Кластерный стимул для инноваций
10.11.2021 10:00:00
Автор: Александр Солнцев
Активная генерация технологических инноваций в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга во многом обусловлена кластерным подходом к развитию промышленности. В этом отношении Северная столица считается пионером в РФ.
Что посеяли в индустрии, то и проросло
Создание в регионах машиностроительных кластеров связано со стремлением создать наиболее благоприятные условия для развития промышленных предприятий и локализации высокотехнологичных производств. Среди основных направлений кластеризации экономических систем российских регионов можно назвать такие отрасли, как металлургия и металлообработка, производство электрооборудования и микроэлектроники, новых материалов, приборостроение. Отдельным направлением следует выделить информационно-коммуникационные технологии. В ряде регионов сформировались тенденции к созданию мультикластерных образований по межотраслевому (Липецкая область) или территориальному признаку (Уральский машиностроительный мультикластер, инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашии и Марий Эл).
Формально к числу последних относится и инновационно-производственный мультикластер Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако его обычно выделяют в особый тип формирования, поскольку внутри него действует целый спектр кластеров. Причем в 2019 году управляющие компании пятнадцати из них создали совет кластеров Санкт-Петербурга, который призван выработать общую стратегию развития. Иными словами, речь о межотраслевой кооперации и интеграции предприятий кластеров для участия в региональных и национальных проектах, уточняет президент совета кластеров Санкт-Петербурга Валентин Макаров (президент НП «Руссофт»). Такая система прежде всего оптимизирует формирование производственно-логистических цепочек и подбор поставщиков. Сегодня совет кластеров координирует работу не менее 898 предприятий, из которых 647 – это представители малого бизнеса.
Нелишним будет напомнить, что сама идея кластерного подхода к развитию родилась именно в Санкт-Петербурге примерно 11 лет назад. Поначалу речь шла о бизнес-взаимодействии предприятий, тесно связанных между собой технологиями производства. Затем к этому процессу присоединилось правительство Северной столицы, под эгидой которого стали реализовывать проект создания технопарка. Одним из пионеров на этом пути стал кластер автопрома Северо-Запада, который и сегодня вносит наиболее существенный вклад в экономику региона (по этому параметру он соперничает только с кластером медицинской и фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга). Этот кластер включен и в самую разветвленную систему кооперации, поскольку в городе на Неве сосредоточены кластер транспортного машиностроения, научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга (занимается производством и реализацией продукции и услуг для Арктики) и логистический кластер Северо-Запада.
Ряд региональных кластеров усилили свои позиции путем объединения. Например, так появился кластер информационных технологий и радиоэлектроники, в рамках которого действуют разработчики софта и поставщики компонентной базы. При этом у производителей электроники и вычислительной техники есть свой кластер. Оба они также тесно взаимодействуют между собой.
Масштаб региональный – амбиции федеральные
Кластеризация – процесс непрерывный. Поэтому в Санкт-Петербурге выделяют еще и несколько протокластеров в рамках инициатив ряда компаний, которые после определения стратегии и выбора управляющей организации могут сформировать кластер. Таких починов зарегистрировано не менее шести.
Например, в прошлом году Минпромторг России анонсировал создание кластера энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге, в который могут войти АО «Невский завод», АО «Силовые машины» и ПАО «Кировский завод». У каждого из них своя система кооперации. Поэтому, как считают в Минпромторге, напрашивается создание единого центра.
Однако реализация проекта на практике во многом будет зависеть от того, какие меры господдержки получат участники кластера. В принципе, три кита предполагаемого союза самодостаточны. Но в РФ сейчас поставлены масштабные задачи по развитию производства турбин мощностью 70, 110 и 160 МВт.
Ранее в России использовали в основном турбины для прокачки газа на базе авиадвигателей, которые нельзя назвать экономичными. Эту задачу пытался решить «Газпром». Но очевидно, что для этого требуется помощь государства. Кроме того, следует учитывать, что в Санкт-Петербурге уже действует кластер инноваций в энергетике и промышленности, который занимается реализацией проектов по внедрению инновационного и импортозамещающего оборудования в ТЭК. Придется с ним каким-то образом, с одной стороны, делить функции, а с другой – выстраивать взаимодействие.
На территории Ленобласти зарегистрирован только один кластер – лесоперерабатывающий. В него входит 10 предприятий, сообщил эксперт РАНХиГС Ринат Резванов. По его словам, еще два кластера находятся в стадии формирования. В правительстве Ленобласти подтвердили, что речь идет о судостроительной и пищевой промышленности. Сложность состоит в том, что в Санкт-Петербурге аналогичные предприятия образуют свои кластеры, сфера деятельности которых будет пересекаться с новыми образованиями. Так или иначе, между ними потребуется взаимодействие. Для этого правительства двух субъектов РФ должны договориться друг с другом. Однако каждый из них хочет притянуть инвесторов к себе. Отсюда и желание Ленобласти приземлить кластер судостроения на своей территории, то есть под эгидой не АО «Технопарк Санкт-Петербурга», а Центра развития промышленности Ленобласти.
Как отмечают аналитики, у правительства Ленобласти перед глазами есть пример кластера автопрома Северо-Запада: в свое время он отнял у города на Неве слишком много площади и бюджетных мест, а налоговые поступления от резидентов в дальнейшем стали уходить в другие регионы.
Кроме того, следует иметь в виду, что питерские судостроители стоят в кластерной системе особняком: основу в ней представляют предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Оно, собственно, и определяет стратегию компаний. Это, по сути, отраслевой кластер, который имеет широкий круг предприятий в Санкт-Петербурге. Тем не менее правительства Санкт-Петербурга и Ленобласти не оставляют попыток создать свои судостроительные кластеры. А в 2021 году о подобной инициативе заговорили и власти Калининградской области – под эгидой соответственно Центра поддержки предпринимательства Калининградской области. Причем все три субъекта РФ декларируют для своих кластеров схожие цели – прежде всего выход на мировой рынок судостроения. Отсюда просматривается и основная проблема: интересы судостроителей уходят своими корнями на федеральный уровень, а регионам есть смысл оказывать им свою поддержку лишь в случае локализации нацпроектов на их территории. В таком случае не очень понятно, как именно регионам удастся реализовать одно из основных преимуществ кластерной экономики для бизнеса – возможность эффективно распределить ресурсы и риски при реализации сложных проектов в такой высокотехнологичной отрасли, как судостроение.
Пряник стимулирования
Как подтвердила выставка «Нева-2021», за то, чтобы проникнуть в сферу кооперации с судостроителями Северо-Запада, готовы побороться сотни предприятий из самых разных регионов РФ, а также целый ряд иностранных компаний. Однако никто не спешит впустить отечественных производителей на глобальные рынки судостроения. Это другой уровень продвижения проектов.
Поэтому возникают идеи создания кластерных объединений на федеральном уровне. Прежде всего вопрос касается сети научно-промышленных кластеров двойного назначения. Они позиционируются в качестве опорного промышленного каркаса РФ, эффективного инструмента реиндустриализации региональной экономики и диверсификации ОПК, считают в коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
Подобные инициативы предполагают использование принципов государственно-частного партнерства, поскольку иначе сложно привлечь малые и средние инновационные компании к сотрудничеству с организациями ОПК. Соответственно и приглядывать за такой кооперацией придется органам федеральной, а не региональной исполнительной власти.
Правда, пока предложенные схемы сложно вписать в общепринятые модели кластерной межотраслевой кооперации. Они больше напоминают инструменты борьбы за привлечение бюджетных средств. Между тем кластерная модель предполагает повышение конкурентоспособности и инновационности прежде всего за счет налаживания общей инфраструктуры кооперации. Иными словами, чтобы придерживаться кластерной политики развития, предприятиям выгодно выступать единым фронтом по стратегическим для них направлениям.
Опыт кластеров Санкт-Петербурга показывает, что в роли таковых могут выступать выработка стандартов для профессионального обучения кадров и участие в региональных проектах. Соответственно чем подобных проектов больше, тем активнее развивается кластеризация. Это подтверждает, в частности, развитие кластеров автопрома и фармацевтики на основе исторически сложившейся локации в Санкт-Петербурге предприятий, научно-исследовательских организаций и медицинских вузов. У них есть общая цель – устранение технологического отставания на всех этапах жизненного цикла выпускаемых лекарственных средств (от научных исследований до внедрения в медицинскую практику) и увеличение доли эффективных препаратов по сравнению с дженериками.
Еще одним стимулом для кластерного развития служит стремление к совершенствованию законодательной базы для продвижения продукции на рынках. Именно такую цель ставит для себя композитный кластер Санкт-Петербурга. Его задача – объединить усилия игроков для создания условий по расширению применения композитов, прежде всего в РФ. И в первую очередь координация усилий сосредоточена на расширении круга компаний-партнеров в цепочке кооперации от научных разработок до выпуска готовых изделий из композитов. Последние необходимо не просто создать, их еще нужно продвинуть на рынке.
Риски и перспективы
В целом кластеризацию в РФ рассматривают как один из драйверов в палитре инструментов стимулирования промышленного роста наряду с поддержкой импортозамещения и несырьевого экспорта. Последние два имеют, как полагают эксперты, существенную уязвимость: в условиях четвертой промышленной революции подобные проекты развиваются довольно сегментированно. В этой ситуации региональные специализированные индустриальные кластеры могут придать программам дополнительную операционную гибкость. На этом фоне в стратегии создания отраслевых кластеров в регионах усиливается акцент на задействовании административных возможностей для привлечения в региональные проекты дополнительных инвестиций.
Вместе с тем размытость понятия «кластер» несет в себе определенные риски диспропорций развития. Инвесторы при принятии решений начинают больше ориентироваться на размер административной поддержки, а не на чисто рыночные критерии. Иными словами, основной риск, который несет в себе кластеризация, – усиление лоббизма. И для купирования этого риска предъявляются повышенные требования к качеству административного ресурса. Правительство Санкт-Петербурга проводит достаточно взвешенную политику в отношении кластерного развития.
В данном случае ключевой целью ставится не просто создание новых рабочих мест, а пространственное развитие и расширение технологических цепочек с высоким уровнем добавленной стоимости.
Вопрос лишь в том, что такая региональная стратегия должна быть теснее увязана с федеральными программами развития импортозамещения и поддержки несырьевого экспорта. Пока, к сожалению, этот аспект проработан недостаточно. Это дает основание критикам кластеризации говорить о том, что она в приграничных регионах, в первую очередь на Северо-Западе РФ, генерирует повышенные риски создания финансовых пылесосов. Поэтому целесообразно вернуться к практике формирования смешанных регионально-отраслевых технологических и инвестиционных цепочек, считает профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев. Это, правда, приведет к реструктуризации уже сложившийся системы кластеров, поскольку предполагает присмотр за ними со стороны не только правительств субъектов РФ, но и отраслевых министерств.
Тем не менее итоги экономического развития косвенно подтверждают эффективность действующей в Санкт‑Петербурге модели стимулирования промышленного производства. В частности, в январе – августе 2021-го индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил +7,7%, что на 3,2 п. п. больше, чем в среднем по России. Причем основной рост объемов выпуска продукции зафиксирован именно в тех сегментах, которые охвачены кластерным подходом: в частности, индекс производства компьютеров, электронных и оптических изделий увеличился на 13%, автотранспортных средств – на 8,3%, производства машин и оборудования – на 5,9%, лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях, – на 2,9%.
Точка зрения
Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли РФ
– В Санкт-Петербурге намерены создавать новые кластеры. Мы обсудили с губернатором города возможности энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. С учетом того, что есть Невский завод, «Силовые машины», Кировский завод, напрашивается создание единого центра для стимулирования их развития. Для участников такого кластера будут предусмотрены меры поддержки.
Александр Беглов,
губернатор Санкт-Петербурга
– В 2020 году город выделил на поддержку промышленности 21,2 млрд руб., еще 10 млрд было заложено на 2021-й. Промышленный сектор Санкт-Петербурга составляет более 25% от всей экономики, дает рабочие места 17% населения, это 352 тыс. человек. Индекс промышленного производства в текущем году продолжает расти. И этот рост продолжается с августа прошлого года. Причем в 2020-м Санкт-Петербург занял второе место в РФ после Москвы по несырьевому экспорту. Более 50% экспорта составила продукция с высокой добавленной стоимостью. Это свидетельство эффективности выбранной экономической политики правительства города. В том числе благодаря кластерному подходу.
arResult:
Array
(
[XML_ID] => 140
[~XML_ID] => 140
[NAME] => Кластерный стимул для инноваций
[~NAME] => Кластерный стимул для инноваций
[TAGS] =>
[~TAGS] =>
[PREVIEW_TEXT] => Активная генерация технологических инноваций в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга во многом обусловлена кластерным подходом к развитию промышленности. В этом отношении Северная столица считается пионером в РФ.
[~PREVIEW_TEXT] => Активная генерация технологических инноваций в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга во многом обусловлена кластерным подходом к развитию промышленности. В этом отношении Северная столица считается пионером в РФ.
[DETAIL_TEXT] => Что посеяли в индустрии, то и проросло
Создание в регионах машиностроительных кластеров связано со стремлением создать наиболее благоприятные условия для развития промышленных предприятий и локализации высокотехнологичных производств. Среди основных направлений кластеризации экономических систем российских регионов можно назвать такие отрасли, как металлургия и металлообработка, производство электрооборудования и микроэлектроники, новых материалов, приборостроение. Отдельным направлением следует выделить информационно-коммуникационные технологии. В ряде регионов сформировались тенденции к созданию мультикластерных образований по межотраслевому (Липецкая область) или территориальному признаку (Уральский машиностроительный мультикластер, инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашии и Марий Эл).
Формально к числу последних относится и инновационно-производственный мультикластер Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако его обычно выделяют в особый тип формирования, поскольку внутри него действует целый спектр кластеров. Причем в 2019 году управляющие компании пятнадцати из них создали совет кластеров Санкт-Петербурга, который призван выработать общую стратегию развития. Иными словами, речь о межотраслевой кооперации и интеграции предприятий кластеров для участия в региональных и национальных проектах, уточняет президент совета кластеров Санкт-Петербурга Валентин Макаров (президент НП «Руссофт»). Такая система прежде всего оптимизирует формирование производственно-логистических цепочек и подбор поставщиков. Сегодня совет кластеров координирует работу не менее 898 предприятий, из которых 647 – это представители малого бизнеса.
Нелишним будет напомнить, что сама идея кластерного подхода к развитию родилась именно в Санкт-Петербурге примерно 11 лет назад. Поначалу речь шла о бизнес-взаимодействии предприятий, тесно связанных между собой технологиями производства. Затем к этому процессу присоединилось правительство Северной столицы, под эгидой которого стали реализовывать проект создания технопарка. Одним из пионеров на этом пути стал кластер автопрома Северо-Запада, который и сегодня вносит наиболее существенный вклад в экономику региона (по этому параметру он соперничает только с кластером медицинской и фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга). Этот кластер включен и в самую разветвленную систему кооперации, поскольку в городе на Неве сосредоточены кластер транспортного машиностроения, научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга (занимается производством и реализацией продукции и услуг для Арктики) и логистический кластер Северо-Запада.
Ряд региональных кластеров усилили свои позиции путем объединения. Например, так появился кластер информационных технологий и радиоэлектроники, в рамках которого действуют разработчики софта и поставщики компонентной базы. При этом у производителей электроники и вычислительной техники есть свой кластер. Оба они также тесно взаимодействуют между собой.
Масштаб региональный – амбиции федеральные
Кластеризация – процесс непрерывный. Поэтому в Санкт-Петербурге выделяют еще и несколько протокластеров в рамках инициатив ряда компаний, которые после определения стратегии и выбора управляющей организации могут сформировать кластер. Таких починов зарегистрировано не менее шести.
Например, в прошлом году Минпромторг России анонсировал создание кластера энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге, в который могут войти АО «Невский завод», АО «Силовые машины» и ПАО «Кировский завод». У каждого из них своя система кооперации. Поэтому, как считают в Минпромторге, напрашивается создание единого центра.
Однако реализация проекта на практике во многом будет зависеть от того, какие меры господдержки получат участники кластера. В принципе, три кита предполагаемого союза самодостаточны. Но в РФ сейчас поставлены масштабные задачи по развитию производства турбин мощностью 70, 110 и 160 МВт.
Ранее в России использовали в основном турбины для прокачки газа на базе авиадвигателей, которые нельзя назвать экономичными. Эту задачу пытался решить «Газпром». Но очевидно, что для этого требуется помощь государства. Кроме того, следует учитывать, что в Санкт-Петербурге уже действует кластер инноваций в энергетике и промышленности, который занимается реализацией проектов по внедрению инновационного и импортозамещающего оборудования в ТЭК. Придется с ним каким-то образом, с одной стороны, делить функции, а с другой – выстраивать взаимодействие.
На территории Ленобласти зарегистрирован только один кластер – лесоперерабатывающий. В него входит 10 предприятий, сообщил эксперт РАНХиГС Ринат Резванов. По его словам, еще два кластера находятся в стадии формирования. В правительстве Ленобласти подтвердили, что речь идет о судостроительной и пищевой промышленности. Сложность состоит в том, что в Санкт-Петербурге аналогичные предприятия образуют свои кластеры, сфера деятельности которых будет пересекаться с новыми образованиями. Так или иначе, между ними потребуется взаимодействие. Для этого правительства двух субъектов РФ должны договориться друг с другом. Однако каждый из них хочет притянуть инвесторов к себе. Отсюда и желание Ленобласти приземлить кластер судостроения на своей территории, то есть под эгидой не АО «Технопарк Санкт-Петербурга», а Центра развития промышленности Ленобласти.
Как отмечают аналитики, у правительства Ленобласти перед глазами есть пример кластера автопрома Северо-Запада: в свое время он отнял у города на Неве слишком много площади и бюджетных мест, а налоговые поступления от резидентов в дальнейшем стали уходить в другие регионы.
Кроме того, следует иметь в виду, что питерские судостроители стоят в кластерной системе особняком: основу в ней представляют предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Оно, собственно, и определяет стратегию компаний. Это, по сути, отраслевой кластер, который имеет широкий круг предприятий в Санкт-Петербурге. Тем не менее правительства Санкт-Петербурга и Ленобласти не оставляют попыток создать свои судостроительные кластеры. А в 2021 году о подобной инициативе заговорили и власти Калининградской области – под эгидой соответственно Центра поддержки предпринимательства Калининградской области. Причем все три субъекта РФ декларируют для своих кластеров схожие цели – прежде всего выход на мировой рынок судостроения. Отсюда просматривается и основная проблема: интересы судостроителей уходят своими корнями на федеральный уровень, а регионам есть смысл оказывать им свою поддержку лишь в случае локализации нацпроектов на их территории. В таком случае не очень понятно, как именно регионам удастся реализовать одно из основных преимуществ кластерной экономики для бизнеса – возможность эффективно распределить ресурсы и риски при реализации сложных проектов в такой высокотехнологичной отрасли, как судостроение.
Пряник стимулирования
Как подтвердила выставка «Нева-2021», за то, чтобы проникнуть в сферу кооперации с судостроителями Северо-Запада, готовы побороться сотни предприятий из самых разных регионов РФ, а также целый ряд иностранных компаний. Однако никто не спешит впустить отечественных производителей на глобальные рынки судостроения. Это другой уровень продвижения проектов.
Поэтому возникают идеи создания кластерных объединений на федеральном уровне. Прежде всего вопрос касается сети научно-промышленных кластеров двойного назначения. Они позиционируются в качестве опорного промышленного каркаса РФ, эффективного инструмента реиндустриализации региональной экономики и диверсификации ОПК, считают в коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
Подобные инициативы предполагают использование принципов государственно-частного партнерства, поскольку иначе сложно привлечь малые и средние инновационные компании к сотрудничеству с организациями ОПК. Соответственно и приглядывать за такой кооперацией придется органам федеральной, а не региональной исполнительной власти.
Правда, пока предложенные схемы сложно вписать в общепринятые модели кластерной межотраслевой кооперации. Они больше напоминают инструменты борьбы за привлечение бюджетных средств. Между тем кластерная модель предполагает повышение конкурентоспособности и инновационности прежде всего за счет налаживания общей инфраструктуры кооперации. Иными словами, чтобы придерживаться кластерной политики развития, предприятиям выгодно выступать единым фронтом по стратегическим для них направлениям.
Опыт кластеров Санкт-Петербурга показывает, что в роли таковых могут выступать выработка стандартов для профессионального обучения кадров и участие в региональных проектах. Соответственно чем подобных проектов больше, тем активнее развивается кластеризация. Это подтверждает, в частности, развитие кластеров автопрома и фармацевтики на основе исторически сложившейся локации в Санкт-Петербурге предприятий, научно-исследовательских организаций и медицинских вузов. У них есть общая цель – устранение технологического отставания на всех этапах жизненного цикла выпускаемых лекарственных средств (от научных исследований до внедрения в медицинскую практику) и увеличение доли эффективных препаратов по сравнению с дженериками.
Еще одним стимулом для кластерного развития служит стремление к совершенствованию законодательной базы для продвижения продукции на рынках. Именно такую цель ставит для себя композитный кластер Санкт-Петербурга. Его задача – объединить усилия игроков для создания условий по расширению применения композитов, прежде всего в РФ. И в первую очередь координация усилий сосредоточена на расширении круга компаний-партнеров в цепочке кооперации от научных разработок до выпуска готовых изделий из композитов. Последние необходимо не просто создать, их еще нужно продвинуть на рынке.
Риски и перспективы
В целом кластеризацию в РФ рассматривают как один из драйверов в палитре инструментов стимулирования промышленного роста наряду с поддержкой импортозамещения и несырьевого экспорта. Последние два имеют, как полагают эксперты, существенную уязвимость: в условиях четвертой промышленной революции подобные проекты развиваются довольно сегментированно. В этой ситуации региональные специализированные индустриальные кластеры могут придать программам дополнительную операционную гибкость. На этом фоне в стратегии создания отраслевых кластеров в регионах усиливается акцент на задействовании административных возможностей для привлечения в региональные проекты дополнительных инвестиций.
Вместе с тем размытость понятия «кластер» несет в себе определенные риски диспропорций развития. Инвесторы при принятии решений начинают больше ориентироваться на размер административной поддержки, а не на чисто рыночные критерии. Иными словами, основной риск, который несет в себе кластеризация, – усиление лоббизма. И для купирования этого риска предъявляются повышенные требования к качеству административного ресурса. Правительство Санкт-Петербурга проводит достаточно взвешенную политику в отношении кластерного развития.
В данном случае ключевой целью ставится не просто создание новых рабочих мест, а пространственное развитие и расширение технологических цепочек с высоким уровнем добавленной стоимости.
Вопрос лишь в том, что такая региональная стратегия должна быть теснее увязана с федеральными программами развития импортозамещения и поддержки несырьевого экспорта. Пока, к сожалению, этот аспект проработан недостаточно. Это дает основание критикам кластеризации говорить о том, что она в приграничных регионах, в первую очередь на Северо-Западе РФ, генерирует повышенные риски создания финансовых пылесосов. Поэтому целесообразно вернуться к практике формирования смешанных регионально-отраслевых технологических и инвестиционных цепочек, считает профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев. Это, правда, приведет к реструктуризации уже сложившийся системы кластеров, поскольку предполагает присмотр за ними со стороны не только правительств субъектов РФ, но и отраслевых министерств.
Тем не менее итоги экономического развития косвенно подтверждают эффективность действующей в Санкт‑Петербурге модели стимулирования промышленного производства. В частности, в январе – августе 2021-го индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил +7,7%, что на 3,2 п. п. больше, чем в среднем по России. Причем основной рост объемов выпуска продукции зафиксирован именно в тех сегментах, которые охвачены кластерным подходом: в частности, индекс производства компьютеров, электронных и оптических изделий увеличился на 13%, автотранспортных средств – на 8,3%, производства машин и оборудования – на 5,9%, лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях, – на 2,9%.
Точка зрения
Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли РФ
– В Санкт-Петербурге намерены создавать новые кластеры. Мы обсудили с губернатором города возможности энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. С учетом того, что есть Невский завод, «Силовые машины», Кировский завод, напрашивается создание единого центра для стимулирования их развития. Для участников такого кластера будут предусмотрены меры поддержки.
Александр Беглов,
губернатор Санкт-Петербурга
– В 2020 году город выделил на поддержку промышленности 21,2 млрд руб., еще 10 млрд было заложено на 2021-й. Промышленный сектор Санкт-Петербурга составляет более 25% от всей экономики, дает рабочие места 17% населения, это 352 тыс. человек. Индекс промышленного производства в текущем году продолжает расти. И этот рост продолжается с августа прошлого года. Причем в 2020-м Санкт-Петербург занял второе место в РФ после Москвы по несырьевому экспорту. Более 50% экспорта составила продукция с высокой добавленной стоимостью. Это свидетельство эффективности выбранной экономической политики правительства города. В том числе благодаря кластерному подходу.
[~DETAIL_TEXT] => Что посеяли в индустрии, то и проросло
Создание в регионах машиностроительных кластеров связано со стремлением создать наиболее благоприятные условия для развития промышленных предприятий и локализации высокотехнологичных производств. Среди основных направлений кластеризации экономических систем российских регионов можно назвать такие отрасли, как металлургия и металлообработка, производство электрооборудования и микроэлектроники, новых материалов, приборостроение. Отдельным направлением следует выделить информационно-коммуникационные технологии. В ряде регионов сформировались тенденции к созданию мультикластерных образований по межотраслевому (Липецкая область) или территориальному признаку (Уральский машиностроительный мультикластер, инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашии и Марий Эл).
Формально к числу последних относится и инновационно-производственный мультикластер Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако его обычно выделяют в особый тип формирования, поскольку внутри него действует целый спектр кластеров. Причем в 2019 году управляющие компании пятнадцати из них создали совет кластеров Санкт-Петербурга, который призван выработать общую стратегию развития. Иными словами, речь о межотраслевой кооперации и интеграции предприятий кластеров для участия в региональных и национальных проектах, уточняет президент совета кластеров Санкт-Петербурга Валентин Макаров (президент НП «Руссофт»). Такая система прежде всего оптимизирует формирование производственно-логистических цепочек и подбор поставщиков. Сегодня совет кластеров координирует работу не менее 898 предприятий, из которых 647 – это представители малого бизнеса.
Нелишним будет напомнить, что сама идея кластерного подхода к развитию родилась именно в Санкт-Петербурге примерно 11 лет назад. Поначалу речь шла о бизнес-взаимодействии предприятий, тесно связанных между собой технологиями производства. Затем к этому процессу присоединилось правительство Северной столицы, под эгидой которого стали реализовывать проект создания технопарка. Одним из пионеров на этом пути стал кластер автопрома Северо-Запада, который и сегодня вносит наиболее существенный вклад в экономику региона (по этому параметру он соперничает только с кластером медицинской и фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга). Этот кластер включен и в самую разветвленную систему кооперации, поскольку в городе на Неве сосредоточены кластер транспортного машиностроения, научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга (занимается производством и реализацией продукции и услуг для Арктики) и логистический кластер Северо-Запада.
Ряд региональных кластеров усилили свои позиции путем объединения. Например, так появился кластер информационных технологий и радиоэлектроники, в рамках которого действуют разработчики софта и поставщики компонентной базы. При этом у производителей электроники и вычислительной техники есть свой кластер. Оба они также тесно взаимодействуют между собой.
Масштаб региональный – амбиции федеральные
Кластеризация – процесс непрерывный. Поэтому в Санкт-Петербурге выделяют еще и несколько протокластеров в рамках инициатив ряда компаний, которые после определения стратегии и выбора управляющей организации могут сформировать кластер. Таких починов зарегистрировано не менее шести.
Например, в прошлом году Минпромторг России анонсировал создание кластера энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге, в который могут войти АО «Невский завод», АО «Силовые машины» и ПАО «Кировский завод». У каждого из них своя система кооперации. Поэтому, как считают в Минпромторге, напрашивается создание единого центра.
Однако реализация проекта на практике во многом будет зависеть от того, какие меры господдержки получат участники кластера. В принципе, три кита предполагаемого союза самодостаточны. Но в РФ сейчас поставлены масштабные задачи по развитию производства турбин мощностью 70, 110 и 160 МВт.
Ранее в России использовали в основном турбины для прокачки газа на базе авиадвигателей, которые нельзя назвать экономичными. Эту задачу пытался решить «Газпром». Но очевидно, что для этого требуется помощь государства. Кроме того, следует учитывать, что в Санкт-Петербурге уже действует кластер инноваций в энергетике и промышленности, который занимается реализацией проектов по внедрению инновационного и импортозамещающего оборудования в ТЭК. Придется с ним каким-то образом, с одной стороны, делить функции, а с другой – выстраивать взаимодействие.
На территории Ленобласти зарегистрирован только один кластер – лесоперерабатывающий. В него входит 10 предприятий, сообщил эксперт РАНХиГС Ринат Резванов. По его словам, еще два кластера находятся в стадии формирования. В правительстве Ленобласти подтвердили, что речь идет о судостроительной и пищевой промышленности. Сложность состоит в том, что в Санкт-Петербурге аналогичные предприятия образуют свои кластеры, сфера деятельности которых будет пересекаться с новыми образованиями. Так или иначе, между ними потребуется взаимодействие. Для этого правительства двух субъектов РФ должны договориться друг с другом. Однако каждый из них хочет притянуть инвесторов к себе. Отсюда и желание Ленобласти приземлить кластер судостроения на своей территории, то есть под эгидой не АО «Технопарк Санкт-Петербурга», а Центра развития промышленности Ленобласти.
Как отмечают аналитики, у правительства Ленобласти перед глазами есть пример кластера автопрома Северо-Запада: в свое время он отнял у города на Неве слишком много площади и бюджетных мест, а налоговые поступления от резидентов в дальнейшем стали уходить в другие регионы.
Кроме того, следует иметь в виду, что питерские судостроители стоят в кластерной системе особняком: основу в ней представляют предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Оно, собственно, и определяет стратегию компаний. Это, по сути, отраслевой кластер, который имеет широкий круг предприятий в Санкт-Петербурге. Тем не менее правительства Санкт-Петербурга и Ленобласти не оставляют попыток создать свои судостроительные кластеры. А в 2021 году о подобной инициативе заговорили и власти Калининградской области – под эгидой соответственно Центра поддержки предпринимательства Калининградской области. Причем все три субъекта РФ декларируют для своих кластеров схожие цели – прежде всего выход на мировой рынок судостроения. Отсюда просматривается и основная проблема: интересы судостроителей уходят своими корнями на федеральный уровень, а регионам есть смысл оказывать им свою поддержку лишь в случае локализации нацпроектов на их территории. В таком случае не очень понятно, как именно регионам удастся реализовать одно из основных преимуществ кластерной экономики для бизнеса – возможность эффективно распределить ресурсы и риски при реализации сложных проектов в такой высокотехнологичной отрасли, как судостроение.
Пряник стимулирования
Как подтвердила выставка «Нева-2021», за то, чтобы проникнуть в сферу кооперации с судостроителями Северо-Запада, готовы побороться сотни предприятий из самых разных регионов РФ, а также целый ряд иностранных компаний. Однако никто не спешит впустить отечественных производителей на глобальные рынки судостроения. Это другой уровень продвижения проектов.
Поэтому возникают идеи создания кластерных объединений на федеральном уровне. Прежде всего вопрос касается сети научно-промышленных кластеров двойного назначения. Они позиционируются в качестве опорного промышленного каркаса РФ, эффективного инструмента реиндустриализации региональной экономики и диверсификации ОПК, считают в коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
Подобные инициативы предполагают использование принципов государственно-частного партнерства, поскольку иначе сложно привлечь малые и средние инновационные компании к сотрудничеству с организациями ОПК. Соответственно и приглядывать за такой кооперацией придется органам федеральной, а не региональной исполнительной власти.
Правда, пока предложенные схемы сложно вписать в общепринятые модели кластерной межотраслевой кооперации. Они больше напоминают инструменты борьбы за привлечение бюджетных средств. Между тем кластерная модель предполагает повышение конкурентоспособности и инновационности прежде всего за счет налаживания общей инфраструктуры кооперации. Иными словами, чтобы придерживаться кластерной политики развития, предприятиям выгодно выступать единым фронтом по стратегическим для них направлениям.
Опыт кластеров Санкт-Петербурга показывает, что в роли таковых могут выступать выработка стандартов для профессионального обучения кадров и участие в региональных проектах. Соответственно чем подобных проектов больше, тем активнее развивается кластеризация. Это подтверждает, в частности, развитие кластеров автопрома и фармацевтики на основе исторически сложившейся локации в Санкт-Петербурге предприятий, научно-исследовательских организаций и медицинских вузов. У них есть общая цель – устранение технологического отставания на всех этапах жизненного цикла выпускаемых лекарственных средств (от научных исследований до внедрения в медицинскую практику) и увеличение доли эффективных препаратов по сравнению с дженериками.
Еще одним стимулом для кластерного развития служит стремление к совершенствованию законодательной базы для продвижения продукции на рынках. Именно такую цель ставит для себя композитный кластер Санкт-Петербурга. Его задача – объединить усилия игроков для создания условий по расширению применения композитов, прежде всего в РФ. И в первую очередь координация усилий сосредоточена на расширении круга компаний-партнеров в цепочке кооперации от научных разработок до выпуска готовых изделий из композитов. Последние необходимо не просто создать, их еще нужно продвинуть на рынке.
Риски и перспективы
В целом кластеризацию в РФ рассматривают как один из драйверов в палитре инструментов стимулирования промышленного роста наряду с поддержкой импортозамещения и несырьевого экспорта. Последние два имеют, как полагают эксперты, существенную уязвимость: в условиях четвертой промышленной революции подобные проекты развиваются довольно сегментированно. В этой ситуации региональные специализированные индустриальные кластеры могут придать программам дополнительную операционную гибкость. На этом фоне в стратегии создания отраслевых кластеров в регионах усиливается акцент на задействовании административных возможностей для привлечения в региональные проекты дополнительных инвестиций.
Вместе с тем размытость понятия «кластер» несет в себе определенные риски диспропорций развития. Инвесторы при принятии решений начинают больше ориентироваться на размер административной поддержки, а не на чисто рыночные критерии. Иными словами, основной риск, который несет в себе кластеризация, – усиление лоббизма. И для купирования этого риска предъявляются повышенные требования к качеству административного ресурса. Правительство Санкт-Петербурга проводит достаточно взвешенную политику в отношении кластерного развития.
В данном случае ключевой целью ставится не просто создание новых рабочих мест, а пространственное развитие и расширение технологических цепочек с высоким уровнем добавленной стоимости.
Вопрос лишь в том, что такая региональная стратегия должна быть теснее увязана с федеральными программами развития импортозамещения и поддержки несырьевого экспорта. Пока, к сожалению, этот аспект проработан недостаточно. Это дает основание критикам кластеризации говорить о том, что она в приграничных регионах, в первую очередь на Северо-Западе РФ, генерирует повышенные риски создания финансовых пылесосов. Поэтому целесообразно вернуться к практике формирования смешанных регионально-отраслевых технологических и инвестиционных цепочек, считает профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев. Это, правда, приведет к реструктуризации уже сложившийся системы кластеров, поскольку предполагает присмотр за ними со стороны не только правительств субъектов РФ, но и отраслевых министерств.
Тем не менее итоги экономического развития косвенно подтверждают эффективность действующей в Санкт‑Петербурге модели стимулирования промышленного производства. В частности, в январе – августе 2021-го индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил +7,7%, что на 3,2 п. п. больше, чем в среднем по России. Причем основной рост объемов выпуска продукции зафиксирован именно в тех сегментах, которые охвачены кластерным подходом: в частности, индекс производства компьютеров, электронных и оптических изделий увеличился на 13%, автотранспортных средств – на 8,3%, производства машин и оборудования – на 5,9%, лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях, – на 2,9%.
Точка зрения
Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли РФ
– В Санкт-Петербурге намерены создавать новые кластеры. Мы обсудили с губернатором города возможности энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. С учетом того, что есть Невский завод, «Силовые машины», Кировский завод, напрашивается создание единого центра для стимулирования их развития. Для участников такого кластера будут предусмотрены меры поддержки.
Александр Беглов,
губернатор Санкт-Петербурга
– В 2020 году город выделил на поддержку промышленности 21,2 млрд руб., еще 10 млрд было заложено на 2021-й. Промышленный сектор Санкт-Петербурга составляет более 25% от всей экономики, дает рабочие места 17% населения, это 352 тыс. человек. Индекс промышленного производства в текущем году продолжает расти. И этот рост продолжается с августа прошлого года. Причем в 2020-м Санкт-Петербург занял второе место в РФ после Москвы по несырьевому экспорту. Более 50% экспорта составила продукция с высокой добавленной стоимостью. Это свидетельство эффективности выбранной экономической политики правительства города. В том числе благодаря кластерному подходу.
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
)
[~DETAIL_PICTURE] => 236
[DATE_ACTIVE_FROM] => 10.11.2021 10:00:00
[~DATE_ACTIVE_FROM] => 10.11.2021 10:00:00
[ID] => 140
[~ID] => 140
[IBLOCK_ID] => 2
[~IBLOCK_ID] => 2
[IBLOCK_SECTION_ID] => 93
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 93
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[TIMESTAMP_X] => 09.11.2021 18:56:51
[~TIMESTAMP_X] => 09.11.2021 18:56:51
[ACTIVE_FROM] => 10.11.2021 10:00:00
[~ACTIVE_FROM] => 10.11.2021 10:00:00
[LIST_PAGE_URL] => /articles/
[~LIST_PAGE_URL] => /articles/
[DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/klasternyy-stimul-dlya-innovatsiy/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/klasternyy-stimul-dlya-innovatsiy/
[CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/klasternyy-stimul-dlya-innovatsiy/
[~CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/klasternyy-stimul-dlya-innovatsiy/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => klasternyy-stimul-dlya-innovatsiy
[~CODE] => klasternyy-stimul-dlya-innovatsiy
[EXTERNAL_ID] => 140
[~EXTERNAL_ID] => 140
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[IBLOCK_CODE] => articles
[~IBLOCK_CODE] => articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 10.11.2021
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Активная генерация технологических инноваций в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга во многом обусловлена кластерным подходом к развитию промышленности. В этом отношении Северная столица считается пионером в РФ.
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Кластерный стимул для инноваций
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Кластерный стимул для инноваций
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[SECTION_META_TITLE] => Новости региона
[SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России
[SECTION_PAGE_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
)
[FIELDS] => Array
(
[XML_ID] => 140
[NAME] => Кластерный стимул для инноваций
[TAGS] =>
[PREVIEW_TEXT] => Активная генерация технологических инноваций в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга во многом обусловлена кластерным подходом к развитию промышленности. В этом отношении Северная столица считается пионером в РФ.
[DETAIL_TEXT] => Что посеяли в индустрии, то и проросло
Создание в регионах машиностроительных кластеров связано со стремлением создать наиболее благоприятные условия для развития промышленных предприятий и локализации высокотехнологичных производств. Среди основных направлений кластеризации экономических систем российских регионов можно назвать такие отрасли, как металлургия и металлообработка, производство электрооборудования и микроэлектроники, новых материалов, приборостроение. Отдельным направлением следует выделить информационно-коммуникационные технологии. В ряде регионов сформировались тенденции к созданию мультикластерных образований по межотраслевому (Липецкая область) или территориальному признаку (Уральский машиностроительный мультикластер, инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашии и Марий Эл).
Формально к числу последних относится и инновационно-производственный мультикластер Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако его обычно выделяют в особый тип формирования, поскольку внутри него действует целый спектр кластеров. Причем в 2019 году управляющие компании пятнадцати из них создали совет кластеров Санкт-Петербурга, который призван выработать общую стратегию развития. Иными словами, речь о межотраслевой кооперации и интеграции предприятий кластеров для участия в региональных и национальных проектах, уточняет президент совета кластеров Санкт-Петербурга Валентин Макаров (президент НП «Руссофт»). Такая система прежде всего оптимизирует формирование производственно-логистических цепочек и подбор поставщиков. Сегодня совет кластеров координирует работу не менее 898 предприятий, из которых 647 – это представители малого бизнеса.
Нелишним будет напомнить, что сама идея кластерного подхода к развитию родилась именно в Санкт-Петербурге примерно 11 лет назад. Поначалу речь шла о бизнес-взаимодействии предприятий, тесно связанных между собой технологиями производства. Затем к этому процессу присоединилось правительство Северной столицы, под эгидой которого стали реализовывать проект создания технопарка. Одним из пионеров на этом пути стал кластер автопрома Северо-Запада, который и сегодня вносит наиболее существенный вклад в экономику региона (по этому параметру он соперничает только с кластером медицинской и фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга). Этот кластер включен и в самую разветвленную систему кооперации, поскольку в городе на Неве сосредоточены кластер транспортного машиностроения, научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга (занимается производством и реализацией продукции и услуг для Арктики) и логистический кластер Северо-Запада.
Ряд региональных кластеров усилили свои позиции путем объединения. Например, так появился кластер информационных технологий и радиоэлектроники, в рамках которого действуют разработчики софта и поставщики компонентной базы. При этом у производителей электроники и вычислительной техники есть свой кластер. Оба они также тесно взаимодействуют между собой.
Масштаб региональный – амбиции федеральные
Кластеризация – процесс непрерывный. Поэтому в Санкт-Петербурге выделяют еще и несколько протокластеров в рамках инициатив ряда компаний, которые после определения стратегии и выбора управляющей организации могут сформировать кластер. Таких починов зарегистрировано не менее шести.
Например, в прошлом году Минпромторг России анонсировал создание кластера энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге, в который могут войти АО «Невский завод», АО «Силовые машины» и ПАО «Кировский завод». У каждого из них своя система кооперации. Поэтому, как считают в Минпромторге, напрашивается создание единого центра.
Однако реализация проекта на практике во многом будет зависеть от того, какие меры господдержки получат участники кластера. В принципе, три кита предполагаемого союза самодостаточны. Но в РФ сейчас поставлены масштабные задачи по развитию производства турбин мощностью 70, 110 и 160 МВт.
Ранее в России использовали в основном турбины для прокачки газа на базе авиадвигателей, которые нельзя назвать экономичными. Эту задачу пытался решить «Газпром». Но очевидно, что для этого требуется помощь государства. Кроме того, следует учитывать, что в Санкт-Петербурге уже действует кластер инноваций в энергетике и промышленности, который занимается реализацией проектов по внедрению инновационного и импортозамещающего оборудования в ТЭК. Придется с ним каким-то образом, с одной стороны, делить функции, а с другой – выстраивать взаимодействие.
На территории Ленобласти зарегистрирован только один кластер – лесоперерабатывающий. В него входит 10 предприятий, сообщил эксперт РАНХиГС Ринат Резванов. По его словам, еще два кластера находятся в стадии формирования. В правительстве Ленобласти подтвердили, что речь идет о судостроительной и пищевой промышленности. Сложность состоит в том, что в Санкт-Петербурге аналогичные предприятия образуют свои кластеры, сфера деятельности которых будет пересекаться с новыми образованиями. Так или иначе, между ними потребуется взаимодействие. Для этого правительства двух субъектов РФ должны договориться друг с другом. Однако каждый из них хочет притянуть инвесторов к себе. Отсюда и желание Ленобласти приземлить кластер судостроения на своей территории, то есть под эгидой не АО «Технопарк Санкт-Петербурга», а Центра развития промышленности Ленобласти.
Как отмечают аналитики, у правительства Ленобласти перед глазами есть пример кластера автопрома Северо-Запада: в свое время он отнял у города на Неве слишком много площади и бюджетных мест, а налоговые поступления от резидентов в дальнейшем стали уходить в другие регионы.
Кроме того, следует иметь в виду, что питерские судостроители стоят в кластерной системе особняком: основу в ней представляют предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Оно, собственно, и определяет стратегию компаний. Это, по сути, отраслевой кластер, который имеет широкий круг предприятий в Санкт-Петербурге. Тем не менее правительства Санкт-Петербурга и Ленобласти не оставляют попыток создать свои судостроительные кластеры. А в 2021 году о подобной инициативе заговорили и власти Калининградской области – под эгидой соответственно Центра поддержки предпринимательства Калининградской области. Причем все три субъекта РФ декларируют для своих кластеров схожие цели – прежде всего выход на мировой рынок судостроения. Отсюда просматривается и основная проблема: интересы судостроителей уходят своими корнями на федеральный уровень, а регионам есть смысл оказывать им свою поддержку лишь в случае локализации нацпроектов на их территории. В таком случае не очень понятно, как именно регионам удастся реализовать одно из основных преимуществ кластерной экономики для бизнеса – возможность эффективно распределить ресурсы и риски при реализации сложных проектов в такой высокотехнологичной отрасли, как судостроение.
Пряник стимулирования
Как подтвердила выставка «Нева-2021», за то, чтобы проникнуть в сферу кооперации с судостроителями Северо-Запада, готовы побороться сотни предприятий из самых разных регионов РФ, а также целый ряд иностранных компаний. Однако никто не спешит впустить отечественных производителей на глобальные рынки судостроения. Это другой уровень продвижения проектов.
Поэтому возникают идеи создания кластерных объединений на федеральном уровне. Прежде всего вопрос касается сети научно-промышленных кластеров двойного назначения. Они позиционируются в качестве опорного промышленного каркаса РФ, эффективного инструмента реиндустриализации региональной экономики и диверсификации ОПК, считают в коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
Подобные инициативы предполагают использование принципов государственно-частного партнерства, поскольку иначе сложно привлечь малые и средние инновационные компании к сотрудничеству с организациями ОПК. Соответственно и приглядывать за такой кооперацией придется органам федеральной, а не региональной исполнительной власти.
Правда, пока предложенные схемы сложно вписать в общепринятые модели кластерной межотраслевой кооперации. Они больше напоминают инструменты борьбы за привлечение бюджетных средств. Между тем кластерная модель предполагает повышение конкурентоспособности и инновационности прежде всего за счет налаживания общей инфраструктуры кооперации. Иными словами, чтобы придерживаться кластерной политики развития, предприятиям выгодно выступать единым фронтом по стратегическим для них направлениям.
Опыт кластеров Санкт-Петербурга показывает, что в роли таковых могут выступать выработка стандартов для профессионального обучения кадров и участие в региональных проектах. Соответственно чем подобных проектов больше, тем активнее развивается кластеризация. Это подтверждает, в частности, развитие кластеров автопрома и фармацевтики на основе исторически сложившейся локации в Санкт-Петербурге предприятий, научно-исследовательских организаций и медицинских вузов. У них есть общая цель – устранение технологического отставания на всех этапах жизненного цикла выпускаемых лекарственных средств (от научных исследований до внедрения в медицинскую практику) и увеличение доли эффективных препаратов по сравнению с дженериками.
Еще одним стимулом для кластерного развития служит стремление к совершенствованию законодательной базы для продвижения продукции на рынках. Именно такую цель ставит для себя композитный кластер Санкт-Петербурга. Его задача – объединить усилия игроков для создания условий по расширению применения композитов, прежде всего в РФ. И в первую очередь координация усилий сосредоточена на расширении круга компаний-партнеров в цепочке кооперации от научных разработок до выпуска готовых изделий из композитов. Последние необходимо не просто создать, их еще нужно продвинуть на рынке.
Риски и перспективы
В целом кластеризацию в РФ рассматривают как один из драйверов в палитре инструментов стимулирования промышленного роста наряду с поддержкой импортозамещения и несырьевого экспорта. Последние два имеют, как полагают эксперты, существенную уязвимость: в условиях четвертой промышленной революции подобные проекты развиваются довольно сегментированно. В этой ситуации региональные специализированные индустриальные кластеры могут придать программам дополнительную операционную гибкость. На этом фоне в стратегии создания отраслевых кластеров в регионах усиливается акцент на задействовании административных возможностей для привлечения в региональные проекты дополнительных инвестиций.
Вместе с тем размытость понятия «кластер» несет в себе определенные риски диспропорций развития. Инвесторы при принятии решений начинают больше ориентироваться на размер административной поддержки, а не на чисто рыночные критерии. Иными словами, основной риск, который несет в себе кластеризация, – усиление лоббизма. И для купирования этого риска предъявляются повышенные требования к качеству административного ресурса. Правительство Санкт-Петербурга проводит достаточно взвешенную политику в отношении кластерного развития.
В данном случае ключевой целью ставится не просто создание новых рабочих мест, а пространственное развитие и расширение технологических цепочек с высоким уровнем добавленной стоимости.
Вопрос лишь в том, что такая региональная стратегия должна быть теснее увязана с федеральными программами развития импортозамещения и поддержки несырьевого экспорта. Пока, к сожалению, этот аспект проработан недостаточно. Это дает основание критикам кластеризации говорить о том, что она в приграничных регионах, в первую очередь на Северо-Западе РФ, генерирует повышенные риски создания финансовых пылесосов. Поэтому целесообразно вернуться к практике формирования смешанных регионально-отраслевых технологических и инвестиционных цепочек, считает профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев. Это, правда, приведет к реструктуризации уже сложившийся системы кластеров, поскольку предполагает присмотр за ними со стороны не только правительств субъектов РФ, но и отраслевых министерств.
Тем не менее итоги экономического развития косвенно подтверждают эффективность действующей в Санкт‑Петербурге модели стимулирования промышленного производства. В частности, в январе – августе 2021-го индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил +7,7%, что на 3,2 п. п. больше, чем в среднем по России. Причем основной рост объемов выпуска продукции зафиксирован именно в тех сегментах, которые охвачены кластерным подходом: в частности, индекс производства компьютеров, электронных и оптических изделий увеличился на 13%, автотранспортных средств – на 8,3%, производства машин и оборудования – на 5,9%, лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях, – на 2,9%.
Точка зрения
Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли РФ
– В Санкт-Петербурге намерены создавать новые кластеры. Мы обсудили с губернатором города возможности энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. С учетом того, что есть Невский завод, «Силовые машины», Кировский завод, напрашивается создание единого центра для стимулирования их развития. Для участников такого кластера будут предусмотрены меры поддержки.
Александр Беглов,
губернатор Санкт-Петербурга
– В 2020 году город выделил на поддержку промышленности 21,2 млрд руб., еще 10 млрд было заложено на 2021-й. Промышленный сектор Санкт-Петербурга составляет более 25% от всей экономики, дает рабочие места 17% населения, это 352 тыс. человек. Индекс промышленного производства в текущем году продолжает расти. И этот рост продолжается с августа прошлого года. Причем в 2020-м Санкт-Петербург занял второе место в РФ после Москвы по несырьевому экспорту. Более 50% экспорта составила продукция с высокой добавленной стоимостью. Это свидетельство эффективности выбранной экономической политики правительства города. В том числе благодаря кластерному подходу.
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 236
[TIMESTAMP_X] => 09.11.2021 18:56:51
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 711
[WIDTH] => 980
[FILE_SIZE] => 406506
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/6d2
[FILE_NAME] => Depositphotos_360329826_XL.jpg
[ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_360329826_XL.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => d5e248fc1259b4a01b1407785462043d
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/6d2/Depositphotos_360329826_XL.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/6d2/Depositphotos_360329826_XL.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/6d2/Depositphotos_360329826_XL.jpg
[ALT] => Кластерный стимул для инноваций
[TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
)
[DATE_ACTIVE_FROM] => 10.11.2021 10:00:00
)
[PROPERTIES] => Array
(
[KEYWORDS] => Array
(
[ID] => 1
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Ключевые слова
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 100
[CODE] => KEYWORDS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 102
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Ключевые слова
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 2
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Автор
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 200
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 101
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 295
[VALUE] => Александр Солнцев
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => Александр Солнцев
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[FORUM_TOPIC_ID] => Array
(
[ID] => 3
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Идентификатор темы форума
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 300
[CODE] => FORUM_TOPIC_ID
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 127
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Идентификатор темы форума
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[FORUM_MESSAGE_CNT] => Array
(
[ID] => 4
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Количество комментариев
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 400
[CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 128
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Количество комментариев
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[vote_count] => Array
(
[ID] => 5
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Количество голосов
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => vote_count
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 129
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Количество голосов
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[SLIDE_SIGN] => Array
(
[ID] => 21
[TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Слайд
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => SLIDE_SIGN
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => Y
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Слайд
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[IMG_FOR_SLIDER] => Array
(
[ID] => 22
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Картинка для слайдера
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => IMG_FOR_SLIDER
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 296
[VALUE] => 237
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => 237
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Картинка для слайдера
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[vote_sum] => Array
(
[ID] => 6
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Сумма голосов
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 600
[CODE] => vote_sum
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 130
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Сумма голосов
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[rating] => Array
(
[ID] => 7
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Рейтинг
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 700
[CODE] => rating
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 131
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Рейтинг
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[THEMES] => Array
(
[ID] => 8
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Темы
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 800
[CODE] => THEMES
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => G
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] => 138
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 1
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Темы
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[BROWSER_TITLE] => Array
(
[ID] => 9
[TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Заголовок окна браузера
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 1000
[CODE] => BROWSER_TITLE
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => content-articles-property-browser_title
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 1
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => Y
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Заголовок окна браузера
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[TAGS_TRANSLIT] => Array
(
[ID] => 27
[TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Теги(в транслите)
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2000
[CODE] => TAGS_TRANSLIT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 297
[VALUE] => ,
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => ,
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Теги(в транслите)
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MAIN_TAGS] => Array
(
[ID] => 28
[TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Главные теги
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2100
[CODE] => MAIN_TAGS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Главные теги
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MOST_READED] => Array
(
[ID] => 33
[TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => В самое читаемое
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2300
[CODE] => MOST_READED
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => В самое читаемое
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array
(
[ID] => 51
[TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => В виджеты на главную
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 2400
[CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => В виджеты на главную
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MORE_PHOTO] => Array
(
[ID] => 53
[TIMESTAMP_X] => 2022-02-18 14:42:30
[IBLOCK_ID] => 2
[NAME] => Дополнительные фотографии
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 3000
[CODE] => MORE_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Дополнительные фотографии
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[CHARTS_BLOCK_1_TITLE] =>
[CHARTS_BLOCK_2_TITLE] =>
[CHARTS_BLOCK_3_TITLE] =>
[DENY_COMMENT] =>
[CHARTS_BLOCK_1] =>
[CHARTS_BLOCK_2] =>
[CHARTS_BLOCK_3] =>
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 2
[~ID] => 2
[TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12
[~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => articles
[~CODE] => articles
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Статьи
[~NAME] => Статьи
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 200
[~SORT] => 200
[LIST_PAGE_URL] => /articles/
[~LIST_PAGE_URL] => /articles/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/
[CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/
[~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] => Статьи
[~DESCRIPTION] => Статьи
[DESCRIPTION_TYPE] => html
[~DESCRIPTION_TYPE] => html
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => content-articles
[~XML_ID] => content-articles
[TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158
[~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => Y
[~SECTION_PROPERTY] => Y
[PROPERTY_INDEX] => I
[~PROPERTY_INDEX] => I
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы статей
[~SECTIONS_NAME] => Разделы статей
[SECTION_NAME] => Раздел статей
[~SECTION_NAME] => Раздел статей
[ELEMENTS_NAME] => Статьи
[~ELEMENTS_NAME] => Статьи
[ELEMENT_NAME] => Статья
[~ELEMENT_NAME] => Статья
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[EXTERNAL_ID] => content-articles
[~EXTERNAL_ID] => content-articles
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => www.myspi.ru
[~SERVER_NAME] => www.myspi.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
[0] => Array
(
[ID] => 79
[~ID] => 79
[CODE] => region
[~CODE] => region
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[IBLOCK_ID] => 2
[~IBLOCK_ID] => 2
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[NAME] => Регион
[~NAME] => Регион
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[DEPTH_LEVEL] => 1
[~DEPTH_LEVEL] => 1
[SECTION_PAGE_URL] => /region/
[~SECTION_PAGE_URL] => /region/
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[IBLOCK_CODE] => articles
[~IBLOCK_CODE] => articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_TITLE] => Регион
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Регион
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] =>
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Регион
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Регион
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион
[SECTION_META_TITLE] => Новости региона
[SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России
[SECTION_PAGE_TITLE] => Регион
)
)
[1] => Array
(
[ID] => 93
[~ID] => 93
[CODE] => obzory
[~CODE] => obzory
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[IBLOCK_ID] => 2
[~IBLOCK_ID] => 2
[IBLOCK_SECTION_ID] => 79
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 79
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[NAME] => Обзоры
[~NAME] => Обзоры
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[DEPTH_LEVEL] => 2
[~DEPTH_LEVEL] => 2
[SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/
[~SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/
[IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
[IBLOCK_CODE] => articles
[~IBLOCK_CODE] => articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[ELEMENT_META_TITLE] => Обзоры
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => Обзоры
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] =>
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры
[SECTION_META_TITLE] => Новости региона
[SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России
[SECTION_PAGE_TITLE] => Обзоры
)
)
)
)
[SECTION_URL] => /region/obzory/
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[ELEMENT_CHAIN] => Кластерный стимул для инноваций
[BROWSER_TITLE] => Кластерный стимул для инноваций
[KEYWORDS] => Кластерный стимул для инноваций
[DESCRIPTION] => Активная генерация технологических инноваций в машиностроительном комплексе Санкт-Петербурга во многом обусловлена кластерным подходом к развитию промышленности. В этом отношении Северная столица считается пионером в РФ.
)
)