«Титан» никак не расправит плечи

«Титан» никак не расправит плечи

14.09.2021 10:00:00 Автор: Юлия Чернышевская
«Титан» никак не расправит плечи

«Титановая долина» была создана в 2010 году волевым решением властей Свердловской области. Спустя десятилетие она не может добиться ни стабильного притока резидентов, ни поддержки от властей. А жаль, проект действительно перспективный.




19 друзей «Титана»

У «Титановой долины» две площадки: «Салда» (запущена в декаб­ре 2010 г.) и «Уктус» (функционирует с августа 2018 г.). Первая площадка рассчитана на крупные производственные проекты: механическую обработку, деревообработку, металлургию, тяжелое машиностроение. Вторая – на высокотехнологичные производства: изготовление структурных элементов для авиатранс­порта, приборо­строения, сборку под­узлов для авиастроения.

На территории обеих площадок зарегистрировано 19 резидентов. Якорными являются такие промышленные гиганты, как Ural Boeing Manufacturing (здесь компания проводит предварительную и чистовую обработку титановых штамповок, используемых при сборке моделей всех самолетных программ) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА занимается локализацией и выпус­ком самолетов региональной авиации). Кроме того, ОЭЗ приютила производства медицинских инструментов и имплантов (ООО «Зибус»), а также инструментов для механической обработки металлов (ООО «Инструментальное производство «Миникат») и др.

В день 10-летия проекта «Титановая долина» объявила о двух новых проектах. Промышленный технопарк «Авиатор» создается на площадке «Уктус». Его производственные площади будут построены уже в 2022 году. В проект планируется привлечь не менее 10 резидентов, связанных с авиастроительной отраслью. Первым на площадях технопарка разместится новый цех УЗГА. «Благодаря этому предприятия малого и среднего бизнеса смогут осуществлять свою научно-исследовательскую и производственную деятельность рядом с крупным якорным инвестором», – отметил представитель «Титановой долины».

Второй проект реализует ООО «Аллег­ро» – это совместное предприятие горно-металлургической группы «Евраз» и интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис». Объем заявленных инвестиций – более 16 млрд руб. Мощность предприятия составит 200 тыс. цельнокатаных колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс. ед. Старт производства намечен на 2023 год.

Достаточно привлекательна…

В декабре 2020 года «Титановую долину» включили в IV Национальный рейтинг ОЭЗ, она оказалась «достаточно привлекательной» для инвесторов. При этом в список ОЭЗ с высокой инвестиционной привлекательностью «Титановая долина» не вошла.

В 2020-м из ОЭЗ ушел крупный инвестор – финская компания Huhtamaki, которая планировала производить экологически чистую упаковку. Объем возможных инвестиций оценивался в 848 млн руб. К уходу привели срыв сроков проектных и изыскательских работ и согласования проектной документации, а также пандемия.

За год до этого ОЭЗ покинула компания «СТОД-Урал», которая собиралась открыть в Верхней Салде два производства с общим объемом инвестиций в 15 млрд руб. Производитель не смог дождаться гарантий строительства железнодорожных подъездов к «Титановой долине» к 2021 году.

Почему же инвесторы бегут из «Титановой долины»? «Есть ряд причин, которые формируют привлекательность той или иной территории развития: преференции, наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации инвестпроектов и т. д., – отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. – На строительство инфраструктуры требуется больше времени и господдержка, которой часто не хватает, кроме того, необходимы финансовые ресурсы, которые не всегда есть в достаточном количестве. К примеру, по истечении 10 лет работы ОЭЗ только в 2020 году начата работа по строительству железнодорожных путей», – прокомментировала причины ухода потенциальных резидентов эксперт.

По плану к 2022 году на площадке «Титановой долины» появится промышленная станция, включающая 12 путей, 18 стрелочных переводов и подъездной путь к ст. Верхняя Салда. Совокупный объем железнодорожных перевозок резидентов «Титановой долины» оценивается в 500 тыс. т грузов в год. «Конечно же, ввод железной дороги положительно скажется на работе ОЭЗ и сделает ее более привлекательной. Кроме того, по словам главы Свердловской железной дороги, создаваемая инфраструктура позволит выполнять задачи любой сложности, резиденты смогут получить даже выход к морю», – добавила Т. Тирских.

Однако дело не только в инфраструктуре. Как отметила Т. Тирских, в 2020 году на имидже площадки отразился и арест ее главы Артемия Кызласова. Он стал фигурантом уголовного дела – утверждается, что А. Кызласов просил с подрядчика в качестве взятки 10 млн руб. Второй фигурант дела, посредник при взятке, – бывший замминистра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов.

В 2021 году «Титановая долина» оказалась втянута в новый скандал. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области стремилось оспорить законность продажи земельного участка под второй очередью ОЭЗ. И хотя арбитражный суд Свердловской области решил прекратить производство по делу, любая криминальная история отпугивает потенциальных инвесторов.

Смуту внесла и история с так и не взятым кредитом. В начале июня этого года «Титановая долина» объявила аукцион по поиску банка, который предоставит невозобновляемую кредитную линию в размере 620 млн руб. Предполагалось, что заемные средства будут использованы для проектирования и строительства производственного комплекса на площадке «Уктус» под нужды резидентов. Нужда в деньгах очевидна: в 2021 году управляющая компания ОЭЗ не получила средств на обес­печение деятельности – в бюджете они не предусмотрены, хотя руководство и просило 84 млн руб. Некоторые эксперты связывают такое положение дел с отсутствием поддержки во властных структурах из-за медленного возврата бюджетных средств. Закупку в итоге решили отменить. Но вопрос о том, за счет чего было принято такое решение (планируется ли привлечь бюджетные средства, или стройка будет заморожена?), остается открытым.

Еще одним фактором стало то, что регион сейчас взял курс на развитие экологичных производств на территории зоны. Поэтому предлагаемые резидентами проекты проходят сейчас детальную экологическую экспертизу. «Возможно, более детальная экспертиза приведет к задержке начала реализации проектов, но при этом не даст ухудшить экологию не только зоны, но и самого региона», – добавила Т. Тирских. Впрочем, по ее мнению, все это временные явления.

…и недостаточно окупаема

На развитие инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Титановая долина» уже было привлечено более 4,6 млрд руб. бюджетных инвестиций. Общий объем инвес­тиций до 2031 года должен составить 64,5 млрд руб., из них 54,3 млрд – инвес­тиции резидентов. На данный момент инвестиции, существленные резидентами, почти в 2 раза превышают инвес­тиции бюджетные и составляют 8,3 млрд руб. Однако к концу 2020 года ими в виде налогов и таможенных сборов в государственную казну было уплачено только порядка 1,3 млрд руб., что позволяет говорить об окупаемости ОЭЗ примерно на 28% за 10 лет. Можно ли назвать такую скорость возврата инвестиций допустимой в текущих экономических условиях?

Скорость окупаемости вложенных инвестиций зависит от реализуемых проектов на территории ОЭЗ и их выхода на проектную мощность. Кроме того, одной из функций ОЭЗ является создание инфра­структуры, для того чтобы резиденты приходили уже на готовую площадку. «Все это, конечно, требует времени. Да и предоставляемые преференции инвесторам приводят к выпадению определенной доли налоговых доходов. Поэтому, учитывая цели создания ОЭЗ, внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие зоны, окупаемость в 28% можно назвать допустимой», – отметила Т. Тирских. Представитель «Титановой долины» в беседе с корреспондентом нашего журнала также подчеркнул, что резиденты начали свою производственную деятельность в 2017–2018 гг., а значит, указанный уровень окупаемости фактически был достигнут за 2–3 года, а не за 10 лет. При этом объем выручки резидентов за это время составил 23,17 млрд руб. Из них 10 млрд было заработано за 2020 год, что указывает на продолжающийся рост площадки.

Как рассказал представитель ОЭЗ, в мае 2020 года, в условиях пандемии коронавирусной инфекции и действующих ограничений, менеджментом ОЭЗ «Титановая долина» было принято решение о создании нового механизма привлечения резидентов и продвижения проекта.

«Осуществляется подготовка точечных предложений потенциальным резидентам: анализ рынка сбыта готовой продукции и поставщиков сырья и материалов, определение потребности в коммунальных и людских ресурсах и предоставление готовых решений по данным вопросам, создание кооперационных цепочек с предприятиями ОЭЗ «Титановая долина» и компаниями из Свердловской области», – рассказали в «Титановой долине».

При этом в приоритете у руководства ОЭЗ – привлечение резидентов на площадку в Верхней Салде с готовой инженерной инфраструктурой. Управляющая компания ОЭЗ пообещала полностью заполнить производственные мощности площадки в Верхней Салде в 2023 году.

Несмотря на все негативные факторы, перспективы дальнейшего развития ОЭЗ «Титановая долина» есть. Как считает Т. Тирских, уже в краткосрочной перспективе ОЭЗ улучшит свой текущий уровень инвестиционной привлекательности, в том числе за счет ввода в эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры и расширения собственных границ.

Управляющая компания, конечно, работает над развитием инфраструктуры, но ей чаще всего не хватает финансовых ресурсов. Это позво­ляет предположить, что будущее ОЭЗ будет сильно зависеть от того, удастся ли ей вновь подружиться с региональными властями.




arResult:
Array
(
    [XML_ID] => 57
    [~XML_ID] => 57
    [NAME] => «Титан» никак не расправит плечи
    [~NAME] => «Титан» никак не расправит плечи
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [PREVIEW_TEXT] => «Титановая долина» была создана в 2010 году волевым решением властей Свердловской области. Спустя десятилетие она не может добиться ни стабильного притока резидентов, ни поддержки от властей. А жаль, проект действительно перспективный. 
    [~PREVIEW_TEXT] => «Титановая долина» была создана в 2010 году волевым решением властей Свердловской области. Спустя десятилетие она не может добиться ни стабильного притока резидентов, ни поддержки от властей. А жаль, проект действительно перспективный. 
    [DETAIL_TEXT] => 


19 друзей «Титана»

У «Титановой долины» две площадки: «Салда» (запущена в декаб­ре 2010 г.) и «Уктус» (функционирует с августа 2018 г.). Первая площадка рассчитана на крупные производственные проекты: механическую обработку, деревообработку, металлургию, тяжелое машиностроение. Вторая – на высокотехнологичные производства: изготовление структурных элементов для авиатранс­порта, приборо­строения, сборку под­узлов для авиастроения.

На территории обеих площадок зарегистрировано 19 резидентов. Якорными являются такие промышленные гиганты, как Ural Boeing Manufacturing (здесь компания проводит предварительную и чистовую обработку титановых штамповок, используемых при сборке моделей всех самолетных программ) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА занимается локализацией и выпус­ком самолетов региональной авиации). Кроме того, ОЭЗ приютила производства медицинских инструментов и имплантов (ООО «Зибус»), а также инструментов для механической обработки металлов (ООО «Инструментальное производство «Миникат») и др.

В день 10-летия проекта «Титановая долина» объявила о двух новых проектах. Промышленный технопарк «Авиатор» создается на площадке «Уктус». Его производственные площади будут построены уже в 2022 году. В проект планируется привлечь не менее 10 резидентов, связанных с авиастроительной отраслью. Первым на площадях технопарка разместится новый цех УЗГА. «Благодаря этому предприятия малого и среднего бизнеса смогут осуществлять свою научно-исследовательскую и производственную деятельность рядом с крупным якорным инвестором», – отметил представитель «Титановой долины».

Второй проект реализует ООО «Аллег­ро» – это совместное предприятие горно-металлургической группы «Евраз» и интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис». Объем заявленных инвестиций – более 16 млрд руб. Мощность предприятия составит 200 тыс. цельнокатаных колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс. ед. Старт производства намечен на 2023 год.

Достаточно привлекательна…

В декабре 2020 года «Титановую долину» включили в IV Национальный рейтинг ОЭЗ, она оказалась «достаточно привлекательной» для инвесторов. При этом в список ОЭЗ с высокой инвестиционной привлекательностью «Титановая долина» не вошла.

В 2020-м из ОЭЗ ушел крупный инвестор – финская компания Huhtamaki, которая планировала производить экологически чистую упаковку. Объем возможных инвестиций оценивался в 848 млн руб. К уходу привели срыв сроков проектных и изыскательских работ и согласования проектной документации, а также пандемия.

За год до этого ОЭЗ покинула компания «СТОД-Урал», которая собиралась открыть в Верхней Салде два производства с общим объемом инвестиций в 15 млрд руб. Производитель не смог дождаться гарантий строительства железнодорожных подъездов к «Титановой долине» к 2021 году.

Почему же инвесторы бегут из «Титановой долины»? «Есть ряд причин, которые формируют привлекательность той или иной территории развития: преференции, наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации инвестпроектов и т. д., – отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. – На строительство инфраструктуры требуется больше времени и господдержка, которой часто не хватает, кроме того, необходимы финансовые ресурсы, которые не всегда есть в достаточном количестве. К примеру, по истечении 10 лет работы ОЭЗ только в 2020 году начата работа по строительству железнодорожных путей», – прокомментировала причины ухода потенциальных резидентов эксперт.

По плану к 2022 году на площадке «Титановой долины» появится промышленная станция, включающая 12 путей, 18 стрелочных переводов и подъездной путь к ст. Верхняя Салда. Совокупный объем железнодорожных перевозок резидентов «Титановой долины» оценивается в 500 тыс. т грузов в год. «Конечно же, ввод железной дороги положительно скажется на работе ОЭЗ и сделает ее более привлекательной. Кроме того, по словам главы Свердловской железной дороги, создаваемая инфраструктура позволит выполнять задачи любой сложности, резиденты смогут получить даже выход к морю», – добавила Т. Тирских.

Однако дело не только в инфраструктуре. Как отметила Т. Тирских, в 2020 году на имидже площадки отразился и арест ее главы Артемия Кызласова. Он стал фигурантом уголовного дела – утверждается, что А. Кызласов просил с подрядчика в качестве взятки 10 млн руб. Второй фигурант дела, посредник при взятке, – бывший замминистра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов.

В 2021 году «Титановая долина» оказалась втянута в новый скандал. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области стремилось оспорить законность продажи земельного участка под второй очередью ОЭЗ. И хотя арбитражный суд Свердловской области решил прекратить производство по делу, любая криминальная история отпугивает потенциальных инвесторов.

Смуту внесла и история с так и не взятым кредитом. В начале июня этого года «Титановая долина» объявила аукцион по поиску банка, который предоставит невозобновляемую кредитную линию в размере 620 млн руб. Предполагалось, что заемные средства будут использованы для проектирования и строительства производственного комплекса на площадке «Уктус» под нужды резидентов. Нужда в деньгах очевидна: в 2021 году управляющая компания ОЭЗ не получила средств на обес­печение деятельности – в бюджете они не предусмотрены, хотя руководство и просило 84 млн руб. Некоторые эксперты связывают такое положение дел с отсутствием поддержки во властных структурах из-за медленного возврата бюджетных средств. Закупку в итоге решили отменить. Но вопрос о том, за счет чего было принято такое решение (планируется ли привлечь бюджетные средства, или стройка будет заморожена?), остается открытым.

Еще одним фактором стало то, что регион сейчас взял курс на развитие экологичных производств на территории зоны. Поэтому предлагаемые резидентами проекты проходят сейчас детальную экологическую экспертизу. «Возможно, более детальная экспертиза приведет к задержке начала реализации проектов, но при этом не даст ухудшить экологию не только зоны, но и самого региона», – добавила Т. Тирских. Впрочем, по ее мнению, все это временные явления.

…и недостаточно окупаема

На развитие инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Титановая долина» уже было привлечено более 4,6 млрд руб. бюджетных инвестиций. Общий объем инвес­тиций до 2031 года должен составить 64,5 млрд руб., из них 54,3 млрд – инвес­тиции резидентов. На данный момент инвестиции, существленные резидентами, почти в 2 раза превышают инвес­тиции бюджетные и составляют 8,3 млрд руб. Однако к концу 2020 года ими в виде налогов и таможенных сборов в государственную казну было уплачено только порядка 1,3 млрд руб., что позволяет говорить об окупаемости ОЭЗ примерно на 28% за 10 лет. Можно ли назвать такую скорость возврата инвестиций допустимой в текущих экономических условиях?

Скорость окупаемости вложенных инвестиций зависит от реализуемых проектов на территории ОЭЗ и их выхода на проектную мощность. Кроме того, одной из функций ОЭЗ является создание инфра­структуры, для того чтобы резиденты приходили уже на готовую площадку. «Все это, конечно, требует времени. Да и предоставляемые преференции инвесторам приводят к выпадению определенной доли налоговых доходов. Поэтому, учитывая цели создания ОЭЗ, внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие зоны, окупаемость в 28% можно назвать допустимой», – отметила Т. Тирских. Представитель «Титановой долины» в беседе с корреспондентом нашего журнала также подчеркнул, что резиденты начали свою производственную деятельность в 2017–2018 гг., а значит, указанный уровень окупаемости фактически был достигнут за 2–3 года, а не за 10 лет. При этом объем выручки резидентов за это время составил 23,17 млрд руб. Из них 10 млрд было заработано за 2020 год, что указывает на продолжающийся рост площадки.

Как рассказал представитель ОЭЗ, в мае 2020 года, в условиях пандемии коронавирусной инфекции и действующих ограничений, менеджментом ОЭЗ «Титановая долина» было принято решение о создании нового механизма привлечения резидентов и продвижения проекта.

«Осуществляется подготовка точечных предложений потенциальным резидентам: анализ рынка сбыта готовой продукции и поставщиков сырья и материалов, определение потребности в коммунальных и людских ресурсах и предоставление готовых решений по данным вопросам, создание кооперационных цепочек с предприятиями ОЭЗ «Титановая долина» и компаниями из Свердловской области», – рассказали в «Титановой долине».

При этом в приоритете у руководства ОЭЗ – привлечение резидентов на площадку в Верхней Салде с готовой инженерной инфраструктурой. Управляющая компания ОЭЗ пообещала полностью заполнить производственные мощности площадки в Верхней Салде в 2023 году.

Несмотря на все негативные факторы, перспективы дальнейшего развития ОЭЗ «Титановая долина» есть. Как считает Т. Тирских, уже в краткосрочной перспективе ОЭЗ улучшит свой текущий уровень инвестиционной привлекательности, в том числе за счет ввода в эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры и расширения собственных границ.

Управляющая компания, конечно, работает над развитием инфраструктуры, но ей чаще всего не хватает финансовых ресурсов. Это позво­ляет предположить, что будущее ОЭЗ будет сильно зависеть от того, удастся ли ей вновь подружиться с региональными властями.

[~DETAIL_TEXT] =>


19 друзей «Титана»

У «Титановой долины» две площадки: «Салда» (запущена в декаб­ре 2010 г.) и «Уктус» (функционирует с августа 2018 г.). Первая площадка рассчитана на крупные производственные проекты: механическую обработку, деревообработку, металлургию, тяжелое машиностроение. Вторая – на высокотехнологичные производства: изготовление структурных элементов для авиатранс­порта, приборо­строения, сборку под­узлов для авиастроения.

На территории обеих площадок зарегистрировано 19 резидентов. Якорными являются такие промышленные гиганты, как Ural Boeing Manufacturing (здесь компания проводит предварительную и чистовую обработку титановых штамповок, используемых при сборке моделей всех самолетных программ) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА занимается локализацией и выпус­ком самолетов региональной авиации). Кроме того, ОЭЗ приютила производства медицинских инструментов и имплантов (ООО «Зибус»), а также инструментов для механической обработки металлов (ООО «Инструментальное производство «Миникат») и др.

В день 10-летия проекта «Титановая долина» объявила о двух новых проектах. Промышленный технопарк «Авиатор» создается на площадке «Уктус». Его производственные площади будут построены уже в 2022 году. В проект планируется привлечь не менее 10 резидентов, связанных с авиастроительной отраслью. Первым на площадях технопарка разместится новый цех УЗГА. «Благодаря этому предприятия малого и среднего бизнеса смогут осуществлять свою научно-исследовательскую и производственную деятельность рядом с крупным якорным инвестором», – отметил представитель «Титановой долины».

Второй проект реализует ООО «Аллег­ро» – это совместное предприятие горно-металлургической группы «Евраз» и интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис». Объем заявленных инвестиций – более 16 млрд руб. Мощность предприятия составит 200 тыс. цельнокатаных колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс. ед. Старт производства намечен на 2023 год.

Достаточно привлекательна…

В декабре 2020 года «Титановую долину» включили в IV Национальный рейтинг ОЭЗ, она оказалась «достаточно привлекательной» для инвесторов. При этом в список ОЭЗ с высокой инвестиционной привлекательностью «Титановая долина» не вошла.

В 2020-м из ОЭЗ ушел крупный инвестор – финская компания Huhtamaki, которая планировала производить экологически чистую упаковку. Объем возможных инвестиций оценивался в 848 млн руб. К уходу привели срыв сроков проектных и изыскательских работ и согласования проектной документации, а также пандемия.

За год до этого ОЭЗ покинула компания «СТОД-Урал», которая собиралась открыть в Верхней Салде два производства с общим объемом инвестиций в 15 млрд руб. Производитель не смог дождаться гарантий строительства железнодорожных подъездов к «Титановой долине» к 2021 году.

Почему же инвесторы бегут из «Титановой долины»? «Есть ряд причин, которые формируют привлекательность той или иной территории развития: преференции, наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации инвестпроектов и т. д., – отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. – На строительство инфраструктуры требуется больше времени и господдержка, которой часто не хватает, кроме того, необходимы финансовые ресурсы, которые не всегда есть в достаточном количестве. К примеру, по истечении 10 лет работы ОЭЗ только в 2020 году начата работа по строительству железнодорожных путей», – прокомментировала причины ухода потенциальных резидентов эксперт.

По плану к 2022 году на площадке «Титановой долины» появится промышленная станция, включающая 12 путей, 18 стрелочных переводов и подъездной путь к ст. Верхняя Салда. Совокупный объем железнодорожных перевозок резидентов «Титановой долины» оценивается в 500 тыс. т грузов в год. «Конечно же, ввод железной дороги положительно скажется на работе ОЭЗ и сделает ее более привлекательной. Кроме того, по словам главы Свердловской железной дороги, создаваемая инфраструктура позволит выполнять задачи любой сложности, резиденты смогут получить даже выход к морю», – добавила Т. Тирских.

Однако дело не только в инфраструктуре. Как отметила Т. Тирских, в 2020 году на имидже площадки отразился и арест ее главы Артемия Кызласова. Он стал фигурантом уголовного дела – утверждается, что А. Кызласов просил с подрядчика в качестве взятки 10 млн руб. Второй фигурант дела, посредник при взятке, – бывший замминистра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов.

В 2021 году «Титановая долина» оказалась втянута в новый скандал. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области стремилось оспорить законность продажи земельного участка под второй очередью ОЭЗ. И хотя арбитражный суд Свердловской области решил прекратить производство по делу, любая криминальная история отпугивает потенциальных инвесторов.

Смуту внесла и история с так и не взятым кредитом. В начале июня этого года «Титановая долина» объявила аукцион по поиску банка, который предоставит невозобновляемую кредитную линию в размере 620 млн руб. Предполагалось, что заемные средства будут использованы для проектирования и строительства производственного комплекса на площадке «Уктус» под нужды резидентов. Нужда в деньгах очевидна: в 2021 году управляющая компания ОЭЗ не получила средств на обес­печение деятельности – в бюджете они не предусмотрены, хотя руководство и просило 84 млн руб. Некоторые эксперты связывают такое положение дел с отсутствием поддержки во властных структурах из-за медленного возврата бюджетных средств. Закупку в итоге решили отменить. Но вопрос о том, за счет чего было принято такое решение (планируется ли привлечь бюджетные средства, или стройка будет заморожена?), остается открытым.

Еще одним фактором стало то, что регион сейчас взял курс на развитие экологичных производств на территории зоны. Поэтому предлагаемые резидентами проекты проходят сейчас детальную экологическую экспертизу. «Возможно, более детальная экспертиза приведет к задержке начала реализации проектов, но при этом не даст ухудшить экологию не только зоны, но и самого региона», – добавила Т. Тирских. Впрочем, по ее мнению, все это временные явления.

…и недостаточно окупаема

На развитие инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Титановая долина» уже было привлечено более 4,6 млрд руб. бюджетных инвестиций. Общий объем инвес­тиций до 2031 года должен составить 64,5 млрд руб., из них 54,3 млрд – инвес­тиции резидентов. На данный момент инвестиции, существленные резидентами, почти в 2 раза превышают инвес­тиции бюджетные и составляют 8,3 млрд руб. Однако к концу 2020 года ими в виде налогов и таможенных сборов в государственную казну было уплачено только порядка 1,3 млрд руб., что позволяет говорить об окупаемости ОЭЗ примерно на 28% за 10 лет. Можно ли назвать такую скорость возврата инвестиций допустимой в текущих экономических условиях?

Скорость окупаемости вложенных инвестиций зависит от реализуемых проектов на территории ОЭЗ и их выхода на проектную мощность. Кроме того, одной из функций ОЭЗ является создание инфра­структуры, для того чтобы резиденты приходили уже на готовую площадку. «Все это, конечно, требует времени. Да и предоставляемые преференции инвесторам приводят к выпадению определенной доли налоговых доходов. Поэтому, учитывая цели создания ОЭЗ, внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие зоны, окупаемость в 28% можно назвать допустимой», – отметила Т. Тирских. Представитель «Титановой долины» в беседе с корреспондентом нашего журнала также подчеркнул, что резиденты начали свою производственную деятельность в 2017–2018 гг., а значит, указанный уровень окупаемости фактически был достигнут за 2–3 года, а не за 10 лет. При этом объем выручки резидентов за это время составил 23,17 млрд руб. Из них 10 млрд было заработано за 2020 год, что указывает на продолжающийся рост площадки.

Как рассказал представитель ОЭЗ, в мае 2020 года, в условиях пандемии коронавирусной инфекции и действующих ограничений, менеджментом ОЭЗ «Титановая долина» было принято решение о создании нового механизма привлечения резидентов и продвижения проекта.

«Осуществляется подготовка точечных предложений потенциальным резидентам: анализ рынка сбыта готовой продукции и поставщиков сырья и материалов, определение потребности в коммунальных и людских ресурсах и предоставление готовых решений по данным вопросам, создание кооперационных цепочек с предприятиями ОЭЗ «Титановая долина» и компаниями из Свердловской области», – рассказали в «Титановой долине».

При этом в приоритете у руководства ОЭЗ – привлечение резидентов на площадку в Верхней Салде с готовой инженерной инфраструктурой. Управляющая компания ОЭЗ пообещала полностью заполнить производственные мощности площадки в Верхней Салде в 2023 году.

Несмотря на все негативные факторы, перспективы дальнейшего развития ОЭЗ «Титановая долина» есть. Как считает Т. Тирских, уже в краткосрочной перспективе ОЭЗ улучшит свой текущий уровень инвестиционной привлекательности, в том числе за счет ввода в эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры и расширения собственных границ.

Управляющая компания, конечно, работает над развитием инфраструктуры, но ей чаще всего не хватает финансовых ресурсов. Это позво­ляет предположить, что будущее ОЭЗ будет сильно зависеть от того, удастся ли ей вновь подружиться с региональными властями.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 85 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2021-09-14 16:03:59.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 505 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 2010554 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e1f [FILE_NAME] => Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 6fe40f5ff2adaa183a6d4bff4fa9d78c [~src] => [SRC] => /upload/iblock/e1f/Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/e1f/Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/e1f/Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [ALT] => «Титан» никак не расправит плечи [TITLE] => «Титан» никак не расправит плечи ) [~DETAIL_PICTURE] => 85 [DATE_ACTIVE_FROM] => 14.09.2021 10:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 14.09.2021 10:00:00 [ID] => 57 [~ID] => 57 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [TIMESTAMP_X] => 14.09.2021 16:03:59 [~TIMESTAMP_X] => 14.09.2021 16:03:59 [ACTIVE_FROM] => 14.09.2021 10:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 14.09.2021 10:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/titan-nikak-ne-raspravit-plechi/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/titan-nikak-ne-raspravit-plechi/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/titan-nikak-ne-raspravit-plechi/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/titan-nikak-ne-raspravit-plechi/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => titan-nikak-ne-raspravit-plechi [~CODE] => titan-nikak-ne-raspravit-plechi [EXTERNAL_ID] => 57 [~EXTERNAL_ID] => 57 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 14.09.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 57 [NAME] => «Титан» никак не расправит плечи [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => «Титановая долина» была создана в 2010 году волевым решением властей Свердловской области. Спустя десятилетие она не может добиться ни стабильного притока резидентов, ни поддержки от властей. А жаль, проект действительно перспективный. [DETAIL_TEXT] =>


19 друзей «Титана»

У «Титановой долины» две площадки: «Салда» (запущена в декаб­ре 2010 г.) и «Уктус» (функционирует с августа 2018 г.). Первая площадка рассчитана на крупные производственные проекты: механическую обработку, деревообработку, металлургию, тяжелое машиностроение. Вторая – на высокотехнологичные производства: изготовление структурных элементов для авиатранс­порта, приборо­строения, сборку под­узлов для авиастроения.

На территории обеих площадок зарегистрировано 19 резидентов. Якорными являются такие промышленные гиганты, как Ural Boeing Manufacturing (здесь компания проводит предварительную и чистовую обработку титановых штамповок, используемых при сборке моделей всех самолетных программ) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА занимается локализацией и выпус­ком самолетов региональной авиации). Кроме того, ОЭЗ приютила производства медицинских инструментов и имплантов (ООО «Зибус»), а также инструментов для механической обработки металлов (ООО «Инструментальное производство «Миникат») и др.

В день 10-летия проекта «Титановая долина» объявила о двух новых проектах. Промышленный технопарк «Авиатор» создается на площадке «Уктус». Его производственные площади будут построены уже в 2022 году. В проект планируется привлечь не менее 10 резидентов, связанных с авиастроительной отраслью. Первым на площадях технопарка разместится новый цех УЗГА. «Благодаря этому предприятия малого и среднего бизнеса смогут осуществлять свою научно-исследовательскую и производственную деятельность рядом с крупным якорным инвестором», – отметил представитель «Титановой долины».

Второй проект реализует ООО «Аллег­ро» – это совместное предприятие горно-металлургической группы «Евраз» и интегратора ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис». Объем заявленных инвестиций – более 16 млрд руб. Мощность предприятия составит 200 тыс. цельнокатаных колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс. ед. Старт производства намечен на 2023 год.

Достаточно привлекательна…

В декабре 2020 года «Титановую долину» включили в IV Национальный рейтинг ОЭЗ, она оказалась «достаточно привлекательной» для инвесторов. При этом в список ОЭЗ с высокой инвестиционной привлекательностью «Титановая долина» не вошла.

В 2020-м из ОЭЗ ушел крупный инвестор – финская компания Huhtamaki, которая планировала производить экологически чистую упаковку. Объем возможных инвестиций оценивался в 848 млн руб. К уходу привели срыв сроков проектных и изыскательских работ и согласования проектной документации, а также пандемия.

За год до этого ОЭЗ покинула компания «СТОД-Урал», которая собиралась открыть в Верхней Салде два производства с общим объемом инвестиций в 15 млрд руб. Производитель не смог дождаться гарантий строительства железнодорожных подъездов к «Титановой долине» к 2021 году.

Почему же инвесторы бегут из «Титановой долины»? «Есть ряд причин, которые формируют привлекательность той или иной территории развития: преференции, наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации инвестпроектов и т. д., – отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. – На строительство инфраструктуры требуется больше времени и господдержка, которой часто не хватает, кроме того, необходимы финансовые ресурсы, которые не всегда есть в достаточном количестве. К примеру, по истечении 10 лет работы ОЭЗ только в 2020 году начата работа по строительству железнодорожных путей», – прокомментировала причины ухода потенциальных резидентов эксперт.

По плану к 2022 году на площадке «Титановой долины» появится промышленная станция, включающая 12 путей, 18 стрелочных переводов и подъездной путь к ст. Верхняя Салда. Совокупный объем железнодорожных перевозок резидентов «Титановой долины» оценивается в 500 тыс. т грузов в год. «Конечно же, ввод железной дороги положительно скажется на работе ОЭЗ и сделает ее более привлекательной. Кроме того, по словам главы Свердловской железной дороги, создаваемая инфраструктура позволит выполнять задачи любой сложности, резиденты смогут получить даже выход к морю», – добавила Т. Тирских.

Однако дело не только в инфраструктуре. Как отметила Т. Тирских, в 2020 году на имидже площадки отразился и арест ее главы Артемия Кызласова. Он стал фигурантом уголовного дела – утверждается, что А. Кызласов просил с подрядчика в качестве взятки 10 млн руб. Второй фигурант дела, посредник при взятке, – бывший замминистра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов.

В 2021 году «Титановая долина» оказалась втянута в новый скандал. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области стремилось оспорить законность продажи земельного участка под второй очередью ОЭЗ. И хотя арбитражный суд Свердловской области решил прекратить производство по делу, любая криминальная история отпугивает потенциальных инвесторов.

Смуту внесла и история с так и не взятым кредитом. В начале июня этого года «Титановая долина» объявила аукцион по поиску банка, который предоставит невозобновляемую кредитную линию в размере 620 млн руб. Предполагалось, что заемные средства будут использованы для проектирования и строительства производственного комплекса на площадке «Уктус» под нужды резидентов. Нужда в деньгах очевидна: в 2021 году управляющая компания ОЭЗ не получила средств на обес­печение деятельности – в бюджете они не предусмотрены, хотя руководство и просило 84 млн руб. Некоторые эксперты связывают такое положение дел с отсутствием поддержки во властных структурах из-за медленного возврата бюджетных средств. Закупку в итоге решили отменить. Но вопрос о том, за счет чего было принято такое решение (планируется ли привлечь бюджетные средства, или стройка будет заморожена?), остается открытым.

Еще одним фактором стало то, что регион сейчас взял курс на развитие экологичных производств на территории зоны. Поэтому предлагаемые резидентами проекты проходят сейчас детальную экологическую экспертизу. «Возможно, более детальная экспертиза приведет к задержке начала реализации проектов, но при этом не даст ухудшить экологию не только зоны, но и самого региона», – добавила Т. Тирских. Впрочем, по ее мнению, все это временные явления.

…и недостаточно окупаема

На развитие инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Титановая долина» уже было привлечено более 4,6 млрд руб. бюджетных инвестиций. Общий объем инвес­тиций до 2031 года должен составить 64,5 млрд руб., из них 54,3 млрд – инвес­тиции резидентов. На данный момент инвестиции, существленные резидентами, почти в 2 раза превышают инвес­тиции бюджетные и составляют 8,3 млрд руб. Однако к концу 2020 года ими в виде налогов и таможенных сборов в государственную казну было уплачено только порядка 1,3 млрд руб., что позволяет говорить об окупаемости ОЭЗ примерно на 28% за 10 лет. Можно ли назвать такую скорость возврата инвестиций допустимой в текущих экономических условиях?

Скорость окупаемости вложенных инвестиций зависит от реализуемых проектов на территории ОЭЗ и их выхода на проектную мощность. Кроме того, одной из функций ОЭЗ является создание инфра­структуры, для того чтобы резиденты приходили уже на готовую площадку. «Все это, конечно, требует времени. Да и предоставляемые преференции инвесторам приводят к выпадению определенной доли налоговых доходов. Поэтому, учитывая цели создания ОЭЗ, внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие зоны, окупаемость в 28% можно назвать допустимой», – отметила Т. Тирских. Представитель «Титановой долины» в беседе с корреспондентом нашего журнала также подчеркнул, что резиденты начали свою производственную деятельность в 2017–2018 гг., а значит, указанный уровень окупаемости фактически был достигнут за 2–3 года, а не за 10 лет. При этом объем выручки резидентов за это время составил 23,17 млрд руб. Из них 10 млрд было заработано за 2020 год, что указывает на продолжающийся рост площадки.

Как рассказал представитель ОЭЗ, в мае 2020 года, в условиях пандемии коронавирусной инфекции и действующих ограничений, менеджментом ОЭЗ «Титановая долина» было принято решение о создании нового механизма привлечения резидентов и продвижения проекта.

«Осуществляется подготовка точечных предложений потенциальным резидентам: анализ рынка сбыта готовой продукции и поставщиков сырья и материалов, определение потребности в коммунальных и людских ресурсах и предоставление готовых решений по данным вопросам, создание кооперационных цепочек с предприятиями ОЭЗ «Титановая долина» и компаниями из Свердловской области», – рассказали в «Титановой долине».

При этом в приоритете у руководства ОЭЗ – привлечение резидентов на площадку в Верхней Салде с готовой инженерной инфраструктурой. Управляющая компания ОЭЗ пообещала полностью заполнить производственные мощности площадки в Верхней Салде в 2023 году.

Несмотря на все негативные факторы, перспективы дальнейшего развития ОЭЗ «Титановая долина» есть. Как считает Т. Тирских, уже в краткосрочной перспективе ОЭЗ улучшит свой текущий уровень инвестиционной привлекательности, в том числе за счет ввода в эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры и расширения собственных границ.

Управляющая компания, конечно, работает над развитием инфраструктуры, но ей чаще всего не хватает финансовых ресурсов. Это позво­ляет предположить, что будущее ОЭЗ будет сильно зависеть от того, удастся ли ей вновь подружиться с региональными властями.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 85 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2021-09-14 16:03:59.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Europe/Moscow ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 505 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 2010554 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e1f [FILE_NAME] => Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 6fe40f5ff2adaa183a6d4bff4fa9d78c [~src] => [SRC] => /upload/iblock/e1f/Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/e1f/Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/e1f/Depositphotos_266666684_xl-2015.jpg [ALT] => «Титан» никак не расправит плечи [TITLE] => «Титан» никак не расправит плечи ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 14.09.2021 10:00:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 122 [VALUE] => Юлия Чернышевская [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Юлия Чернышевская [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 163 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => 2837231b4ef636f9d695a05382ce93c5 [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 164 [VALUE] => 107 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 107 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 133 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [MORE_PHOTO] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 30.08.2021 18:00:33 [~TIMESTAMP_X] => 30.08.2021 18:00:33 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => b70a68fb6a934103cc12cbcadabbd389 [~TMP_ID] => b70a68fb6a934103cc12cbcadabbd389 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => [~SERVER_NAME] => ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 79 [~ID] => 79 [CODE] => region [~CODE] => region [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Регион [~NAME] => Регион [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /region/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) ) [1] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [CODE] => obzory [~CODE] => obzory [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Обзоры [~NAME] => Обзоры [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 2 [~DEPTH_LEVEL] => 2 [SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) ) ) ) [SECTION_URL] => /region/obzory/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => «Титан» никак не расправит плечи [ELEMENT_CHAIN] => «Титан» никак не расправит плечи [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар