Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
arResult:
Array
(
[XML_ID] => 105
[~XML_ID] => 105
[NAME] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[~NAME] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[TAGS] =>
[~TAGS] =>
[PREVIEW_TEXT] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
[~PREVIEW_TEXT] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
[DETAIL_TEXT] => Природный газ ведет в росте цен
По данным Argus, cтоимость природного газа в нидерландском газовом хабе TTF с поставкой на месяц вперед в течение 1–12 октября в среднем возросла до €94,90/МВт·ч, тогда как в начале года цена составляла лишь €20,40/МВт·ч. «Столь значительному росту цен способствовало несколько факторов, – объясняют аналитики ценового агентства. – Затяжной отопительный сезон прошлого года как в Европе, так и в России привел к значительному снижению запасов газа в хранилищах и сдвигу сезона закачки. Высокий спрос на закачку газа летом совпал со стремительным восстановлением потребления после снятия карантинных мер. Между тем значительная часть запланированных на 2020 год ремонтов на производственных площадках в Северном море и России была перенесена из-за карантинных ограничений на текущий год. Кроме того, предложение ресурса оказалось ниже ожиданий рынка, в связи с тем что «Газпром» в условиях низких цен на газ в 2019 году уменьшил инвестиции в разработку участков. Свою роль в росте цен сыграло и установление системы торговли квотами на выбросы (ETS)».
Быстрый рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) определил это направление как приоритетное для поставок сжиженного природного газа, отмечают эксперты. Котировки Argus спотовых партий СПГ в Северо-Восточной Азии Argus Northeast Asia (ANEA) с поставкой на месяц вперед были заметно выше индекса цен на газ в нидерландском хабе TTF, что и определило направление отгрузок. В результате запасы газа в странах Северо-Западной Европы были ниже среднего аналогичного показателя за три последних года. Относительно небольшие запасы газа спровоцировали высокую премию за поставки этого топлива в осенне-зимнем сезоне.
Резкий рост цен на газ стал причиной проблем для многих предприятий. Так, в Великобритании часть поставщиков газа обанкротились, а некоторые промышленные предприятия, такие как Yara, крупнейший в Европе производитель удобрений, были вынуждены снизить производство.
Нефть не отстает
По данным Argus, цена на Североморский датированный 11 октября превысила $83,50/барр., что является самым высоким показателем за 3 года. Американский эталон WTI подорожал до $80,52/барр. – максимума за 7 лет. Стоимость фьючерсных контрактов на Брент и WTI с начала года выросла более чем на $30/барр. «Многие участники рынка ожидают дальнейшего удорожания сырья из-за увеличения потребления нефтяных видов топлива в зимний период в условиях рекордной стоимости природного газа», – добавили в агентстве.
Как пояснили эксперты Argus, нефть дорожает благодаря восстановлению экономики и постепенному ослаблению карантинных ограничений после массовой вакцинации. Восстановление потребления нефтепродуктов способствовало росту маржи процессинга сырья, что стимулировало переработчиков планомерно повышать загрузку своих НПЗ. Так, предприятия в США к 1 октября были задействованы в среднем на 89,6% – по сравнению с 77,1% годом ранее. В августе загрузка НПЗ в Европе достигла самого высокого уровня с начала пандемии. Между тем добыча в странах – участницах соглашения ОПЕК+ и в США остается пониженной.
Важно отметить, что Россия уже превысила квоту по условиям соглашения ОПЕК+. Добыча жидких углеводородов в сентябре достигла 43,86 млн т, или примерно 10,7 млн барр./сут. Из этого объема на нефть пришлось, по оценке Argus, 9,81 млн барр./сут., что на 100 тыс. барр./сут. превысило квоту. Россия может вернуться к докризисным объемам производства нефти уже весной 2022 года. При этом стоимость нефти в России продолжает повышаться в связи с ростом мировых котировок сырья в начале октября более чем до $80/барр.
Средние дистилляты и мазут вновь востребованы
Мировые котировки нефтепродуктов также быстро растут. Аналитики рассказывают: «Цены на средние дистилляты, которые в первой половине года увеличивались весьма сдержанно, начали быстро повышаться по мере усиления интереса к этим продуктам, в том числе как к альтернативному топливу для энергогенерации. Растет также спрос на мазут со стороны электростанций, тогда как ВГО стал менее востребованным из-за удорожания его переработки».
Котировки печного топлива (cif СЗЕ) увеличились 11 октября в среднем до $723/т – с $421,75/т 4 января. Трейдеры ожидают укрепления спроса на продукт в преддверии зимнего сезона. Повышается в октябре и предложение сернистого газойля из черноморских портов России, что может привести к снижению экспорта низкосернистого топлива по менее привлекательным направлениям, например из портов Дальнего Востока, по информации участников рынка.
Стоимость дизельного топлива на базисе cif Северо-Западная Европа (cif СЗЕ) выросла 11 октября в среднем до $733/т, с $423/т 4 января, вслед за удорожанием нефти и укреплением спроса на продукт в регионе. Партии керосина на базисе cif СЗЕ подорожали на $318,50/т с начала года, до $759,25/т, вслед за увеличением стоимости фьючерсов на газойль и ростом потребления топлива. В начале октября Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой прогноз спроса на авиаперевозки в 2022 году. Теперь IATA ожидает, что в следующем году в мире грузопоток составит 3,4 млрд пассажиров – около 75% докризисного значения, хотя в мае ассоциация прогнозировала данный показатель на уровне 86%. Прогноз на текущий год остался без изменений – около 52% от показателя 2019 года.
В наибольшей степени с начала года подорожал бензин. Котировки Eurobob oxy в Северо-Западной Европе к 11 октября впервые с 2014 года достигли $802/т – по сравнению с $461,75/т 4 января, по данным Argus. Запасы бензина в 15 странах Евросоюза и Норвегии в сентябре снизились на 4,9% относительно августа, до 107,3 млн барр. – двухлетнего минимума, по данным Euroilstock. Стоимость бензина в США в начале октября приблизилась к максимальному значению за 2 месяца благодаря высокому спросу.
Стоимость бензина на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в начале октября оставалась довольно стабильной в условиях противоречивых факторов. С одной стороны, котировки растут из-за высоких индексов экспортной альтернативы и пониженного предложения вследствие ремонтов на многих НПЗ. С другой стороны, рост стоимости ограничен стремлением переработчиков сохранить государственные субсидии в рамках демпферного механизма. В случае превышения территориальным биржевым индексом АИ-92 для европейской части страны отметки 57 530 руб./т демпфер для бензина и, следовательно, для дизтоплива становится равным нулю, а производители лишаются господдержки.
Цены на уголь бьют рекорды
«Стоимость российского энергетического угля резко подскочила вслед за мировыми индексами в связи с наращиванием промышленного производства, ограниченным предложением на глобальном рынке и ростом спроса в Китае. Российские экспортеры продолжают удерживать лидирующие позиции в Европе, а также наращивать поставки в Азию через дальневосточные и черноморские порты», – рассказали в Argus.
В Европе спрос на уголь из России повысился из-за уменьшения поставок из других стран. Такая же ситуация отмечается и в Азии, в первую очередь в Китае, который с октября прошлого года не импортирует уголь из Австралии. Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг выросла в первой половине октября в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом января, до рекордных $243/т (cif Северо-Западная Европа). А в начале октября цены достигали почти $300/т (cif Северо-Западная Европа) ввиду низких складских запасов и значительного удорожания природного газа и другого топлива.
Цена на российский энергетический уголь аналогичного качества в портах Балтики к середине октября увеличилась до рекордных $200/т (fob порты Балтийского моря) – против чуть более $63/т в первой половине января.
Аналитики рассказали, что участники рынка ожидают, что цены останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы до конца года уже распроданы, а Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Некоторые российские поставщики намерены до конца года реализовать еще несколько партий угля в страны Азии через черноморский глубоководный терминал «Тамань». Впрочем, в начале октября цена на уголь с поставкой с «Тамани» с учетом возросших ставок фрахта остается малопривлекательной для азиатских потребителей.
Подробнее о динамике цен на эти и другие категории энергоносителей читайте в обзоре Argus.
[~DETAIL_TEXT] => Природный газ ведет в росте цен
По данным Argus, cтоимость природного газа в нидерландском газовом хабе TTF с поставкой на месяц вперед в течение 1–12 октября в среднем возросла до €94,90/МВт·ч, тогда как в начале года цена составляла лишь €20,40/МВт·ч. «Столь значительному росту цен способствовало несколько факторов, – объясняют аналитики ценового агентства. – Затяжной отопительный сезон прошлого года как в Европе, так и в России привел к значительному снижению запасов газа в хранилищах и сдвигу сезона закачки. Высокий спрос на закачку газа летом совпал со стремительным восстановлением потребления после снятия карантинных мер. Между тем значительная часть запланированных на 2020 год ремонтов на производственных площадках в Северном море и России была перенесена из-за карантинных ограничений на текущий год. Кроме того, предложение ресурса оказалось ниже ожиданий рынка, в связи с тем что «Газпром» в условиях низких цен на газ в 2019 году уменьшил инвестиции в разработку участков. Свою роль в росте цен сыграло и установление системы торговли квотами на выбросы (ETS)».
Быстрый рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) определил это направление как приоритетное для поставок сжиженного природного газа, отмечают эксперты. Котировки Argus спотовых партий СПГ в Северо-Восточной Азии Argus Northeast Asia (ANEA) с поставкой на месяц вперед были заметно выше индекса цен на газ в нидерландском хабе TTF, что и определило направление отгрузок. В результате запасы газа в странах Северо-Западной Европы были ниже среднего аналогичного показателя за три последних года. Относительно небольшие запасы газа спровоцировали высокую премию за поставки этого топлива в осенне-зимнем сезоне.
Резкий рост цен на газ стал причиной проблем для многих предприятий. Так, в Великобритании часть поставщиков газа обанкротились, а некоторые промышленные предприятия, такие как Yara, крупнейший в Европе производитель удобрений, были вынуждены снизить производство.
Нефть не отстает
По данным Argus, цена на Североморский датированный 11 октября превысила $83,50/барр., что является самым высоким показателем за 3 года. Американский эталон WTI подорожал до $80,52/барр. – максимума за 7 лет. Стоимость фьючерсных контрактов на Брент и WTI с начала года выросла более чем на $30/барр. «Многие участники рынка ожидают дальнейшего удорожания сырья из-за увеличения потребления нефтяных видов топлива в зимний период в условиях рекордной стоимости природного газа», – добавили в агентстве.
Как пояснили эксперты Argus, нефть дорожает благодаря восстановлению экономики и постепенному ослаблению карантинных ограничений после массовой вакцинации. Восстановление потребления нефтепродуктов способствовало росту маржи процессинга сырья, что стимулировало переработчиков планомерно повышать загрузку своих НПЗ. Так, предприятия в США к 1 октября были задействованы в среднем на 89,6% – по сравнению с 77,1% годом ранее. В августе загрузка НПЗ в Европе достигла самого высокого уровня с начала пандемии. Между тем добыча в странах – участницах соглашения ОПЕК+ и в США остается пониженной.
Важно отметить, что Россия уже превысила квоту по условиям соглашения ОПЕК+. Добыча жидких углеводородов в сентябре достигла 43,86 млн т, или примерно 10,7 млн барр./сут. Из этого объема на нефть пришлось, по оценке Argus, 9,81 млн барр./сут., что на 100 тыс. барр./сут. превысило квоту. Россия может вернуться к докризисным объемам производства нефти уже весной 2022 года. При этом стоимость нефти в России продолжает повышаться в связи с ростом мировых котировок сырья в начале октября более чем до $80/барр.
Средние дистилляты и мазут вновь востребованы
Мировые котировки нефтепродуктов также быстро растут. Аналитики рассказывают: «Цены на средние дистилляты, которые в первой половине года увеличивались весьма сдержанно, начали быстро повышаться по мере усиления интереса к этим продуктам, в том числе как к альтернативному топливу для энергогенерации. Растет также спрос на мазут со стороны электростанций, тогда как ВГО стал менее востребованным из-за удорожания его переработки».
Котировки печного топлива (cif СЗЕ) увеличились 11 октября в среднем до $723/т – с $421,75/т 4 января. Трейдеры ожидают укрепления спроса на продукт в преддверии зимнего сезона. Повышается в октябре и предложение сернистого газойля из черноморских портов России, что может привести к снижению экспорта низкосернистого топлива по менее привлекательным направлениям, например из портов Дальнего Востока, по информации участников рынка.
Стоимость дизельного топлива на базисе cif Северо-Западная Европа (cif СЗЕ) выросла 11 октября в среднем до $733/т, с $423/т 4 января, вслед за удорожанием нефти и укреплением спроса на продукт в регионе. Партии керосина на базисе cif СЗЕ подорожали на $318,50/т с начала года, до $759,25/т, вслед за увеличением стоимости фьючерсов на газойль и ростом потребления топлива. В начале октября Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой прогноз спроса на авиаперевозки в 2022 году. Теперь IATA ожидает, что в следующем году в мире грузопоток составит 3,4 млрд пассажиров – около 75% докризисного значения, хотя в мае ассоциация прогнозировала данный показатель на уровне 86%. Прогноз на текущий год остался без изменений – около 52% от показателя 2019 года.
В наибольшей степени с начала года подорожал бензин. Котировки Eurobob oxy в Северо-Западной Европе к 11 октября впервые с 2014 года достигли $802/т – по сравнению с $461,75/т 4 января, по данным Argus. Запасы бензина в 15 странах Евросоюза и Норвегии в сентябре снизились на 4,9% относительно августа, до 107,3 млн барр. – двухлетнего минимума, по данным Euroilstock. Стоимость бензина в США в начале октября приблизилась к максимальному значению за 2 месяца благодаря высокому спросу.
Стоимость бензина на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в начале октября оставалась довольно стабильной в условиях противоречивых факторов. С одной стороны, котировки растут из-за высоких индексов экспортной альтернативы и пониженного предложения вследствие ремонтов на многих НПЗ. С другой стороны, рост стоимости ограничен стремлением переработчиков сохранить государственные субсидии в рамках демпферного механизма. В случае превышения территориальным биржевым индексом АИ-92 для европейской части страны отметки 57 530 руб./т демпфер для бензина и, следовательно, для дизтоплива становится равным нулю, а производители лишаются господдержки.
Цены на уголь бьют рекорды
«Стоимость российского энергетического угля резко подскочила вслед за мировыми индексами в связи с наращиванием промышленного производства, ограниченным предложением на глобальном рынке и ростом спроса в Китае. Российские экспортеры продолжают удерживать лидирующие позиции в Европе, а также наращивать поставки в Азию через дальневосточные и черноморские порты», – рассказали в Argus.
В Европе спрос на уголь из России повысился из-за уменьшения поставок из других стран. Такая же ситуация отмечается и в Азии, в первую очередь в Китае, который с октября прошлого года не импортирует уголь из Австралии. Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг выросла в первой половине октября в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом января, до рекордных $243/т (cif Северо-Западная Европа). А в начале октября цены достигали почти $300/т (cif Северо-Западная Европа) ввиду низких складских запасов и значительного удорожания природного газа и другого топлива.
Цена на российский энергетический уголь аналогичного качества в портах Балтики к середине октября увеличилась до рекордных $200/т (fob порты Балтийского моря) – против чуть более $63/т в первой половине января.
Аналитики рассказали, что участники рынка ожидают, что цены останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы до конца года уже распроданы, а Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Некоторые российские поставщики намерены до конца года реализовать еще несколько партий угля в страны Азии через черноморский глубоководный терминал «Тамань». Впрочем, в начале октября цена на уголь с поставкой с «Тамани» с учетом возросших ставок фрахта остается малопривлекательной для азиатских потребителей.
Подробнее о динамике цен на эти и другие категории энергоносителей читайте в обзоре Argus.
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
)
[~DETAIL_PICTURE] => 159
[DATE_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00
[~DATE_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00
[ID] => 105
[~ID] => 105
[IBLOCK_ID] => 2
[~IBLOCK_ID] => 2
[IBLOCK_SECTION_ID] => 46
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 46
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[TIMESTAMP_X] => 28.10.2021 10:56:33
[~TIMESTAMP_X] => 28.10.2021 10:56:33
[ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00
[~ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00
[LIST_PAGE_URL] => /articles/
[~LIST_PAGE_URL] => /articles/
[DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/
[CANONICAL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/
[~CANONICAL_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-
[~CODE] => argus-tseny-na-energonositeli-poddali-gazu-
[EXTERNAL_ID] => 105
[~EXTERNAL_ID] => 105
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[IBLOCK_CODE] => articles
[~IBLOCK_CODE] => articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели <a href="http://ow.ly/vMPP50GrpST">итоги</a> первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
[ELEMENT_PAGE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
)
[FIELDS] => Array
(
[XML_ID] => 105
[NAME] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[TAGS] =>
[PREVIEW_TEXT] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели итоги первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
[DETAIL_TEXT] => Природный газ ведет в росте цен
По данным Argus, cтоимость природного газа в нидерландском газовом хабе TTF с поставкой на месяц вперед в течение 1–12 октября в среднем возросла до €94,90/МВт·ч, тогда как в начале года цена составляла лишь €20,40/МВт·ч. «Столь значительному росту цен способствовало несколько факторов, – объясняют аналитики ценового агентства. – Затяжной отопительный сезон прошлого года как в Европе, так и в России привел к значительному снижению запасов газа в хранилищах и сдвигу сезона закачки. Высокий спрос на закачку газа летом совпал со стремительным восстановлением потребления после снятия карантинных мер. Между тем значительная часть запланированных на 2020 год ремонтов на производственных площадках в Северном море и России была перенесена из-за карантинных ограничений на текущий год. Кроме того, предложение ресурса оказалось ниже ожиданий рынка, в связи с тем что «Газпром» в условиях низких цен на газ в 2019 году уменьшил инвестиции в разработку участков. Свою роль в росте цен сыграло и установление системы торговли квотами на выбросы (ETS)».
Быстрый рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) определил это направление как приоритетное для поставок сжиженного природного газа, отмечают эксперты. Котировки Argus спотовых партий СПГ в Северо-Восточной Азии Argus Northeast Asia (ANEA) с поставкой на месяц вперед были заметно выше индекса цен на газ в нидерландском хабе TTF, что и определило направление отгрузок. В результате запасы газа в странах Северо-Западной Европы были ниже среднего аналогичного показателя за три последних года. Относительно небольшие запасы газа спровоцировали высокую премию за поставки этого топлива в осенне-зимнем сезоне.
Резкий рост цен на газ стал причиной проблем для многих предприятий. Так, в Великобритании часть поставщиков газа обанкротились, а некоторые промышленные предприятия, такие как Yara, крупнейший в Европе производитель удобрений, были вынуждены снизить производство.
Нефть не отстает
По данным Argus, цена на Североморский датированный 11 октября превысила $83,50/барр., что является самым высоким показателем за 3 года. Американский эталон WTI подорожал до $80,52/барр. – максимума за 7 лет. Стоимость фьючерсных контрактов на Брент и WTI с начала года выросла более чем на $30/барр. «Многие участники рынка ожидают дальнейшего удорожания сырья из-за увеличения потребления нефтяных видов топлива в зимний период в условиях рекордной стоимости природного газа», – добавили в агентстве.
Как пояснили эксперты Argus, нефть дорожает благодаря восстановлению экономики и постепенному ослаблению карантинных ограничений после массовой вакцинации. Восстановление потребления нефтепродуктов способствовало росту маржи процессинга сырья, что стимулировало переработчиков планомерно повышать загрузку своих НПЗ. Так, предприятия в США к 1 октября были задействованы в среднем на 89,6% – по сравнению с 77,1% годом ранее. В августе загрузка НПЗ в Европе достигла самого высокого уровня с начала пандемии. Между тем добыча в странах – участницах соглашения ОПЕК+ и в США остается пониженной.
Важно отметить, что Россия уже превысила квоту по условиям соглашения ОПЕК+. Добыча жидких углеводородов в сентябре достигла 43,86 млн т, или примерно 10,7 млн барр./сут. Из этого объема на нефть пришлось, по оценке Argus, 9,81 млн барр./сут., что на 100 тыс. барр./сут. превысило квоту. Россия может вернуться к докризисным объемам производства нефти уже весной 2022 года. При этом стоимость нефти в России продолжает повышаться в связи с ростом мировых котировок сырья в начале октября более чем до $80/барр.
Средние дистилляты и мазут вновь востребованы
Мировые котировки нефтепродуктов также быстро растут. Аналитики рассказывают: «Цены на средние дистилляты, которые в первой половине года увеличивались весьма сдержанно, начали быстро повышаться по мере усиления интереса к этим продуктам, в том числе как к альтернативному топливу для энергогенерации. Растет также спрос на мазут со стороны электростанций, тогда как ВГО стал менее востребованным из-за удорожания его переработки».
Котировки печного топлива (cif СЗЕ) увеличились 11 октября в среднем до $723/т – с $421,75/т 4 января. Трейдеры ожидают укрепления спроса на продукт в преддверии зимнего сезона. Повышается в октябре и предложение сернистого газойля из черноморских портов России, что может привести к снижению экспорта низкосернистого топлива по менее привлекательным направлениям, например из портов Дальнего Востока, по информации участников рынка.
Стоимость дизельного топлива на базисе cif Северо-Западная Европа (cif СЗЕ) выросла 11 октября в среднем до $733/т, с $423/т 4 января, вслед за удорожанием нефти и укреплением спроса на продукт в регионе. Партии керосина на базисе cif СЗЕ подорожали на $318,50/т с начала года, до $759,25/т, вслед за увеличением стоимости фьючерсов на газойль и ростом потребления топлива. В начале октября Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой прогноз спроса на авиаперевозки в 2022 году. Теперь IATA ожидает, что в следующем году в мире грузопоток составит 3,4 млрд пассажиров – около 75% докризисного значения, хотя в мае ассоциация прогнозировала данный показатель на уровне 86%. Прогноз на текущий год остался без изменений – около 52% от показателя 2019 года.
В наибольшей степени с начала года подорожал бензин. Котировки Eurobob oxy в Северо-Западной Европе к 11 октября впервые с 2014 года достигли $802/т – по сравнению с $461,75/т 4 января, по данным Argus. Запасы бензина в 15 странах Евросоюза и Норвегии в сентябре снизились на 4,9% относительно августа, до 107,3 млн барр. – двухлетнего минимума, по данным Euroilstock. Стоимость бензина в США в начале октября приблизилась к максимальному значению за 2 месяца благодаря высокому спросу.
Стоимость бензина на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в начале октября оставалась довольно стабильной в условиях противоречивых факторов. С одной стороны, котировки растут из-за высоких индексов экспортной альтернативы и пониженного предложения вследствие ремонтов на многих НПЗ. С другой стороны, рост стоимости ограничен стремлением переработчиков сохранить государственные субсидии в рамках демпферного механизма. В случае превышения территориальным биржевым индексом АИ-92 для европейской части страны отметки 57 530 руб./т демпфер для бензина и, следовательно, для дизтоплива становится равным нулю, а производители лишаются господдержки.
Цены на уголь бьют рекорды
«Стоимость российского энергетического угля резко подскочила вслед за мировыми индексами в связи с наращиванием промышленного производства, ограниченным предложением на глобальном рынке и ростом спроса в Китае. Российские экспортеры продолжают удерживать лидирующие позиции в Европе, а также наращивать поставки в Азию через дальневосточные и черноморские порты», – рассказали в Argus.
В Европе спрос на уголь из России повысился из-за уменьшения поставок из других стран. Такая же ситуация отмечается и в Азии, в первую очередь в Китае, который с октября прошлого года не импортирует уголь из Австралии. Стоимость энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг выросла в первой половине октября в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом января, до рекордных $243/т (cif Северо-Западная Европа). А в начале октября цены достигали почти $300/т (cif Северо-Западная Европа) ввиду низких складских запасов и значительного удорожания природного газа и другого топлива.
Цена на российский энергетический уголь аналогичного качества в портах Балтики к середине октября увеличилась до рекордных $200/т (fob порты Балтийского моря) – против чуть более $63/т в первой половине января.
Аналитики рассказали, что участники рынка ожидают, что цены останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы до конца года уже распроданы, а Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Некоторые российские поставщики намерены до конца года реализовать еще несколько партий угля в страны Азии через черноморский глубоководный терминал «Тамань». Впрочем, в начале октября цена на уголь с поставкой с «Тамани» с учетом возросших ставок фрахта остается малопривлекательной для азиатских потребителей.
Подробнее о динамике цен на эти и другие категории энергоносителей читайте в обзоре Argus.
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 159
[TIMESTAMP_X] => 28.10.2021 10:56:33
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 551
[WIDTH] => 980
[FILE_SIZE] => 158919
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/b9c
[FILE_NAME] => 2.jpg
[ORIGINAL_NAME] => 2.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => b574e54c8770de06b1c2dcab47b4a16f
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/b9c/2.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/b9c/2.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/b9c/2.jpg
[ALT] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
)
[DATE_ACTIVE_FROM] => 15.10.2021 13:04:00
)
[PROPERTIES] => Array
(
[KEYWORDS] => Array
(
[ID] => 1
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Ключевые слова
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 100
[CODE] => KEYWORDS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 102
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Ключевые слова
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 2
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Автор
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 200
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 101
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 204
[VALUE] => Юлия Чернышевская
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => Юлия Чернышевская
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[FORUM_TOPIC_ID] => Array
(
[ID] => 3
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Идентификатор темы форума
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 300
[CODE] => FORUM_TOPIC_ID
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 127
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Идентификатор темы форума
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[FORUM_MESSAGE_CNT] => Array
(
[ID] => 4
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Количество комментариев
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 400
[CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 128
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Количество комментариев
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[vote_count] => Array
(
[ID] => 5
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Количество голосов
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => vote_count
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 129
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Количество голосов
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[SLIDE_SIGN] => Array
(
[ID] => 21
[TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Слайд
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => SLIDE_SIGN
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => Y
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Слайд
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[IMG_FOR_SLIDER] => Array
(
[ID] => 22
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Картинка для слайдера
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => IMG_FOR_SLIDER
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 206
[VALUE] => 160
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => 160
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Картинка для слайдера
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[vote_sum] => Array
(
[ID] => 6
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Сумма голосов
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 600
[CODE] => vote_sum
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 130
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Сумма голосов
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[rating] => Array
(
[ID] => 7
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Рейтинг
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 700
[CODE] => rating
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 131
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Рейтинг
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[THEMES] => Array
(
[ID] => 8
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Темы
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 800
[CODE] => THEMES
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => G
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] => 138
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 1
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Темы
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[BROWSER_TITLE] => Array
(
[ID] => 9
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Заголовок окна браузера
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 1000
[CODE] => BROWSER_TITLE
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => content-articles-property-browser_title
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 1
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => Y
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Заголовок окна браузера
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[TAGS_TRANSLIT] => Array
(
[ID] => 27
[TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Теги(в транслите)
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2000
[CODE] => TAGS_TRANSLIT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 208
[VALUE] => ,
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => ,
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Теги(в транслите)
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MAIN_TAGS] => Array
(
[ID] => 28
[TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Главные теги
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2100
[CODE] => MAIN_TAGS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Главные теги
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MOST_READED] => Array
(
[ID] => 33
[TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => В самое читаемое
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2300
[CODE] => MOST_READED
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => В самое читаемое
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array
(
[ID] => 51
[TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => В виджеты на главную
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2400
[CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => В виджеты на главную
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MORE_PHOTO] => Array
(
[ID] => 53
[TIMESTAMP_X] => 2022-02-18 14:42:30
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Дополнительные фотографии
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 3000
[CODE] => MORE_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Дополнительные фотографии
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[CHARTS_BLOCK_1_TITLE] =>
[CHARTS_BLOCK_2_TITLE] =>
[CHARTS_BLOCK_3_TITLE] =>
[DENY_COMMENT] =>
[CHARTS_BLOCK_1] =>
[CHARTS_BLOCK_2] =>
[CHARTS_BLOCK_3] =>
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 2
[~ID] => 2
[TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12
[~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => articles
[~CODE] => articles
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Статьи
[~NAME] => Статьи
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 200
[~SORT] => 200
[LIST_PAGE_URL] => /articles/
[~LIST_PAGE_URL] => /articles/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/
[CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/
[~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] => Статьи
[~DESCRIPTION] => Статьи
[DESCRIPTION_TYPE] => html
[~DESCRIPTION_TYPE] => html
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => content-articles
[~XML_ID] => content-articles
[TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158
[~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => Y
[~SECTION_PROPERTY] => Y
[PROPERTY_INDEX] => I
[~PROPERTY_INDEX] => I
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы статей
[~SECTIONS_NAME] => Разделы статей
[SECTION_NAME] => Раздел статей
[~SECTION_NAME] => Раздел статей
[ELEMENTS_NAME] => Статьи
[~ELEMENTS_NAME] => Статьи
[ELEMENT_NAME] => Статья
[~ELEMENT_NAME] => Статья
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[EXTERNAL_ID] => content-articles
[~EXTERNAL_ID] => content-articles
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => www.myspi.ru
[~SERVER_NAME] => www.myspi.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
[0] => Array
(
[ID] => 11
[~ID] => 11
[CODE] => tekhnika
[~CODE] => tekhnika
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[IBLOCK_ID] => 2
[~IBLOCK_ID] => 2
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[NAME] => Техника
[~NAME] => Техника
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[DEPTH_LEVEL] => 1
[~DEPTH_LEVEL] => 1
[SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/
[~SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[IBLOCK_CODE] => articles
[~IBLOCK_CODE] => articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_TITLE] => Техника
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Техника
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] =>
[ELEMENT_PAGE_TITLE] => Техника
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Техника
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Техника
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Техника
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Техника
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Техника
)
)
[1] => Array
(
[ID] => 46
[~ID] => 46
[CODE] => kommentarii
[~CODE] => kommentarii
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[IBLOCK_ID] => 2
[~IBLOCK_ID] => 2
[IBLOCK_SECTION_ID] => 11
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 11
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[NAME] => Комментарии
[~NAME] => Комментарии
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[DEPTH_LEVEL] => 2
[~DEPTH_LEVEL] => 2
[SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/
[~SECTION_PAGE_URL] => /tekhnika/kommentarii/
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[IBLOCK_CODE] => articles
[~IBLOCK_CODE] => articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_TITLE] => Комментарии
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Комментарии
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] =>
[ELEMENT_PAGE_TITLE] => Комментарии
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Комментарии
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Комментарии
)
)
)
)
[SECTION_URL] => /tekhnika/kommentarii/
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[ELEMENT_CHAIN] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[BROWSER_TITLE] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[KEYWORDS] => Argus: цены на энергоносители поддали газу
[DESCRIPTION] => Аналитики независимого ценового агентства Argus подвели <a href="http://ow.ly/vMPP50GrpST">итоги</a> первой половины осени на мировом рынке энергоносителей. Они отмечают, что резкое увеличение спотовых цен на природный газ в условиях недостаточных запасов в Европе привело к росту интереса потребителей к нефтяному топливу и углю, что вызвало заметное удорожание всех энергоносителей. Повысились цены также на нефтехимическую продукцию, в частности полиэтилен. Выросли потребности и в российских минеральных удобрениях, поскольку многие производители в Европе вынуждены снизить или остановить их выпуск. А участники фрахтового рынка надеются, что всплеск спроса приведет к удорожанию морских перевозок.
)
)
Array
(
[ITEMS] => Array
(
[0] => Array
(
[ID] => 1038
[NAME] => В Кузбассе открыт сервисный центр «КамАЗ»
[CODE] => v-kuzbasse-otkryt-servisnyy-tsentr-kamaz
[IBLOCK_SECTION_ID] => 53
[ACTIVE_FROM] => 03.12.2025 15:39:00
[DETAIL_PAGE_URL] => /proektirovanie-i-stroitelstvo/novosti
[LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/
[PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] =>
[PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] =>
)
[1] => Array
(
[ID] => 1037
[NAME] => На Ил-114-300 завершаются работы по установке интерьера
[CODE] => na-il-114-300-zavershayutsya-raboty-po-ustanovke-interera
[IBLOCK_SECTION_ID] => 23
[ACTIVE_FROM] => 03.12.2025 15:38:00
[DETAIL_PAGE_URL] => /inzhiniring/novosti
[LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/
[PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] =>
[PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] =>
)
[2] => Array
(
[ID] => 1036
[NAME] => В судоходной отрасли России сохраняется кадровый дефицит — не хватает около 20 тыс. специалистов
[CODE] => v-sudokhodnoy-otrasli-rossii-sokhranyaetsya-kadrovyy-defitsit-ne-khvataet-okolo-20-tys-spetsialistov
[IBLOCK_SECTION_ID] => 116
[ACTIVE_FROM] => 28.11.2025 17:57:00
[DETAIL_PAGE_URL] => /nyuans/novosti
[LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/
[PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] =>
[PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] =>
)
[3] => Array
(
[ID] => 1035
[NAME] => В Тольятти разработали установку для испытания бензобаков, заменяющую зарубежные аналоги
[CODE] => v-tolyatti-razrabotali-ustanovku-dlya-ispytaniya-benzobakov-zamenyayushchuyu-zarubezhnye-analogi
[IBLOCK_SECTION_ID] => 110
[ACTIVE_FROM] => 28.11.2025 17:36:00
[DETAIL_PAGE_URL] => /tekhnologii/novosti
[LIST_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/
[PROPERTY_MORE_PHOTO_VALUE] =>
[PROPERTY_HOT_NEW_VALUE] =>
)
)
)