Все силы – на интенсификацию

Все силы – на интенсификацию

08.11.2021 10:00:00 Автор: Наталья Гусаченко
Все силы – на интенсификацию

Весной в Санкт-Петербурге утвердили концепцию промышленной политики города до 2025 года, разработанную с учетом мнения предпринимательского сообщества. На данный момент доля промышленных предприятий в экономике Северной столицы составляет 25%, при этом налоговых отчислений в городской бюджет они дают вдвое больше – 49%. Какие производства набирают сейчас темп и с какими сложностями приходится сталкиваться местным предприятиям – об этом мы поговорили с президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерием Радченко.



– Валерий Анатольевич, нынешним летом ассоциация отметила свое 32-летие. Какие цели преследовались при ее создании?

– Ассоциацию создавали корифеи промышленности города – директор Кировского завода Петр Семененко, генеральный директор завода полиграфических машин (ОАО «Ленполиграфмаш») Александр Соловейчик, генеральный директор НПО «Авангард» Вахтанг Ковешников, первый президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Геор­гий Хижа.

Они увидели, что предприятия ведут разрозненную работу и не оказывают друг другу помощь. В целях создания единой промышленной политики в городе и была создана Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга (АПП СПб).

В основе ее деятельности – работа с оборонным комплексом. При создании ассоциации в нее вошло 40 членов, сейчас их более 80. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляет тяжелая индуст­рия, включая энергетическое машиностроение (в том числе судостроение). В городе работают такие гиганты машиностроения, как Кировский завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», завод турбинных лопаток («Силовые машины»), НПО ЦКТИ им. Ползунова, входящее в ОАО «Группа Е4», Ижорские заводы (ОМЗ), Ленинградский электромашиностроительный завод, Невский завод, «Компрессор», «Звезда», «ОДК-Климов» и др. Судостроение представлено следующими заводами: Северная верфь, Адмиралтейские верфи, «Алмаз», Балтийский завод, Кронштадтский морской завод, «Бриг» – и рядом других. Энергетика – предприятием «Авангард» и т. д.

– И какую поддержку этим компаниям сейчас оказывает ассоциация? Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?

– Сегодня на промышленных предприятиях города трудятся 348 тыс. человек. Наша задача – взаимо­связь с профильными министерствами при возникновении каких-то сложностей или трудностей в работе заводов. Мы пользуемся таким рычагом влияния, как депутаты Госдумы РФ, которые по нашим обращениям уже выходят на министров и заместителей председателя правительства и т. д.

Что касается новых направлений работы, то, во-первых, это продвижение продукции, товаров и услуг, выпускаемых на предприятиях – членах АПП СПб, на рынки РФ и за рубеж. Во-вторых, включение затрат промышленных предприятий на СОVID-19 (маски, халаты, дезинфицирующие жидкости, оборудование, тесты и т. д.) в состав затрат по выполнению государственного оборонного заказа. Также это ограничение повышения цен на услуги монополистов для предприятий ОПК не выше индекса-дефлятора, устанавливаемого федеральными органами власти и принимаемого при расчетах государственным заказчиком. И, кроме того, содействие и организация встреч и прямых контактов промышленников с руководством федеральных министерств и ведомств.

Также мы настаиваем на использовании при закупках продукции только отечественных производителей, информируем предприятия обо всех мерах поддержки, которые они могут получить от правительства РФ и города, Минпромторга, Фонда развития промышленности Санкт‑Петербурга.

– Вы затронули тему затрат, появившихся из-за CОVID-19. Как в целом пандемия повлияла на характер и показатели развития промышленности города?

– Во время пандемии ни один завод не остановил своей работы, продолжая выполнять заказы. Производство не остановилось, и никто не потерял набранных темпов. Но, конечно, возникли и определенные трудности. Это прежде всего переход сотрудников на удаленный режим работы, необходимость закупки средств дезинфекции, регулирование температурного режима и т. д. Все это нанесло определенный финансовый ущерб предприятиям и сократило их прибыль. На сегодня общие суммарные затраты по предприятиям – членам ассоциации составляют около 800 млн рублей.

Мы направили письма поддержки в Минпромторг, Минобороны, Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). К сожалению, пока заводам никто не помог. Но мы будем продолжать эту борьбу.

По мнению нашей ассоциации, необходимо принять решение об общей поддержке со стороны правительства из государственного бюджета. Такое письмо мы намерены направить председателю правительства Михаилу Мишустину.

– Один из национальных проектов в России в 2019–2024 гг. – это «Производительность труда и поддержка занятости». Согласно планам, ежегодно заводы должны прирастать в объемах производительности труда на 5%. Насколько это сложная задача?

– Очень сложная. К 2024 году мы должны увеличить производительность труда на 24%. Но при этом у нас в городе сейчас идет снижение оборонного заказа, он составляет около 97%. Почему? По поручению президента России Владимира Путина предприятия ОПК к 2025 году должны повысить долю гражданской продукции до 30% от общего объема выпуска, а к 2030-му – до 50%. А чем же замещать выпавшую продукцию?

Отмечу, что в городе сегодня работает свыше 160 предприятий оборонно-промышленного комп­лекса. До 2015 года был значительный рост государственного оборонного заказа, 4 года он находился примерно на одном уровне. В последние 2 года наметилось снижение на 3–5%. В этих условиях на первый план выходит задача диверсификации этих производств и расширения спектра гражданской продукции.

В 1986 году была принята программа «Интенсифи­кация-90», которая предусматривала опережающее развитие сектора производства товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения. Во главе этой программы стоял секретарь ЦК КПСС Лев Николаевич Зайков. То есть комиссия разработала план развития на каждом уровне (города, района и завода) – и промышленные предприятия начали серьезно развиваться.

Недавно было совещание у заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова с участием нашего губернатора и полпреда, но там не было никакой конкретики о сроках разработки программы диверсификации ответственными корпорациями. Например, ОСК говорит, что на Адмиралтейских верфях и Северной верфи они строят рыболовецкие суда нового поколения – краболовы. Но по факту мы строим только коробку, а все остальное – технологии и комплектация – норвежское. Я считаю, что наши проектанты должны отработать новую технологическую цепочку с отечественной технологической начинкой.

К сожалению, в стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности отсутствует государственная городская программа по диверсификации продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Нет гарантированного сбыта продукции оборонных предприятий гражданского и двойного назначения, обеспеченного региональным государственным заказом Санкт-Петербурга. Кроме того, у предприятий очень много проблем различного характера, которые медленно решаются. Это касается рентабельности, недофинансирования или позднего финансирования и авансирования работ и др., длительных процедур закупки комплектующих. Мы постоянно обращаемся в правительство Санкт-Петербурга, потому что без его активной помощи и поддержки промышленности помочь невозможно.

– К вопросу о деньгах: 5 лет назад половина всех капиталовложений в промышленность была направлена в машиностроительный комплекс и производство пищевых продуктов. Насколько актуальна эта структура сегодня? В какие отрасли увеличился или, наоборот, уменьшился объем инвестиций в последние годы?

– Сегодня все осталось примерно на том же уровне. Но все это частный сектор. Разве доказали, что частный сектор лучше работает, чем государственный? Мне, например, никто этого не доказал. Я как был убежденный плановик и сторонник плановой хозяйственной системы, особенно в больших городах и на больших заводах, так и остался. Хозрасчетом и производительностью труда сегодня никто не занимается. Да, у нас работает комитет по промышленной политике, но где единая линия поведения?

Уничтожили плановую систему, что, как я считаю, неправильно. В городе и стране должна быть плановая система. Мы должны знать свои показатели на 5, 10, 15, 20 и 30 лет вперед.

– Как в эпоху пандемии происходит развитие малого предпринимательства Санкт-Петербурга? Какие тенденции и проблемы Вы можете здесь выделить?

– Малый бизнес испытывает такие же сложности и трудности, как и мы. Необходимо финансирование, а его нет. Если не предоставляется централизованная помощь со стороны государства, заводам приходится очень сложно. Раньше у нас в промышленности было два конкурса – по производительности труда и по обес­печению высокотехнологичных рабочих мест. Сейчас их закрыли из-за отсутствия средств. При этом общая стоимость этих конкурсов – 85 млн рублей. К нам обращаются представители заводов с просьбой вернуть эти конкурсы. Это важный фактор развития производительности труда на предприятиях.

Сегодня президент страны говорит о том, что у нас должен быть уже шестой технологический уклад. Это, в свою очередь, должно сопровождаться появлением новых высокотехнологичных станков. Но мы уничтожили станкостроение, уничтожили радио­электронную промышленность. У нас сегодня около 70% работающих станков имеют срок службы свыше 47 лет. И из-за санкций никто нам новых не продаст.

– Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в прошлом году составил $42,6 млрд, что на 16,2% меньше, чем годом ранее. Экспорт сократился на 24,2%, импорт – на 6,7%. Каковы Ваши прогнозы на 2021 год?

– Конечно, импорт снизился – и будет еще ниже. Потому что санкции не дают ничего покупать. Как это все исправить? Не обсуждать, а развивать производство внутри страны на основе четких программ развития электроники, станкостроения, судостроения, машиностроения и т. д. В управлении страной должна быть жесткость. Не будет жесткого централизованного управления – ничего не будет.

– Недавно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко согласовал прохождение высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург по Ленобласти и создал рабочую группу по реализации проекта. Каких эффектов для развития промышленности региона Вы ожидаете от строительства этой дороги?

– Несомненно, ВСМ должна быть построена. Недавно на БАМе запустили движение по новому тоннелю – и сразу выросла пропускная способность. Через Санкт-Петербург ходят грузовые поезда, поэтому, конечно, нужно разнести пассажирское и грузовое движение.

За ВСМ – большое будущее. Ее должна строить Октябрьская железная дорога. Но почему они затихли?

– Совладелец компании «Трансмашхолдинг» Анд­рей Бокарев попросил президента России поддержать проект редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург с перемещением портовых мощностей в Усть-Лугу. При этом губернатор Ленинградской области в качестве основной площадки для переноса мощностей порта предложил развивающийся портовый комплекс в городе Приморске. Какие изменения в промышленном кластере влечет за собой подобная рокировка?

– Это не очень правильная идея. Наша ассоциация против переноса порта в Усть-Лугу, где наш порт не может разместиться. Она не справится. Произойдет громадная потеря рабочих мест и грузооборота в городе. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов ранее сообщал, что перенос верфей вместе с портом из центра Санкт-Петербурга сделает продукцию ОСК менее конкурентоспособной. Мы поддерживаем его точку зрения.



arResult:
Array
(
    [XML_ID] => 130
    [~XML_ID] => 130
    [NAME] => Все силы – на интенсификацию 
    [~NAME] => Все силы – на интенсификацию 
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [PREVIEW_TEXT] => Весной в Санкт-Петербурге утвердили концепцию промышленной политики города до 2025 года, разработанную с учетом мнения предпринимательского сообщества. На данный момент доля промышленных предприятий в экономике Северной столицы составляет 25%, при этом налоговых отчислений в городской бюджет они дают вдвое больше – 49%. Какие производства набирают сейчас темп и с какими сложностями приходится сталкиваться местным предприятиям – об этом мы поговорили с президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерием Радченко.
    [~PREVIEW_TEXT] => Весной в Санкт-Петербурге утвердили концепцию промышленной политики города до 2025 года, разработанную с учетом мнения предпринимательского сообщества. На данный момент доля промышленных предприятий в экономике Северной столицы составляет 25%, при этом налоговых отчислений в городской бюджет они дают вдвое больше – 49%. Какие производства набирают сейчас темп и с какими сложностями приходится сталкиваться местным предприятиям – об этом мы поговорили с президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерием Радченко.
    [DETAIL_TEXT] => – Валерий Анатольевич, нынешним летом ассоциация отметила свое 32-летие. Какие цели преследовались при ее создании?

– Ассоциацию создавали корифеи промышленности города – директор Кировского завода Петр Семененко, генеральный директор завода полиграфических машин (ОАО «Ленполиграфмаш») Александр Соловейчик, генеральный директор НПО «Авангард» Вахтанг Ковешников, первый президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Геор­гий Хижа.

Они увидели, что предприятия ведут разрозненную работу и не оказывают друг другу помощь. В целях создания единой промышленной политики в городе и была создана Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга (АПП СПб).

В основе ее деятельности – работа с оборонным комплексом. При создании ассоциации в нее вошло 40 членов, сейчас их более 80. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляет тяжелая индуст­рия, включая энергетическое машиностроение (в том числе судостроение). В городе работают такие гиганты машиностроения, как Кировский завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», завод турбинных лопаток («Силовые машины»), НПО ЦКТИ им. Ползунова, входящее в ОАО «Группа Е4», Ижорские заводы (ОМЗ), Ленинградский электромашиностроительный завод, Невский завод, «Компрессор», «Звезда», «ОДК-Климов» и др. Судостроение представлено следующими заводами: Северная верфь, Адмиралтейские верфи, «Алмаз», Балтийский завод, Кронштадтский морской завод, «Бриг» – и рядом других. Энергетика – предприятием «Авангард» и т. д.

– И какую поддержку этим компаниям сейчас оказывает ассоциация? Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?

– Сегодня на промышленных предприятиях города трудятся 348 тыс. человек. Наша задача – взаимо­связь с профильными министерствами при возникновении каких-то сложностей или трудностей в работе заводов. Мы пользуемся таким рычагом влияния, как депутаты Госдумы РФ, которые по нашим обращениям уже выходят на министров и заместителей председателя правительства и т. д.

Что касается новых направлений работы, то, во-первых, это продвижение продукции, товаров и услуг, выпускаемых на предприятиях – членах АПП СПб, на рынки РФ и за рубеж. Во-вторых, включение затрат промышленных предприятий на СОVID-19 (маски, халаты, дезинфицирующие жидкости, оборудование, тесты и т. д.) в состав затрат по выполнению государственного оборонного заказа. Также это ограничение повышения цен на услуги монополистов для предприятий ОПК не выше индекса-дефлятора, устанавливаемого федеральными органами власти и принимаемого при расчетах государственным заказчиком. И, кроме того, содействие и организация встреч и прямых контактов промышленников с руководством федеральных министерств и ведомств.

Также мы настаиваем на использовании при закупках продукции только отечественных производителей, информируем предприятия обо всех мерах поддержки, которые они могут получить от правительства РФ и города, Минпромторга, Фонда развития промышленности Санкт‑Петербурга.

– Вы затронули тему затрат, появившихся из-за CОVID-19. Как в целом пандемия повлияла на характер и показатели развития промышленности города?

– Во время пандемии ни один завод не остановил своей работы, продолжая выполнять заказы. Производство не остановилось, и никто не потерял набранных темпов. Но, конечно, возникли и определенные трудности. Это прежде всего переход сотрудников на удаленный режим работы, необходимость закупки средств дезинфекции, регулирование температурного режима и т. д. Все это нанесло определенный финансовый ущерб предприятиям и сократило их прибыль. На сегодня общие суммарные затраты по предприятиям – членам ассоциации составляют около 800 млн рублей.

Мы направили письма поддержки в Минпромторг, Минобороны, Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). К сожалению, пока заводам никто не помог. Но мы будем продолжать эту борьбу.

По мнению нашей ассоциации, необходимо принять решение об общей поддержке со стороны правительства из государственного бюджета. Такое письмо мы намерены направить председателю правительства Михаилу Мишустину.

– Один из национальных проектов в России в 2019–2024 гг. – это «Производительность труда и поддержка занятости». Согласно планам, ежегодно заводы должны прирастать в объемах производительности труда на 5%. Насколько это сложная задача?

– Очень сложная. К 2024 году мы должны увеличить производительность труда на 24%. Но при этом у нас в городе сейчас идет снижение оборонного заказа, он составляет около 97%. Почему? По поручению президента России Владимира Путина предприятия ОПК к 2025 году должны повысить долю гражданской продукции до 30% от общего объема выпуска, а к 2030-му – до 50%. А чем же замещать выпавшую продукцию?

Отмечу, что в городе сегодня работает свыше 160 предприятий оборонно-промышленного комп­лекса. До 2015 года был значительный рост государственного оборонного заказа, 4 года он находился примерно на одном уровне. В последние 2 года наметилось снижение на 3–5%. В этих условиях на первый план выходит задача диверсификации этих производств и расширения спектра гражданской продукции.

В 1986 году была принята программа «Интенсифи­кация-90», которая предусматривала опережающее развитие сектора производства товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения. Во главе этой программы стоял секретарь ЦК КПСС Лев Николаевич Зайков. То есть комиссия разработала план развития на каждом уровне (города, района и завода) – и промышленные предприятия начали серьезно развиваться.

Недавно было совещание у заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова с участием нашего губернатора и полпреда, но там не было никакой конкретики о сроках разработки программы диверсификации ответственными корпорациями. Например, ОСК говорит, что на Адмиралтейских верфях и Северной верфи они строят рыболовецкие суда нового поколения – краболовы. Но по факту мы строим только коробку, а все остальное – технологии и комплектация – норвежское. Я считаю, что наши проектанты должны отработать новую технологическую цепочку с отечественной технологической начинкой.

К сожалению, в стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности отсутствует государственная городская программа по диверсификации продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Нет гарантированного сбыта продукции оборонных предприятий гражданского и двойного назначения, обеспеченного региональным государственным заказом Санкт-Петербурга. Кроме того, у предприятий очень много проблем различного характера, которые медленно решаются. Это касается рентабельности, недофинансирования или позднего финансирования и авансирования работ и др., длительных процедур закупки комплектующих. Мы постоянно обращаемся в правительство Санкт-Петербурга, потому что без его активной помощи и поддержки промышленности помочь невозможно.

– К вопросу о деньгах: 5 лет назад половина всех капиталовложений в промышленность была направлена в машиностроительный комплекс и производство пищевых продуктов. Насколько актуальна эта структура сегодня? В какие отрасли увеличился или, наоборот, уменьшился объем инвестиций в последние годы?

– Сегодня все осталось примерно на том же уровне. Но все это частный сектор. Разве доказали, что частный сектор лучше работает, чем государственный? Мне, например, никто этого не доказал. Я как был убежденный плановик и сторонник плановой хозяйственной системы, особенно в больших городах и на больших заводах, так и остался. Хозрасчетом и производительностью труда сегодня никто не занимается. Да, у нас работает комитет по промышленной политике, но где единая линия поведения?

Уничтожили плановую систему, что, как я считаю, неправильно. В городе и стране должна быть плановая система. Мы должны знать свои показатели на 5, 10, 15, 20 и 30 лет вперед.

– Как в эпоху пандемии происходит развитие малого предпринимательства Санкт-Петербурга? Какие тенденции и проблемы Вы можете здесь выделить?

– Малый бизнес испытывает такие же сложности и трудности, как и мы. Необходимо финансирование, а его нет. Если не предоставляется централизованная помощь со стороны государства, заводам приходится очень сложно. Раньше у нас в промышленности было два конкурса – по производительности труда и по обес­печению высокотехнологичных рабочих мест. Сейчас их закрыли из-за отсутствия средств. При этом общая стоимость этих конкурсов – 85 млн рублей. К нам обращаются представители заводов с просьбой вернуть эти конкурсы. Это важный фактор развития производительности труда на предприятиях.

Сегодня президент страны говорит о том, что у нас должен быть уже шестой технологический уклад. Это, в свою очередь, должно сопровождаться появлением новых высокотехнологичных станков. Но мы уничтожили станкостроение, уничтожили радио­электронную промышленность. У нас сегодня около 70% работающих станков имеют срок службы свыше 47 лет. И из-за санкций никто нам новых не продаст.

– Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в прошлом году составил $42,6 млрд, что на 16,2% меньше, чем годом ранее. Экспорт сократился на 24,2%, импорт – на 6,7%. Каковы Ваши прогнозы на 2021 год?

– Конечно, импорт снизился – и будет еще ниже. Потому что санкции не дают ничего покупать. Как это все исправить? Не обсуждать, а развивать производство внутри страны на основе четких программ развития электроники, станкостроения, судостроения, машиностроения и т. д. В управлении страной должна быть жесткость. Не будет жесткого централизованного управления – ничего не будет.

– Недавно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко согласовал прохождение высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург по Ленобласти и создал рабочую группу по реализации проекта. Каких эффектов для развития промышленности региона Вы ожидаете от строительства этой дороги?

– Несомненно, ВСМ должна быть построена. Недавно на БАМе запустили движение по новому тоннелю – и сразу выросла пропускная способность. Через Санкт-Петербург ходят грузовые поезда, поэтому, конечно, нужно разнести пассажирское и грузовое движение.

За ВСМ – большое будущее. Ее должна строить Октябрьская железная дорога. Но почему они затихли?

– Совладелец компании «Трансмашхолдинг» Анд­рей Бокарев попросил президента России поддержать проект редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург с перемещением портовых мощностей в Усть-Лугу. При этом губернатор Ленинградской области в качестве основной площадки для переноса мощностей порта предложил развивающийся портовый комплекс в городе Приморске. Какие изменения в промышленном кластере влечет за собой подобная рокировка?

– Это не очень правильная идея. Наша ассоциация против переноса порта в Усть-Лугу, где наш порт не может разместиться. Она не справится. Произойдет громадная потеря рабочих мест и грузооборота в городе. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов ранее сообщал, что перенос верфей вместе с портом из центра Санкт-Петербурга сделает продукцию ОСК менее конкурентоспособной. Мы поддерживаем его точку зрения. [~DETAIL_TEXT] => – Валерий Анатольевич, нынешним летом ассоциация отметила свое 32-летие. Какие цели преследовались при ее создании?

– Ассоциацию создавали корифеи промышленности города – директор Кировского завода Петр Семененко, генеральный директор завода полиграфических машин (ОАО «Ленполиграфмаш») Александр Соловейчик, генеральный директор НПО «Авангард» Вахтанг Ковешников, первый президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Геор­гий Хижа.

Они увидели, что предприятия ведут разрозненную работу и не оказывают друг другу помощь. В целях создания единой промышленной политики в городе и была создана Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга (АПП СПб).

В основе ее деятельности – работа с оборонным комплексом. При создании ассоциации в нее вошло 40 членов, сейчас их более 80. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляет тяжелая индуст­рия, включая энергетическое машиностроение (в том числе судостроение). В городе работают такие гиганты машиностроения, как Кировский завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», завод турбинных лопаток («Силовые машины»), НПО ЦКТИ им. Ползунова, входящее в ОАО «Группа Е4», Ижорские заводы (ОМЗ), Ленинградский электромашиностроительный завод, Невский завод, «Компрессор», «Звезда», «ОДК-Климов» и др. Судостроение представлено следующими заводами: Северная верфь, Адмиралтейские верфи, «Алмаз», Балтийский завод, Кронштадтский морской завод, «Бриг» – и рядом других. Энергетика – предприятием «Авангард» и т. д.

– И какую поддержку этим компаниям сейчас оказывает ассоциация? Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?

– Сегодня на промышленных предприятиях города трудятся 348 тыс. человек. Наша задача – взаимо­связь с профильными министерствами при возникновении каких-то сложностей или трудностей в работе заводов. Мы пользуемся таким рычагом влияния, как депутаты Госдумы РФ, которые по нашим обращениям уже выходят на министров и заместителей председателя правительства и т. д.

Что касается новых направлений работы, то, во-первых, это продвижение продукции, товаров и услуг, выпускаемых на предприятиях – членах АПП СПб, на рынки РФ и за рубеж. Во-вторых, включение затрат промышленных предприятий на СОVID-19 (маски, халаты, дезинфицирующие жидкости, оборудование, тесты и т. д.) в состав затрат по выполнению государственного оборонного заказа. Также это ограничение повышения цен на услуги монополистов для предприятий ОПК не выше индекса-дефлятора, устанавливаемого федеральными органами власти и принимаемого при расчетах государственным заказчиком. И, кроме того, содействие и организация встреч и прямых контактов промышленников с руководством федеральных министерств и ведомств.

Также мы настаиваем на использовании при закупках продукции только отечественных производителей, информируем предприятия обо всех мерах поддержки, которые они могут получить от правительства РФ и города, Минпромторга, Фонда развития промышленности Санкт‑Петербурга.

– Вы затронули тему затрат, появившихся из-за CОVID-19. Как в целом пандемия повлияла на характер и показатели развития промышленности города?

– Во время пандемии ни один завод не остановил своей работы, продолжая выполнять заказы. Производство не остановилось, и никто не потерял набранных темпов. Но, конечно, возникли и определенные трудности. Это прежде всего переход сотрудников на удаленный режим работы, необходимость закупки средств дезинфекции, регулирование температурного режима и т. д. Все это нанесло определенный финансовый ущерб предприятиям и сократило их прибыль. На сегодня общие суммарные затраты по предприятиям – членам ассоциации составляют около 800 млн рублей.

Мы направили письма поддержки в Минпромторг, Минобороны, Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). К сожалению, пока заводам никто не помог. Но мы будем продолжать эту борьбу.

По мнению нашей ассоциации, необходимо принять решение об общей поддержке со стороны правительства из государственного бюджета. Такое письмо мы намерены направить председателю правительства Михаилу Мишустину.

– Один из национальных проектов в России в 2019–2024 гг. – это «Производительность труда и поддержка занятости». Согласно планам, ежегодно заводы должны прирастать в объемах производительности труда на 5%. Насколько это сложная задача?

– Очень сложная. К 2024 году мы должны увеличить производительность труда на 24%. Но при этом у нас в городе сейчас идет снижение оборонного заказа, он составляет около 97%. Почему? По поручению президента России Владимира Путина предприятия ОПК к 2025 году должны повысить долю гражданской продукции до 30% от общего объема выпуска, а к 2030-му – до 50%. А чем же замещать выпавшую продукцию?

Отмечу, что в городе сегодня работает свыше 160 предприятий оборонно-промышленного комп­лекса. До 2015 года был значительный рост государственного оборонного заказа, 4 года он находился примерно на одном уровне. В последние 2 года наметилось снижение на 3–5%. В этих условиях на первый план выходит задача диверсификации этих производств и расширения спектра гражданской продукции.

В 1986 году была принята программа «Интенсифи­кация-90», которая предусматривала опережающее развитие сектора производства товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения. Во главе этой программы стоял секретарь ЦК КПСС Лев Николаевич Зайков. То есть комиссия разработала план развития на каждом уровне (города, района и завода) – и промышленные предприятия начали серьезно развиваться.

Недавно было совещание у заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова с участием нашего губернатора и полпреда, но там не было никакой конкретики о сроках разработки программы диверсификации ответственными корпорациями. Например, ОСК говорит, что на Адмиралтейских верфях и Северной верфи они строят рыболовецкие суда нового поколения – краболовы. Но по факту мы строим только коробку, а все остальное – технологии и комплектация – норвежское. Я считаю, что наши проектанты должны отработать новую технологическую цепочку с отечественной технологической начинкой.

К сожалению, в стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности отсутствует государственная городская программа по диверсификации продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Нет гарантированного сбыта продукции оборонных предприятий гражданского и двойного назначения, обеспеченного региональным государственным заказом Санкт-Петербурга. Кроме того, у предприятий очень много проблем различного характера, которые медленно решаются. Это касается рентабельности, недофинансирования или позднего финансирования и авансирования работ и др., длительных процедур закупки комплектующих. Мы постоянно обращаемся в правительство Санкт-Петербурга, потому что без его активной помощи и поддержки промышленности помочь невозможно.

– К вопросу о деньгах: 5 лет назад половина всех капиталовложений в промышленность была направлена в машиностроительный комплекс и производство пищевых продуктов. Насколько актуальна эта структура сегодня? В какие отрасли увеличился или, наоборот, уменьшился объем инвестиций в последние годы?

– Сегодня все осталось примерно на том же уровне. Но все это частный сектор. Разве доказали, что частный сектор лучше работает, чем государственный? Мне, например, никто этого не доказал. Я как был убежденный плановик и сторонник плановой хозяйственной системы, особенно в больших городах и на больших заводах, так и остался. Хозрасчетом и производительностью труда сегодня никто не занимается. Да, у нас работает комитет по промышленной политике, но где единая линия поведения?

Уничтожили плановую систему, что, как я считаю, неправильно. В городе и стране должна быть плановая система. Мы должны знать свои показатели на 5, 10, 15, 20 и 30 лет вперед.

– Как в эпоху пандемии происходит развитие малого предпринимательства Санкт-Петербурга? Какие тенденции и проблемы Вы можете здесь выделить?

– Малый бизнес испытывает такие же сложности и трудности, как и мы. Необходимо финансирование, а его нет. Если не предоставляется централизованная помощь со стороны государства, заводам приходится очень сложно. Раньше у нас в промышленности было два конкурса – по производительности труда и по обес­печению высокотехнологичных рабочих мест. Сейчас их закрыли из-за отсутствия средств. При этом общая стоимость этих конкурсов – 85 млн рублей. К нам обращаются представители заводов с просьбой вернуть эти конкурсы. Это важный фактор развития производительности труда на предприятиях.

Сегодня президент страны говорит о том, что у нас должен быть уже шестой технологический уклад. Это, в свою очередь, должно сопровождаться появлением новых высокотехнологичных станков. Но мы уничтожили станкостроение, уничтожили радио­электронную промышленность. У нас сегодня около 70% работающих станков имеют срок службы свыше 47 лет. И из-за санкций никто нам новых не продаст.

– Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в прошлом году составил $42,6 млрд, что на 16,2% меньше, чем годом ранее. Экспорт сократился на 24,2%, импорт – на 6,7%. Каковы Ваши прогнозы на 2021 год?

– Конечно, импорт снизился – и будет еще ниже. Потому что санкции не дают ничего покупать. Как это все исправить? Не обсуждать, а развивать производство внутри страны на основе четких программ развития электроники, станкостроения, судостроения, машиностроения и т. д. В управлении страной должна быть жесткость. Не будет жесткого централизованного управления – ничего не будет.

– Недавно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко согласовал прохождение высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург по Ленобласти и создал рабочую группу по реализации проекта. Каких эффектов для развития промышленности региона Вы ожидаете от строительства этой дороги?

– Несомненно, ВСМ должна быть построена. Недавно на БАМе запустили движение по новому тоннелю – и сразу выросла пропускная способность. Через Санкт-Петербург ходят грузовые поезда, поэтому, конечно, нужно разнести пассажирское и грузовое движение.

За ВСМ – большое будущее. Ее должна строить Октябрьская железная дорога. Но почему они затихли?

– Совладелец компании «Трансмашхолдинг» Анд­рей Бокарев попросил президента России поддержать проект редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург с перемещением портовых мощностей в Усть-Лугу. При этом губернатор Ленинградской области в качестве основной площадки для переноса мощностей порта предложил развивающийся портовый комплекс в городе Приморске. Какие изменения в промышленном кластере влечет за собой подобная рокировка?

– Это не очень правильная идея. Наша ассоциация против переноса порта в Усть-Лугу, где наш порт не может разместиться. Она не справится. Произойдет громадная потеря рабочих мест и грузооборота в городе. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов ранее сообщал, что перенос верфей вместе с портом из центра Санкт-Петербурга сделает продукцию ОСК менее конкурентоспособной. Мы поддерживаем его точку зрения. [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 217 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2021-11-16 09:03:41.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 500 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 223682 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/ade [FILE_NAME] => Радченко.jpg [ORIGINAL_NAME] => Радченко.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b2c80a18ab6d7a876f12067484ef63f2 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/ade/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/ade/Радченко.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/ade/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg [ALT] => Все силы – на интенсификацию [TITLE] => Все силы – на интенсификацию ) [~DETAIL_PICTURE] => 217 [DATE_ACTIVE_FROM] => 08.11.2021 10:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 08.11.2021 10:00:00 [ID] => 130 [~ID] => 130 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 16.11.2021 09:03:41 [~TIMESTAMP_X] => 16.11.2021 09:03:41 [ACTIVE_FROM] => 08.11.2021 10:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 08.11.2021 10:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /region/vse-sily-na-intensifikatsiyu-/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /region/vse-sily-na-intensifikatsiyu-/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /region/vse-sily-na-intensifikatsiyu-/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /region/vse-sily-na-intensifikatsiyu-/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => vse-sily-na-intensifikatsiyu- [~CODE] => vse-sily-na-intensifikatsiyu- [EXTERNAL_ID] => 130 [~EXTERNAL_ID] => 130 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 08.11.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Весной в Санкт-Петербурге утвердили концепцию промышленной политики города до 2025 года, разработанную с учетом мнения предпринимательского сообщества. На данный момент доля промышленных предприятий в экономике Северной столицы составляет 25%, при этом налоговых отчислений в городской бюджет они дают вдвое больше – 49%. Какие производства набирают сейчас темп и с какими сложностями приходится сталкиваться местным предприятиям – об этом мы поговорили с президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерием Радченко. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Все силы – на интенсификацию [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Все силы – на интенсификацию [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Все силы – на интенсификацию [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Все силы – на интенсификацию [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Все силы – на интенсификацию ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 130 [NAME] => Все силы – на интенсификацию [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => Весной в Санкт-Петербурге утвердили концепцию промышленной политики города до 2025 года, разработанную с учетом мнения предпринимательского сообщества. На данный момент доля промышленных предприятий в экономике Северной столицы составляет 25%, при этом налоговых отчислений в городской бюджет они дают вдвое больше – 49%. Какие производства набирают сейчас темп и с какими сложностями приходится сталкиваться местным предприятиям – об этом мы поговорили с президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерием Радченко. [DETAIL_TEXT] => – Валерий Анатольевич, нынешним летом ассоциация отметила свое 32-летие. Какие цели преследовались при ее создании?

– Ассоциацию создавали корифеи промышленности города – директор Кировского завода Петр Семененко, генеральный директор завода полиграфических машин (ОАО «Ленполиграфмаш») Александр Соловейчик, генеральный директор НПО «Авангард» Вахтанг Ковешников, первый президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Геор­гий Хижа.

Они увидели, что предприятия ведут разрозненную работу и не оказывают друг другу помощь. В целях создания единой промышленной политики в городе и была создана Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга (АПП СПб).

В основе ее деятельности – работа с оборонным комплексом. При создании ассоциации в нее вошло 40 членов, сейчас их более 80. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляет тяжелая индуст­рия, включая энергетическое машиностроение (в том числе судостроение). В городе работают такие гиганты машиностроения, как Кировский завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», завод турбинных лопаток («Силовые машины»), НПО ЦКТИ им. Ползунова, входящее в ОАО «Группа Е4», Ижорские заводы (ОМЗ), Ленинградский электромашиностроительный завод, Невский завод, «Компрессор», «Звезда», «ОДК-Климов» и др. Судостроение представлено следующими заводами: Северная верфь, Адмиралтейские верфи, «Алмаз», Балтийский завод, Кронштадтский морской завод, «Бриг» – и рядом других. Энергетика – предприятием «Авангард» и т. д.

– И какую поддержку этим компаниям сейчас оказывает ассоциация? Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?

– Сегодня на промышленных предприятиях города трудятся 348 тыс. человек. Наша задача – взаимо­связь с профильными министерствами при возникновении каких-то сложностей или трудностей в работе заводов. Мы пользуемся таким рычагом влияния, как депутаты Госдумы РФ, которые по нашим обращениям уже выходят на министров и заместителей председателя правительства и т. д.

Что касается новых направлений работы, то, во-первых, это продвижение продукции, товаров и услуг, выпускаемых на предприятиях – членах АПП СПб, на рынки РФ и за рубеж. Во-вторых, включение затрат промышленных предприятий на СОVID-19 (маски, халаты, дезинфицирующие жидкости, оборудование, тесты и т. д.) в состав затрат по выполнению государственного оборонного заказа. Также это ограничение повышения цен на услуги монополистов для предприятий ОПК не выше индекса-дефлятора, устанавливаемого федеральными органами власти и принимаемого при расчетах государственным заказчиком. И, кроме того, содействие и организация встреч и прямых контактов промышленников с руководством федеральных министерств и ведомств.

Также мы настаиваем на использовании при закупках продукции только отечественных производителей, информируем предприятия обо всех мерах поддержки, которые они могут получить от правительства РФ и города, Минпромторга, Фонда развития промышленности Санкт‑Петербурга.

– Вы затронули тему затрат, появившихся из-за CОVID-19. Как в целом пандемия повлияла на характер и показатели развития промышленности города?

– Во время пандемии ни один завод не остановил своей работы, продолжая выполнять заказы. Производство не остановилось, и никто не потерял набранных темпов. Но, конечно, возникли и определенные трудности. Это прежде всего переход сотрудников на удаленный режим работы, необходимость закупки средств дезинфекции, регулирование температурного режима и т. д. Все это нанесло определенный финансовый ущерб предприятиям и сократило их прибыль. На сегодня общие суммарные затраты по предприятиям – членам ассоциации составляют около 800 млн рублей.

Мы направили письма поддержки в Минпромторг, Минобороны, Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). К сожалению, пока заводам никто не помог. Но мы будем продолжать эту борьбу.

По мнению нашей ассоциации, необходимо принять решение об общей поддержке со стороны правительства из государственного бюджета. Такое письмо мы намерены направить председателю правительства Михаилу Мишустину.

– Один из национальных проектов в России в 2019–2024 гг. – это «Производительность труда и поддержка занятости». Согласно планам, ежегодно заводы должны прирастать в объемах производительности труда на 5%. Насколько это сложная задача?

– Очень сложная. К 2024 году мы должны увеличить производительность труда на 24%. Но при этом у нас в городе сейчас идет снижение оборонного заказа, он составляет около 97%. Почему? По поручению президента России Владимира Путина предприятия ОПК к 2025 году должны повысить долю гражданской продукции до 30% от общего объема выпуска, а к 2030-му – до 50%. А чем же замещать выпавшую продукцию?

Отмечу, что в городе сегодня работает свыше 160 предприятий оборонно-промышленного комп­лекса. До 2015 года был значительный рост государственного оборонного заказа, 4 года он находился примерно на одном уровне. В последние 2 года наметилось снижение на 3–5%. В этих условиях на первый план выходит задача диверсификации этих производств и расширения спектра гражданской продукции.

В 1986 году была принята программа «Интенсифи­кация-90», которая предусматривала опережающее развитие сектора производства товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения. Во главе этой программы стоял секретарь ЦК КПСС Лев Николаевич Зайков. То есть комиссия разработала план развития на каждом уровне (города, района и завода) – и промышленные предприятия начали серьезно развиваться.

Недавно было совещание у заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова с участием нашего губернатора и полпреда, но там не было никакой конкретики о сроках разработки программы диверсификации ответственными корпорациями. Например, ОСК говорит, что на Адмиралтейских верфях и Северной верфи они строят рыболовецкие суда нового поколения – краболовы. Но по факту мы строим только коробку, а все остальное – технологии и комплектация – норвежское. Я считаю, что наши проектанты должны отработать новую технологическую цепочку с отечественной технологической начинкой.

К сожалению, в стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности отсутствует государственная городская программа по диверсификации продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Нет гарантированного сбыта продукции оборонных предприятий гражданского и двойного назначения, обеспеченного региональным государственным заказом Санкт-Петербурга. Кроме того, у предприятий очень много проблем различного характера, которые медленно решаются. Это касается рентабельности, недофинансирования или позднего финансирования и авансирования работ и др., длительных процедур закупки комплектующих. Мы постоянно обращаемся в правительство Санкт-Петербурга, потому что без его активной помощи и поддержки промышленности помочь невозможно.

– К вопросу о деньгах: 5 лет назад половина всех капиталовложений в промышленность была направлена в машиностроительный комплекс и производство пищевых продуктов. Насколько актуальна эта структура сегодня? В какие отрасли увеличился или, наоборот, уменьшился объем инвестиций в последние годы?

– Сегодня все осталось примерно на том же уровне. Но все это частный сектор. Разве доказали, что частный сектор лучше работает, чем государственный? Мне, например, никто этого не доказал. Я как был убежденный плановик и сторонник плановой хозяйственной системы, особенно в больших городах и на больших заводах, так и остался. Хозрасчетом и производительностью труда сегодня никто не занимается. Да, у нас работает комитет по промышленной политике, но где единая линия поведения?

Уничтожили плановую систему, что, как я считаю, неправильно. В городе и стране должна быть плановая система. Мы должны знать свои показатели на 5, 10, 15, 20 и 30 лет вперед.

– Как в эпоху пандемии происходит развитие малого предпринимательства Санкт-Петербурга? Какие тенденции и проблемы Вы можете здесь выделить?

– Малый бизнес испытывает такие же сложности и трудности, как и мы. Необходимо финансирование, а его нет. Если не предоставляется централизованная помощь со стороны государства, заводам приходится очень сложно. Раньше у нас в промышленности было два конкурса – по производительности труда и по обес­печению высокотехнологичных рабочих мест. Сейчас их закрыли из-за отсутствия средств. При этом общая стоимость этих конкурсов – 85 млн рублей. К нам обращаются представители заводов с просьбой вернуть эти конкурсы. Это важный фактор развития производительности труда на предприятиях.

Сегодня президент страны говорит о том, что у нас должен быть уже шестой технологический уклад. Это, в свою очередь, должно сопровождаться появлением новых высокотехнологичных станков. Но мы уничтожили станкостроение, уничтожили радио­электронную промышленность. У нас сегодня около 70% работающих станков имеют срок службы свыше 47 лет. И из-за санкций никто нам новых не продаст.

– Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в прошлом году составил $42,6 млрд, что на 16,2% меньше, чем годом ранее. Экспорт сократился на 24,2%, импорт – на 6,7%. Каковы Ваши прогнозы на 2021 год?

– Конечно, импорт снизился – и будет еще ниже. Потому что санкции не дают ничего покупать. Как это все исправить? Не обсуждать, а развивать производство внутри страны на основе четких программ развития электроники, станкостроения, судостроения, машиностроения и т. д. В управлении страной должна быть жесткость. Не будет жесткого централизованного управления – ничего не будет.

– Недавно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко согласовал прохождение высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург по Ленобласти и создал рабочую группу по реализации проекта. Каких эффектов для развития промышленности региона Вы ожидаете от строительства этой дороги?

– Несомненно, ВСМ должна быть построена. Недавно на БАМе запустили движение по новому тоннелю – и сразу выросла пропускная способность. Через Санкт-Петербург ходят грузовые поезда, поэтому, конечно, нужно разнести пассажирское и грузовое движение.

За ВСМ – большое будущее. Ее должна строить Октябрьская железная дорога. Но почему они затихли?

– Совладелец компании «Трансмашхолдинг» Анд­рей Бокарев попросил президента России поддержать проект редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург с перемещением портовых мощностей в Усть-Лугу. При этом губернатор Ленинградской области в качестве основной площадки для переноса мощностей порта предложил развивающийся портовый комплекс в городе Приморске. Какие изменения в промышленном кластере влечет за собой подобная рокировка?

– Это не очень правильная идея. Наша ассоциация против переноса порта в Усть-Лугу, где наш порт не может разместиться. Она не справится. Произойдет громадная потеря рабочих мест и грузооборота в городе. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов ранее сообщал, что перенос верфей вместе с портом из центра Санкт-Петербурга сделает продукцию ОСК менее конкурентоспособной. Мы поддерживаем его точку зрения. [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 217 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2021-11-16 09:03:41.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 500 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 223682 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/ade [FILE_NAME] => Радченко.jpg [ORIGINAL_NAME] => Радченко.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b2c80a18ab6d7a876f12067484ef63f2 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/ade/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/ade/Радченко.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/ade/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg [ALT] => Все силы – на интенсификацию [TITLE] => Все силы – на интенсификацию ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 08.11.2021 10:00:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 278 [VALUE] => Наталья Гусаченко [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Наталья Гусаченко [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 282 [VALUE] => 221 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 221 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 279 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [MORE_PHOTO] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => [~SERVER_NAME] => ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 79 [~ID] => 79 [CODE] => region [~CODE] => region [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Регион [~NAME] => Регион [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /region/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Регион [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Регион [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Регион ) ) ) ) [SECTION_URL] => /region/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Все силы – на интенсификацию [ELEMENT_CHAIN] => Все силы – на интенсификацию [BROWSER_TITLE] => Все силы – на интенсификацию [KEYWORDS] => Все силы – на интенсификацию [DESCRIPTION] => Весной в Санкт-Петербурге утвердили концепцию промышленной политики города до 2025 года, разработанную с учетом мнения предпринимательского сообщества. На данный момент доля промышленных предприятий в экономике Северной столицы составляет 25%, при этом налоговых отчислений в городской бюджет они дают вдвое больше – 49%. Какие производства набирают сейчас темп и с какими сложностями приходится сталкиваться местным предприятиям – об этом мы поговорили с президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерием Радченко. ) )


Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар