр. «Многие участники рынка ожидают дальнейшего удорожания сырья из-за увеличения потребления нефтяных видов топлива в зимний период в условиях рекордной стоимости природного газа», – добавили в агентстве.Как пояснили эксперты Argus, нефть дорожает благодаря восстановлению экономики и постепенному ослаблению карантинных ограничений после массовой вакцинации. Восстановление потребления нефтепродуктов способствовало росту маржи процессинга сырья, что стимулировало переработчиков планомерно повышать загрузку своих НПЗ. Так, предприятия в США к 1 октября были задействованы в среднем на 89,6% – по сравнению с 77,1% годом ранее. В августе загрузка НПЗ в Европе достигла самого высокого уровня с начала пандемии. Между тем добыча в странах – участницах соглашения ОПЕК+ и в США остается пониженной.
Важно отметить, что Россия уже превысила квоту по условиям соглашения ОПЕК+. Добыча жидких углеводородов в сентябре достигла 43,86 млн т, или примерно 10,7 млн барр./сут. Из этого объема на нефть пришлось, по оценке Argus, 9,81 млн барр./сут., что на 100 тыс. барр./сут. превысило квоту. Россия может вернуться к докризисным объемам производства нефти уже весной 2022 года. При этом стоимость нефти в России продолжает повышаться в связи с ростом мировых котировок сырья в начале октября более чем до $80/барр.
Средние дистилляты и мазут вновь востребованы
Мировые котировки нефтепродуктов также быстро растут. Аналитики рассказывают: «Цены на средние дистилляты, которые в первой половине года увеличивались весьма сдержанно, начали быстро повышаться по мере усиления интереса к этим продуктам, в том числе как к альтернативному топливу для энергогенерации. Растет также спрос на мазут со стороны электростанций, тогда как ВГО стал менее востребованным из-за удорожания его переработки».Котировки печного топлива (cif СЗЕ) увеличились 11 октября в среднем до $723/т – с $421,75/т 4 января. Трейдеры ожидают укрепления спроса на продукт в преддверии зимнего сезона. Повышается в октябре и предложение сернистого газойля из черноморских портов России, что может привести к снижению экспорта низкосернистого топлива по менее привлекательным направлениям, например из портов Дальнего Востока, по информации участников рынка.
Стоимость дизельного топлива на базисе cif Северо-Западная Европа (cif СЗЕ) выросла 11 октября в среднем до $733/т, с $423/т 4 января, вслед за удорожанием нефти и укреплением спроса на продукт в регионе. Партии керосина на базисе cif СЗЕ подорожали на $318,50/т с начала года, до $759,25/т, вслед за увеличением стоимости фьючерсов на газойль и ростом потребления топлива. В начале октября Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой прогноз спроса на авиаперевозки в 2022 году. Теперь IATA ожидает, что в следующем году в мире грузопоток составит 3,4 млрд пассажиров – около 75% докризисного значения, хотя в мае ассоциация прогнозировала данный показатель на уровне 86%. Прогноз на текущий год остался без изменений – около 52% от показателя 2019 года.
В наибольшей степени с начала года подорожал бензин. Котировки Eurobob oxy в Северо-Западной Европе к 11 октября впервые с 2014 года достигли $802/т – по сравнению с $461,75/т 4 января, по данным Argus. Запасы бензина в 15 странах Евросоюза и Норвегии в сентябре снизились на 4,9% относительно августа, до 107,3 млн барр. – двухлетнего минимума, по данным Euroilstock. Стоимость бензина в США в начале октября приблизилась к максимальному значению за 2 месяца благодаря высокому спросу.
Стоимость бензина на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в начале октября оставалась довольно стабильной в условиях противоречивых факторов. С одной стороны, котировки растут из-за высоких индексов экспортной альтернативы и пониженного предложения вследствие ремонтов на многих НПЗ. С другой стороны, рост стоимости ограничен стремлением переработчиков сохранить государственные субсидии в рамках демпферного механизма. В случае превышения территориальным биржевым индексом АИ-92 для европейской части страны отметки 57 530 руб./т демпфер для бензина и, следовательно, для дизтоплива становится равным нулю, а производители лишаются господдержки.
Цены на уголь бьют рекорды
«Стоимость российского энергетического угля резко подскочила вслед за мировыми индексами в связи с наращиванием промышленного производства, ограниченным предложением на глобальном рынке и ростом спроса в Китае. Российские экспортеры продолжают удерживать лидирующие позиции в Европе, а также наращивать поставки в Азию через дальневосточные и черноморские порты», – рассказали в Argus.
Цена на российский энергетический уголь аналогичного качества в портах Балтики к середине октября увеличилась до рекордных $200/т (fob порты Балтийского моря) – против чуть более $63/т в первой половине января.
В Европе спрос на уголь из России повысился из-за уменьшения поставок из других стран. Такая же ситуация отмечается и в Азии, в первую очередь в Китае, который с октября прошлого года не импортирует уголь из Австралии. Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг выросла в первой половине октября в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом января, до рекордных $243/т (cif Северо-Западная Европа). А в начале октября цены достигали почти $300/т (cif Северо-Западная Европа) ввиду низких складских запасов и значительного удорожания природного газа и другого топлива.
Аналитики рассказали, что участники рынка ожидают, что цены останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы до конца года уже распроданы, а Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Некоторые российские поставщики намерены до конца года реализовать еще несколько партий угля в страны Азии через черноморский глубоководный терминал «Тамань». Впрочем, в начале октября цена на уголь с поставкой с «Тамани» с учетом возросших ставок фрахта остается малопривлекательной для азиатских потребителей.
Подробнее о динамике цен на эти и другие категории энергоносителей читайте в обзоре Argus. [~DETAIL_TEXT] =>Природный газ ведет в росте цен
По данным Argus, cтоимость природного газа в нидерландском газовом хабе TTF с поставкой на месяц вперед в течение 1–12 октября в среднем возросла до €94,90/МВт·ч, тогда как в начале года цена составляла лишь €20,40/МВт·ч. «Столь значительному росту цен способствовало несколько факторов, – объясняют аналитики ценового агентства. – Затяжной отопительный сезон прошлого года как в Европе, так и в России привел к значительному снижению запасов газа в хранилищах и сдвигу сезона закачки. Высокий спрос на закачку газа летом совпал со стремительным восстановлением потребления после снятия карантинных мер. Между тем значительная часть запланированных на 2020 год ремонтов на производственных площадках в Северном море и России была перенесена из-за карантинных ограничений на текущий год. Кроме того, предложение ресурса оказалось ниже ожиданий рынка, в связи с тем что «Газпром» в условиях низких цен на газ в 2019 году уменьшил инвестиции в разработку участков. Свою роль в росте цен сыграло и установление системы торговли квотами на выбросы (ETS)».Быстрый рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) определил это направление как приоритетное для поставок сжиженного природного газа, отмечают эксперты. Котировки Argus спотовых партий СПГ в Северо-Восточной Азии Argus Northeast Asia (ANEA) с поставкой на месяц вперед были заметно выше индекса цен на газ в нидерландском хабе TTF, что и определило направление отгрузок. В результате запасы газа в странах Северо-Западной Европы были ниже среднего аналогичного показателя за три последних года. Относительно небольшие запасы газа спровоцировали высокую премию за поставки этого топлива в осенне-зимнем сезоне.
Резкий рост цен на газ стал причиной проблем для многих предприятий. Так, в Великобритании часть поставщиков газа обанкротились, а некоторые промышленные предприятия, такие как Yara, крупнейший в Европе производитель удобрений, были вынуждены снизить производство.
Нефть не отстает
По данным Argus, цена на Североморский датированный 11 октября превысила $83,50/барр., что является самым высоким показателем за 3 года. Американский эталон WTI подорожал до $80,52/барр. – максимума за 7 лет. Стоимость фьючерсных контрактов на Брент и WTI с начала года выросла более чем на $30/барр. «Многие участники рынка ожидают дальнейшего удорожания сырья из-за увеличения потребления нефтяных видов топлива в зимний период в условиях рекордной стоимости природного газа», – добавили в агентстве.Как пояснили эксперты Argus, нефть дорожает благодаря восстановлению экономики и постепенному ослаблению карантинных ограничений после массовой вакцинации. Восстановление потребления нефтепродуктов способствовало росту маржи процессинга сырья, что стимулировало переработчиков планомерно повышать загрузку своих НПЗ. Так, предприятия в США к 1 октября были задействованы в среднем на 89,6% – по сравнению с 77,1% годом ранее. В августе загрузка НПЗ в Европе достигла самого высокого уровня с начала пандемии. Между тем добыча в странах – участницах соглашения ОПЕК+ и в США остается пониженной.
Важно отметить, что Россия уже превысила квоту по условиям соглашения ОПЕК+. Добыча жидких углеводородов в сентябре достигла 43,86 млн т, или примерно 10,7 млн барр./сут. Из этого объема на нефть пришлось, по оценке Argus, 9,81 млн барр./сут., что на 100 тыс. барр./сут. превысило квоту. Россия может вернуться к докризисным объемам производства нефти уже весной 2022 года. При этом стоимость нефти в России продолжает повышаться в связи с ростом мировых котировок сырья в начале октября более чем до $80/барр.
Средние дистилляты и мазут вновь востребованы
Мировые котировки нефтепродуктов также быстро растут. Аналитики рассказывают: «Цены на средние дистилляты, которые в первой половине года увеличивались весьма сдержанно, начали быстро повышаться по мере усиления интереса к этим продуктам, в том числе как к альтернативному топливу для энергогенерации. Растет также спрос на мазут со стороны электростанций, тогда как ВГО стал менее востребованным из-за удорожания его переработки».Котировки печного топлива (cif СЗЕ) увеличились 11 октября в среднем до $723/т – с $421,75/т 4 января. Трейдеры ожидают укрепления спроса на продукт в преддверии зимнего сезона. Повышается в октябре и предложение сернистого газойля из черноморских портов России, что может привести к снижению экспорта низкосернистого топлива по менее привлекательным направлениям, например из портов Дальнего Востока, по информации участников рынка.
Стоимость дизельного топлива на базисе cif Северо-Западная Европа (cif СЗЕ) выросла 11 октября в среднем до $733/т, с $423/т 4 января, вслед за удорожанием нефти и укреплением спроса на продукт в регионе. Партии керосина на базисе cif СЗЕ подорожали на $318,50/т с начала года, до $759,25/т, вслед за увеличением стоимости фьючерсов на газойль и ростом потребления топлива. В начале октября Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой прогноз спроса на авиаперевозки в 2022 году. Теперь IATA ожидает, что в следующем году в мире грузопоток составит 3,4 млрд пассажиров – около 75% докризисного значения, хотя в мае ассоциация прогнозировала данный показатель на уровне 86%. Прогноз на текущий год остался без изменений – около 52% от показателя 2019 года.
В наибольшей степени с начала года подорожал бензин. Котировки Eurobob oxy в Северо-Западной Европе к 11 октября впервые с 2014 года достигли $802/т – по сравнению с $461,75/т 4 января, по данным Argus. Запасы бензина в 15 странах Евросоюза и Норвегии в сентябре снизились на 4,9% относительно августа, до 107,3 млн барр. – двухлетнего минимума, по данным Euroilstock. Стоимость бензина в США в начале октября приблизилась к максимальному значению за 2 месяца благодаря высокому спросу.
Стоимость бензина на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в начале октября оставалась довольно стабильной в условиях противоречивых факторов. С одной стороны, котировки растут из-за высоких индексов экспортной альтернативы и пониженного предложения вследствие ремонтов на многих НПЗ. С другой стороны, рост стоимости ограничен стремлением переработчиков сохранить государственные субсидии в рамках демпферного механизма. В случае превышения территориальным биржевым индексом АИ-92 для европейской части страны отметки 57 530 руб./т демпфер для бензина и, следовательно, для дизтоплива становится равным нулю, а производители лишаются господдержки.
Цены на уголь бьют рекорды
«Стоимость российского энергетического угля резко подскочила вслед за мировыми индексами в связи с наращиванием промышленного производства, ограниченным предложением на глобальном рынке и ростом спроса в Китае. Российские экспортеры продолжают удерживать лидирующие позиции в Европе, а также наращивать поставки в Азию через дальневосточные и черноморские порты», – рассказали в Argus.
Цена на российский энергетический уголь аналогичного качества в портах Балтики к середине октября увеличилась до рекордных $200/т (fob порты Балтийского моря) – против чуть более $63/т в первой половине января.
В Европе спрос на уголь из России повысился из-за уменьшения поставок из других стран. Такая же ситуация отмечается и в Азии, в первую очередь в Китае, который с октября прошлого года не импортирует уголь из Австралии. Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг выросла в первой половине октября в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом января, до рекордных $243/т (cif Северо-Западная Европа). А в начале октября цены достигали почти $300/т (cif Северо-Западная Европа) ввиду низких складских запасов и значительного удорожания природного газа и другого топлива.
Аналитики рассказали, что участники рынка ожидают, что цены останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы до конца года уже распроданы, а Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Некоторые российские поставщики намерены до конца года реализовать еще несколько партий угля в страны Азии через черноморский глубоководный терминал «Тамань». Впрочем, в начале октября цена на уголь с поставкой с «Тамани» с учетом возросших ставок фрахта остается малопривлекательной для азиатских потребителей.
Подробнее о динамике цен на эти и другие категории энергоносителей читайте в обзоре Argus. [DETAIL_PICTURE] => Array ( ) [~DETAIL_PICTURE] => 159 [DATE_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00 [ID] => 105 [~ID] => 105 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 46 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 46 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 28.10.2021 10:56:33 [~TIMESTAMP_X] => 28.10.2021 10:56:33 [ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00 [~ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu- [~CODE] => argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu- [EXTERNAL_ID] => 105 [~EXTERNAL_ID] => 105 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели <a href="http://ow.ly/vMPP50GrpST">итоги</a> первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 105 [NAME] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок. [DETAIL_TEXT] =>Природный газ ведет в росте цен
По данным Argus, cтоимость природного газа в нидерландском газовом хабе TTF с поставкой на месяц вперед в течение 1–12 октября в среднем возросла до €94,90/МВт·ч, тогда как в начале года цена составляла лишь €20,40/МВт·ч. «Столь значительному росту цен способствовало несколько факторов, – объясняют аналитики ценового агентства. – Затяжной отопительный сезон прошлого года как в Европе, так и в России привел к значительному снижению запасов газа в хранилищах и сдвигу сезона закачки. Высокий спрос на закачку газа летом совпал со стремительным восстановлением потребления после снятия карантинных мер. Между тем значительная часть запланированных на 2020 год ремонтов на производственных площадках в Северном море и России была перенесена из-за карантинных ограничений на текущий год. Кроме того, предложение ресурса оказалось ниже ожиданий рынка, в связи с тем что «Газпром» в условиях низких цен на газ в 2019 году уменьшил инвестиции в разработку участков. Свою роль в росте цен сыграло и установление системы торговли квотами на выбросы (ETS)».Быстрый рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) определил это направление как приоритетное для поставок сжиженного природного газа, отмечают эксперты. Котировки Argus спотовых партий СПГ в Северо-Восточной Азии Argus Northeast Asia (ANEA) с поставкой на месяц вперед были заметно выше индекса цен на газ в нидерландском хабе TTF, что и определило направление отгрузок. В результате запасы газа в странах Северо-Западной Европы были ниже среднего аналогичного показателя за три последних года. Относительно небольшие запасы газа спровоцировали высокую премию за поставки этого топлива в осенне-зимнем сезоне.
Резкий рост цен на газ стал причиной проблем для многих предприятий. Так, в Великобритании часть поставщиков газа обанкротились, а некоторые промышленные предприятия, такие как Yara, крупнейший в Европе производитель удобрений, были вынуждены снизить производство.
Нефть не отстает
По данным Argus, цена на Североморский датированный 11 октября превысила $83,50/барр., что является самым высоким показателем за 3 года. Американский эталон WTI подорожал до $80,52/барр. – максимума за 7 лет. Стоимость фьючерсных контрактов на Брент и WTI с начала года выросла более чем на $30/барр. «Многие участники рынка ожидают дальнейшего удорожания сырья из-за увеличения потребления нефтяных видов топлива в зимний период в условиях рекордной стоимости природного газа», – добавили в агентстве.Как пояснили эксперты Argus, нефть дорожает благодаря восстановлению экономики и постепенному ослаблению карантинных ограничений после массовой вакцинации. Восстановление потребления нефтепродуктов способствовало росту маржи процессинга сырья, что стимулировало переработчиков планомерно повышать загрузку своих НПЗ. Так, предприятия в США к 1 октября были задействованы в среднем на 89,6% – по сравнению с 77,1% годом ранее. В августе загрузка НПЗ в Европе достигла самого высокого уровня с начала пандемии. Между тем добыча в странах – участницах соглашения ОПЕК+ и в США остается пониженной.
Важно отметить, что Россия уже превысила квоту по условиям соглашения ОПЕК+. Добыча жидких углеводородов в сентябре достигла 43,86 млн т, или примерно 10,7 млн барр./сут. Из этого объема на нефть пришлось, по оценке Argus, 9,81 млн барр./сут., что на 100 тыс. барр./сут. превысило квоту. Россия может вернуться к докризисным объемам производства нефти уже весной 2022 года. При этом стоимость нефти в России продолжает повышаться в связи с ростом мировых котировок сырья в начале октября более чем до $80/барр.
Средние дистилляты и мазут вновь востребованы
Мировые котировки нефтепродуктов также быстро растут. Аналитики рассказывают: «Цены на средние дистилляты, которые в первой половине года увеличивались весьма сдержанно, начали быстро повышаться по мере усиления интереса к этим продуктам, в том числе как к альтернативному топливу для энергогенерации. Растет также спрос на мазут со стороны электростанций, тогда как ВГО стал менее востребованным из-за удорожания его переработки».Котировки печного топлива (cif СЗЕ) увеличились 11 октября в среднем до $723/т – с $421,75/т 4 января. Трейдеры ожидают укрепления спроса на продукт в преддверии зимнего сезона. Повышается в октябре и предложение сернистого газойля из черноморских портов России, что может привести к снижению экспорта низкосернистого топлива по менее привлекательным направлениям, например из портов Дальнего Востока, по информации участников рынка.
Стоимость дизельного топлива на базисе cif Северо-Западная Европа (cif СЗЕ) выросла 11 октября в среднем до $733/т, с $423/т 4 января, вслед за удорожанием нефти и укреплением спроса на продукт в регионе. Партии керосина на базисе cif СЗЕ подорожали на $318,50/т с начала года, до $759,25/т, вслед за увеличением стоимости фьючерсов на газойль и ростом потребления топлива. В начале октября Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой прогноз спроса на авиаперевозки в 2022 году. Теперь IATA ожидает, что в следующем году в мире грузопоток составит 3,4 млрд пассажиров – около 75% докризисного значения, хотя в мае ассоциация прогнозировала данный показатель на уровне 86%. Прогноз на текущий год остался без изменений – около 52% от показателя 2019 года.
В наибольшей степени с начала года подорожал бензин. Котировки Eurobob oxy в Северо-Западной Европе к 11 октября впервые с 2014 года достигли $802/т – по сравнению с $461,75/т 4 января, по данным Argus. Запасы бензина в 15 странах Евросоюза и Норвегии в сентябре снизились на 4,9% относительно августа, до 107,3 млн барр. – двухлетнего минимума, по данным Euroilstock. Стоимость бензина в США в начале октября приблизилась к максимальному значению за 2 месяца благодаря высокому спросу.
Стоимость бензина на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в начале октября оставалась довольно стабильной в условиях противоречивых факторов. С одной стороны, котировки растут из-за высоких индексов экспортной альтернативы и пониженного предложения вследствие ремонтов на многих НПЗ. С другой стороны, рост стоимости ограничен стремлением переработчиков сохранить государственные субсидии в рамках демпферного механизма. В случае превышения территориальным биржевым индексом АИ-92 для европейской части страны отметки 57 530 руб./т демпфер для бензина и, следовательно, для дизтоплива становится равным нулю, а производители лишаются господдержки.
Цены на уголь бьют рекорды
«Стоимость российского энергетического угля резко подскочила вслед за мировыми индексами в связи с наращиванием промышленного производства, ограниченным предложением на глобальном рынке и ростом спроса в Китае. Российские экспортеры продолжают удерживать лидирующие позиции в Европе, а также наращивать поставки в Азию через дальневосточные и черноморские порты», – рассказали в Argus.
Цена на российский энергетический уголь аналогичного качества в портах Балтики к середине октября увеличилась до рекордных $200/т (fob порты Балтийского моря) – против чуть более $63/т в первой половине января.
В Европе спрос на уголь из России повысился из-за уменьшения поставок из других стран. Такая же ситуация отмечается и в Азии, в первую очередь в Китае, который с октября прошлого года не импортирует уголь из Австралии. Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг выросла в первой половине октября в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом января, до рекордных $243/т (cif Северо-Западная Европа). А в начале октября цены достигали почти $300/т (cif Северо-Западная Европа) ввиду низких складских запасов и значительного удорожания природного газа и другого топлива.
Аналитики рассказали, что участники рынка ожидают, что цены останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы до конца года уже распроданы, а Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Некоторые российские поставщики намерены до конца года реализовать еще несколько партий угля в страны Азии через черноморский глубоководный терминал «Тамань». Впрочем, в начале октября цена на уголь с поставкой с «Тамани» с учетом возросших ставок фрахта остается малопривлекательной для азиатских потребителей.
Подробнее о динамике цен на эти и другие категории энергоносителей читайте в обзоре Argus. [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 159 [TIMESTAMP_X] => 28.10.2021 10:56:33 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 551 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 158919 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/b9c [FILE_NAME] => 2.jpg [ORIGINAL_NAME] => 2.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b574e54c8770de06b1c2dcab47b4a16f [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/b9c/2.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/b9c/2.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/b9c/2.jpg [ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 204 [VALUE] => Юлия Чернышевская [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Юлия Чернышевская [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 206 [VALUE] => 160 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 160 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 208 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 53 [TIMESTAMP_X] => 2022-02-18 14:42:30 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 3000 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.myspi.ru [~SERVER_NAME] => www.myspi.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 11 [~ID] => 11 [CODE] => tekhnika [~CODE] => tekhnika [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Техника [~NAME] => Техника [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/ [~SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Техника [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Техника [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Техника [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Техника [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника ) ) [1] => Array ( [ID] => 46 [~ID] => 46 [CODE] => kommentarii [~CODE] => kommentarii [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 11 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 11 [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Комментарии [~NAME] => Комментарии [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 2 [~DEPTH_LEVEL] => 2 [SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/ [~SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Комментарии [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Комментарии [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Комментарии [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии ) ) ) ) [SECTION_URL] => /tekhnika/kommentarii/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [ELEMENT_CHAIN] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [BROWSER_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [KEYWORDS] => Argus: цены на энергоносители поддали газу [DESCRIPTION] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели <a href="http://ow.ly/vMPP50GrpST">итоги</a> первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок. ) )
Array ( [ITEMS] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 900 [NAME] => «Аэрофлот» подтвердил уровень 7++ Национального рейтинга корпоративного управления [CODE] => aeroflot-podtverdil-uroven-7-natsionalnogo-reytinga-korporativnogo-upravleniya [IBLOCK_SECTION_ID] => 35 [ACTIVE_FROM] => 27.11.2024 16:21:00 [DETAIL_PAGE_URL] => /logistika/novosti [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/ [PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] => [PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] => ) [1] => Array ( [ID] => 899 [NAME] => В Ростовской области впервые в России выпускать асинхронные тяговые двигатели [CODE] => v-rostovskoy-oblasti-vpervye-v-rossii-vypuskat-asinkhronnye-tyagovye-dvigateli [IBLOCK_SECTION_ID] => 47 [ACTIVE_FROM] => 19.11.2024 15:27:00 [DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/novosti [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/ [PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] => [PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] => ) [2] => Array ( [ID] => 898 [NAME] => Цифровой двойник помог ученым РФ создать методику поиска трещин в авиакомпозитах [CODE] => tsifrovoy-dvoynik-pomog-uchenym-rf-sozdat-metodiku-poiska-treshchin-v-aviakompozitakh [IBLOCK_SECTION_ID] => 110 [ACTIVE_FROM] => 13.11.2024 17:46:00 [DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnologii/novosti [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/ [PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] => [PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] => ) [3] => Array ( [ID] => 897 [NAME] => Старые светофоры заменили в 26 округах Подмосковья с начала года [CODE] => starye-svetofory-zamenili-v-26-okrugakh-podmoskovya-s-nachala-goda [IBLOCK_SECTION_ID] => 35 [ACTIVE_FROM] => 13.11.2024 17:24:00 [DETAIL_PAGE_URL] => /logistika/novosti [LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/ [PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] => [PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] => ) ) )