Экспортеры делают ставку на обогащение

Экспортеры делают ставку на обогащение

06.09.2021 10:00:00 Автор: Павел Белов

Уголь – один из наиболее массовых грузов, экспортируемых с Дальнего Востока. Непосредственная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) значительно удешевляет логистику, позволяя оперативно направлять поставки. В то же время на рынках Азии наблюдается высокая конкуренция, поэтому для повышения качественных характеристик угля дальневосточные предприятия развивают технологии обогащения продукции.



Азия располагает

Сегодня российский уголь укрепляет свои позиции на премиальных и растущих азиатских рынках. Именно страны АТР поддержали ряд отечественных экспортеров во время спада производства из-за пандемии и ухудшения конъюнктуры в странах Европы. В 2020 году добыча угля в России, согласно отчетным данным угледобывающих компаний, по сравнению с 2019-м упала на 40 млн т, до 401 млн т. Экспорт же, достигший 195 млн т, вырос незначительно – на 0,9%. При этом спад поставок в западном направлении снивелировал рост в восточном: через тихоокеанские порты, примыкающие к Дальневосточной железной дороге, было отправлено экспортного угля почти на 6% больше, чем годом ранее.

«Цены в Азии оказались значительно выше, чем в странах побережья Атлантики. Всего в восточном направлении в 2020 году было экспортировано порядка 112 млн т угля», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля, советник гендиректора компании «Русский уголь» Александр Ковальчук.

В настоящее время АТР продолжает демонстрировать хороший спрос. В частности, отметил старший редактор Argus Сергей Соколов, с начала 2021 года заметно увеличили потребление российского угля Китай и Тайвань – почти в 1,5 раза. Если текущие темпы роста сохранятся, это в целом повлияет на положительную динамику и в годовом выражении общая добыча в РФ превысит 436 млн т, прогнозирует эксперт.

По словам управляющего директора Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Александра Волкова, пандемия, торговая война между Китаем и США плюс возникшие политические трения у Пекина с Австралией, из-за чего в КНР начали отказываться от австралийского угля, заставляют зарубежных партнеров искать надежные источники поставок. Российские экспортеры вполне могут воспользоваться этой ситуацией. Так, несмотря на то, что прошлый год был отягощен ограничениями, связанными с коронавирусом, Япония импортировала максимальный объем угольной продукции из России за всю историю отношений – 21 млн т.

«Японские металлургические компании планируют наращивание доли российского угля с целью диверсификации поставок и снижения зависимости от угля, поставляемого из Австралии. Россия становится все привлекательнее и надежнее с точки зрения стабильности поставок, транспортной доступности и качества угля», – заявил Даисукэ Саито, глава российского представительства ROTOBO (японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами).

Безусловно, весомую долю поставок в АТР сегодня формируют кузбасские экспортеры. С Западно-Сибирской железной дороги на Дальний Восток еже­суточно в среднем отправляется более 2,6 тыс. вагонов, тогда как еще 10 лет назад эта цифра не превышала 1,3 тыс. Между тем с освоением угольных месторождений в ДФО заметный вклад во внешнюю торговлю вносят местные предприятия. В частности, в 2025 году Якутия предполагает увеличить производство угля в 4 раза к прошлогоднему уровню – до 80 млн т. Это произойдет главным образом за счет бизнеса компаний «Эльга­уголь», «Колмар», «Якутуголь». Не­маловажно, что речь в первую очередь идет о коксующихся марках, которые традиционно востребованы в металлургии.

Курс на литье

Потребителями российской угольной продукции уже являются такие крупные сталелитейные концерны Японии, Китая, Южной Кореи, как JFE, Nippon Steel, Kobe Steel, POSCO, Baosteel, Shenglong Metallurgy (в 2020 г. в России добыто 92,3 млн т угля для коксования). Причем переход экономик к зеленой энергетике может стимулировать дальнейшее металлургическое производство. Так, японская JFE Steel приняла решение увеличить объемы производства стали, чтобы обеспечить поставки материалов для ветряных мельниц.

Между тем рост объемов экспорта из РФ зависит от того, насколько уголь конкурентоспособен по своим качественным характеристикам с той же продукцией из Австралии, Индонезии, ЮАР. Для этого угольщикам приходится вкладываться в технологии обогащения. К примеру, в «Колмаре», который отрабатывает участки Денисовского, Чульмаканского и Верхне-Талуминского каменноугольных месторождений, изначально выстраивали стратегию, чтобы получать высокомаржинальный продукт. Когда компания после ввода первой обогатительной фабрики (сейчас их у предприятия две) начала продавать концентрат, его стоимость оказалась втрое выше рядового коксующегося угля.

«По мере ввода новых мощностей и наращивания объемов производства у нас растет доля обогащенного коксующегося угля, предназначенного на экспорт в страны АТР, – поясняет руководитель службы маркетинга компании «Колмар» Евгений Грачев. – В 2020 году мы ввели в работу первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2», а также запустили шахту «Инаглинская».

На другом крупнейшем месторождении Якутии – Эльгинском разрезе – добывается коксующийся уголь с очень низким содержанием серы и фосфора, который по своим характеристикам сопоставим с австралийским углем. Для выпуска продукции премиального качества на Эльге круглогодично действует обогатительная фабрика – в итоге получается концентрат зольностью до 10%. Ее мощность – 3,5 млн т в год по входящему сырью.

В перспективе «Эльгауголь» планирует построить большой комбинат, который позволит перерабатывать до 32 млн т угля, получая 22 млн т обогащенной продукции, с последующим увеличением объемов.

Исходя из технологических особенностей производства металлурги определяют концентрат необходимых им марок. Шихта, предназначенная для литья, является многокомпонентным материалом, поэтому для кокса необходимо несколько видов угля. Так, японскими специа­листами запрошены химико-физические показатели исходного сырья из юго-восточной части Чульмаканского каменно­угольного месторождения, где расположен Локучакитский участок, который разрабатывает компания «Долгучан». Инвестор рассматривает возможность создания обогатительного комплекса.

В компании отмечают, что проект может обеспечить стабильные поставки коксующегося угля на протяжении как минимум 30 лет. «В 2018 году мы провели исследования месторождения, которые подтвердили наши предположения (о больших запасах. – Прим. ред.). Локучакитский участок предполагает комбинированный метод добычи, в том числе открытым и подземным способом», – проинформировал гендиректор ООО «Долгучан» Аркадий Островский. Другой плюс проекта – сравнительная близость к тихоокеанским портам.

Стоит сказать, что выгоду от экспорта угольной продукции получает и самый дальний регион на северо-востоке России – Чукотка. Примечательно, что производство угля в регионе организовал инвестор из Австралии. Для этой цели австралийская Tigers Realm Coal образовала компанию «Берингпромуголь», несколько лет назад приступившую к освоению Амаамского месторождения и построившую ГОК.

Концентрат с Чукотки находит спрос у сталелитейных предприятий в Китае, Корее и Японии. Ожидается, что в 2021 году горняки «Берингпромугля» получат 760 тыс. т продукции. Планы Tigers Realm Coal амбициозны – стать крупным поставщиком высококачественного коксующегося угля путем последовательной разработки угольных бассейнов, расположенных около побережья Берингова моря.

Навстречу рекордам

В то же время энергетический уголь пока не стоит сбрасывать со счетов. На Дальнем Востоке есть немало примеров успешного экспорта такой продукции в страны АТР. Наиболее яркий связан с Сахалином, где вследствие газификации островной энергетики угольщики по большому счету потеряли внутренний рынок. Не все выжили в новых условиях, но ряд компаний смогли переориентироваться на заграницу. За 2020 год угольными предприятиями Сахалинской области добыто 13,9 млн т угля, тогда как 10 лет назад – всего 3,7 млн т. Главным драйвером роста выступило Солнцевское месторождение, которое разрабатывается открытым способом. Если в 2015 году здесь было получено 4 млн т бурого угля, то в 2020-м – 11 млн т.

Топливо с Солнцевского разреза достаточно конкурентно на рынках Юго-Восточной Азии, говорит заместитель гендиректора по экспорту Восточной горнорудной компании Игорь Ласточкин. Ключевыми потребителями энергетических марок являются Китай и Республика Корея – на них приходится около 90% сбыта продукции. С развитием мощностей планируется расширить поставки в Таиланд, Индию, во Вьетнам, в Малайзию, на Филиппины.

Сегодня компания увеличивает на разрезе парк горной и вспомогательной техники, а также инвестирует средства в расположенный неподалеку морской порт Шахтерск, где арендует территорию под перевалку угля. Кроме того, на дальнейший рост добычи повлияет завершение крупного логистического проекта по созданию 23-километрового ленточного конвейера с разреза на терминал (пока топливо доставляется в Шахтерск самосвалами).

Но если сахалинский уголь обходится практически без переработки, хотя в прошлом году на Солнцевском разрезе примерно на треть увеличились работы по удалению горных пород, покрывающих полезное ископаемое, то на главном угольном месторождении Хабаровского края – Ургальском – для расширения экспортных возможностей поэтапно развивают технологии обогащения. Впервые за 8 лет с начала запуска обогатительной фабрики «Чегдомын» компания «Ургал­уголь» (входит в группу СУЭК) в этом году достигла максимального объема ежемесячной переработки рядового угля – более 650 тыс. т. Одновременно пред­приятие увеличивает подземную добычу на шахте «Северная» и работы открытым способом на разрезах «Право­бережный», «Буреинский» и «Мареканский». Согласно прогнозу, на Ургальском месторождении в 2021 году будет добыто 10,2 млн т, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В свою очередь, зарубежные энергохолдинги проявляют интерес к ресурсной базе в РФ. Так, Northern Phoenix Energy Company (дочернее предприятие China Energy) совместно с ООО «Компания «Востсибуголь» (входит в En+ Group) создало предприятие «Разрез­уголь» для освоения Зашуланского месторождения в Забайкалье. Проектом предусмотрена добыча 5 млн т каменного угля ежегодно.
В настоящее время готовится проектная документация для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и терминала с примыканием к железнодорожной станции Гыршелун. Объем инвестиций в разрез превысит 20 млрд руб. Выход предприятия на проектную мощность планируется с 2024 по 2027 год.

Оценить перспективы проекта пока сложно. Как отметил А. Ковальчук, Китай сегодня заканчивает масштабную реконст­рукцию угольной промышленности, постепенно закрывая мелкие шахты с плохой рентабельностью и низкой экологичнос­тью и оставляя крупные современные предприятия. Поэтому особую надежду в производстве энергетического угля страна возлагает на собственную отрасль. «Но вот то, что в Китае – дефицит коксующегося угля, это для нас мощный фактор», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля.

Чтобы сдюжил БАМ

В любом случае принципиальным воп­росом для угольщиков является логистика, поскольку для расширения экспорта угля основным ограничением выступает недостаточное развитие транспортной системы, в первую очередь сети РЖД. Региональные власти неоднократно указывали на проблему несостыковки планов грузоотправителей и возможностей инфраструктуры общего пользования.

«Относительно Бурятии это, безусловно, вопрос по нашим Тугнуйскому и Никольскому разрезам, где объемы добычи угля сейчас превышают возможности железной дороги по вывозу», – свидетельствует глава Бурятии Алексей Цыденов. Ему вторит якутский коллега Айсен Николаев: «Сейчас очень остро стоит проб­лема, что РЖД не успевают за ростом наших угольных проектов».

В настоящее время продолжается проект модернизации БАМа и Транссиба. Только на Дальневосточной магистрали с 2021 по 2024 год, согласно I и II этапам программы, запланированы реконструкция 63 раздельных пунктов, строительство 12 новых разъездов и одной станции, укладка второго пути на 53 участках и двухпутных вставок на 59 перегонах.

«Угольная промышленность переживает сегодня серьезную трансформацию. В этой связи правительством России принимаются важные решения касательно будущего угольной отрасли. Из средств Фонда национального благо­состояния выделено почти 190 млрд руб. на модернизацию БАМа и Транссиба, что позволит обеспечить перевозку (по планам в 2024 г. – Прим. ред.) до 180 млн т грузов в год по этим магистралям», – говорит коммерческий директор ООО «УК «Эльгауголь» Александр Стулишенко.

Однако целевой провозной способности недостаточно для реализации всех планов российских экспортеров. В 2020 году по Дальневосточной железной дороге уже перевезено почти 140 млн т экспортных грузов, а только Якутия планирует в течение 4 лет увеличить ежегодные отправки на 60 млн т. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, сейчас ключевая задача – определиться с III этапом развития Восточного полигона, составить техническое задание по дальнейшей модернизации БАМа, в том числе с учетом вывоза якутских углей.

«Если железная дорога будет развиваться теми темпами, которые заявлены, вырастет интерес к разведке месторождений вдоль железной дороги – и это может привести к значительному развитию региона. Угольные предприятия могут стать локомотивом роста занятости, но только в комплексе с развитием сопутствующих производств и развитием железной дороги», – резюмирует старший директор АКРА Максим Худалов.




arResult:
Array
(
    [XML_ID] => 62
    [~XML_ID] => 62
    [NAME] => Экспортеры делают ставку на обогащение
    [~NAME] => Экспортеры делают ставку на обогащение
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [PREVIEW_TEXT] => Уголь – один из наиболее массовых грузов, экспортируемых с Дальнего Востока. Непосредственная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) значительно удешевляет логистику, позволяя оперативно направлять поставки. В то же время на рынках Азии наблюдается высокая конкуренция, поэтому для повышения качественных характеристик угля дальневосточные предприятия развивают технологии обогащения продукции.

[~PREVIEW_TEXT] => Уголь – один из наиболее массовых грузов, экспортируемых с Дальнего Востока. Непосредственная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) значительно удешевляет логистику, позволяя оперативно направлять поставки. В то же время на рынках Азии наблюдается высокая конкуренция, поэтому для повышения качественных характеристик угля дальневосточные предприятия развивают технологии обогащения продукции.

[DETAIL_TEXT] =>

Азия располагает

Сегодня российский уголь укрепляет свои позиции на премиальных и растущих азиатских рынках. Именно страны АТР поддержали ряд отечественных экспортеров во время спада производства из-за пандемии и ухудшения конъюнктуры в странах Европы. В 2020 году добыча угля в России, согласно отчетным данным угледобывающих компаний, по сравнению с 2019-м упала на 40 млн т, до 401 млн т. Экспорт же, достигший 195 млн т, вырос незначительно – на 0,9%. При этом спад поставок в западном направлении снивелировал рост в восточном: через тихоокеанские порты, примыкающие к Дальневосточной железной дороге, было отправлено экспортного угля почти на 6% больше, чем годом ранее.

«Цены в Азии оказались значительно выше, чем в странах побережья Атлантики. Всего в восточном направлении в 2020 году было экспортировано порядка 112 млн т угля», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля, советник гендиректора компании «Русский уголь» Александр Ковальчук.

В настоящее время АТР продолжает демонстрировать хороший спрос. В частности, отметил старший редактор Argus Сергей Соколов, с начала 2021 года заметно увеличили потребление российского угля Китай и Тайвань – почти в 1,5 раза. Если текущие темпы роста сохранятся, это в целом повлияет на положительную динамику и в годовом выражении общая добыча в РФ превысит 436 млн т, прогнозирует эксперт.

По словам управляющего директора Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Александра Волкова, пандемия, торговая война между Китаем и США плюс возникшие политические трения у Пекина с Австралией, из-за чего в КНР начали отказываться от австралийского угля, заставляют зарубежных партнеров искать надежные источники поставок. Российские экспортеры вполне могут воспользоваться этой ситуацией. Так, несмотря на то, что прошлый год был отягощен ограничениями, связанными с коронавирусом, Япония импортировала максимальный объем угольной продукции из России за всю историю отношений – 21 млн т.

«Японские металлургические компании планируют наращивание доли российского угля с целью диверсификации поставок и снижения зависимости от угля, поставляемого из Австралии. Россия становится все привлекательнее и надежнее с точки зрения стабильности поставок, транспортной доступности и качества угля», – заявил Даисукэ Саито, глава российского представительства ROTOBO (японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами).

Безусловно, весомую долю поставок в АТР сегодня формируют кузбасские экспортеры. С Западно-Сибирской железной дороги на Дальний Восток еже­суточно в среднем отправляется более 2,6 тыс. вагонов, тогда как еще 10 лет назад эта цифра не превышала 1,3 тыс. Между тем с освоением угольных месторождений в ДФО заметный вклад во внешнюю торговлю вносят местные предприятия. В частности, в 2025 году Якутия предполагает увеличить производство угля в 4 раза к прошлогоднему уровню – до 80 млн т. Это произойдет главным образом за счет бизнеса компаний «Эльга­уголь», «Колмар», «Якутуголь». Не­маловажно, что речь в первую очередь идет о коксующихся марках, которые традиционно востребованы в металлургии.

Курс на литье

Потребителями российской угольной продукции уже являются такие крупные сталелитейные концерны Японии, Китая, Южной Кореи, как JFE, Nippon Steel, Kobe Steel, POSCO, Baosteel, Shenglong Metallurgy (в 2020 г. в России добыто 92,3 млн т угля для коксования). Причем переход экономик к зеленой энергетике может стимулировать дальнейшее металлургическое производство. Так, японская JFE Steel приняла решение увеличить объемы производства стали, чтобы обеспечить поставки материалов для ветряных мельниц.

Между тем рост объемов экспорта из РФ зависит от того, насколько уголь конкурентоспособен по своим качественным характеристикам с той же продукцией из Австралии, Индонезии, ЮАР. Для этого угольщикам приходится вкладываться в технологии обогащения. К примеру, в «Колмаре», который отрабатывает участки Денисовского, Чульмаканского и Верхне-Талуминского каменноугольных месторождений, изначально выстраивали стратегию, чтобы получать высокомаржинальный продукт. Когда компания после ввода первой обогатительной фабрики (сейчас их у предприятия две) начала продавать концентрат, его стоимость оказалась втрое выше рядового коксующегося угля.

«По мере ввода новых мощностей и наращивания объемов производства у нас растет доля обогащенного коксующегося угля, предназначенного на экспорт в страны АТР, – поясняет руководитель службы маркетинга компании «Колмар» Евгений Грачев. – В 2020 году мы ввели в работу первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2», а также запустили шахту «Инаглинская».

На другом крупнейшем месторождении Якутии – Эльгинском разрезе – добывается коксующийся уголь с очень низким содержанием серы и фосфора, который по своим характеристикам сопоставим с австралийским углем. Для выпуска продукции премиального качества на Эльге круглогодично действует обогатительная фабрика – в итоге получается концентрат зольностью до 10%. Ее мощность – 3,5 млн т в год по входящему сырью.

В перспективе «Эльгауголь» планирует построить большой комбинат, который позволит перерабатывать до 32 млн т угля, получая 22 млн т обогащенной продукции, с последующим увеличением объемов.

Исходя из технологических особенностей производства металлурги определяют концентрат необходимых им марок. Шихта, предназначенная для литья, является многокомпонентным материалом, поэтому для кокса необходимо несколько видов угля. Так, японскими специа­листами запрошены химико-физические показатели исходного сырья из юго-восточной части Чульмаканского каменно­угольного месторождения, где расположен Локучакитский участок, который разрабатывает компания «Долгучан». Инвестор рассматривает возможность создания обогатительного комплекса.

В компании отмечают, что проект может обеспечить стабильные поставки коксующегося угля на протяжении как минимум 30 лет. «В 2018 году мы провели исследования месторождения, которые подтвердили наши предположения (о больших запасах. – Прим. ред.). Локучакитский участок предполагает комбинированный метод добычи, в том числе открытым и подземным способом», – проинформировал гендиректор ООО «Долгучан» Аркадий Островский. Другой плюс проекта – сравнительная близость к тихоокеанским портам.

Стоит сказать, что выгоду от экспорта угольной продукции получает и самый дальний регион на северо-востоке России – Чукотка. Примечательно, что производство угля в регионе организовал инвестор из Австралии. Для этой цели австралийская Tigers Realm Coal образовала компанию «Берингпромуголь», несколько лет назад приступившую к освоению Амаамского месторождения и построившую ГОК.

Концентрат с Чукотки находит спрос у сталелитейных предприятий в Китае, Корее и Японии. Ожидается, что в 2021 году горняки «Берингпромугля» получат 760 тыс. т продукции. Планы Tigers Realm Coal амбициозны – стать крупным поставщиком высококачественного коксующегося угля путем последовательной разработки угольных бассейнов, расположенных около побережья Берингова моря.

Навстречу рекордам

В то же время энергетический уголь пока не стоит сбрасывать со счетов. На Дальнем Востоке есть немало примеров успешного экспорта такой продукции в страны АТР. Наиболее яркий связан с Сахалином, где вследствие газификации островной энергетики угольщики по большому счету потеряли внутренний рынок. Не все выжили в новых условиях, но ряд компаний смогли переориентироваться на заграницу. За 2020 год угольными предприятиями Сахалинской области добыто 13,9 млн т угля, тогда как 10 лет назад – всего 3,7 млн т. Главным драйвером роста выступило Солнцевское месторождение, которое разрабатывается открытым способом. Если в 2015 году здесь было получено 4 млн т бурого угля, то в 2020-м – 11 млн т.

Топливо с Солнцевского разреза достаточно конкурентно на рынках Юго-Восточной Азии, говорит заместитель гендиректора по экспорту Восточной горнорудной компании Игорь Ласточкин. Ключевыми потребителями энергетических марок являются Китай и Республика Корея – на них приходится около 90% сбыта продукции. С развитием мощностей планируется расширить поставки в Таиланд, Индию, во Вьетнам, в Малайзию, на Филиппины.

Сегодня компания увеличивает на разрезе парк горной и вспомогательной техники, а также инвестирует средства в расположенный неподалеку морской порт Шахтерск, где арендует территорию под перевалку угля. Кроме того, на дальнейший рост добычи повлияет завершение крупного логистического проекта по созданию 23-километрового ленточного конвейера с разреза на терминал (пока топливо доставляется в Шахтерск самосвалами).

Но если сахалинский уголь обходится практически без переработки, хотя в прошлом году на Солнцевском разрезе примерно на треть увеличились работы по удалению горных пород, покрывающих полезное ископаемое, то на главном угольном месторождении Хабаровского края – Ургальском – для расширения экспортных возможностей поэтапно развивают технологии обогащения. Впервые за 8 лет с начала запуска обогатительной фабрики «Чегдомын» компания «Ургал­уголь» (входит в группу СУЭК) в этом году достигла максимального объема ежемесячной переработки рядового угля – более 650 тыс. т. Одновременно пред­приятие увеличивает подземную добычу на шахте «Северная» и работы открытым способом на разрезах «Право­бережный», «Буреинский» и «Мареканский». Согласно прогнозу, на Ургальском месторождении в 2021 году будет добыто 10,2 млн т, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В свою очередь, зарубежные энергохолдинги проявляют интерес к ресурсной базе в РФ. Так, Northern Phoenix Energy Company (дочернее предприятие China Energy) совместно с ООО «Компания «Востсибуголь» (входит в En+ Group) создало предприятие «Разрез­уголь» для освоения Зашуланского месторождения в Забайкалье. Проектом предусмотрена добыча 5 млн т каменного угля ежегодно.
В настоящее время готовится проектная документация для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и терминала с примыканием к железнодорожной станции Гыршелун. Объем инвестиций в разрез превысит 20 млрд руб. Выход предприятия на проектную мощность планируется с 2024 по 2027 год.

Оценить перспективы проекта пока сложно. Как отметил А. Ковальчук, Китай сегодня заканчивает масштабную реконст­рукцию угольной промышленности, постепенно закрывая мелкие шахты с плохой рентабельностью и низкой экологичнос­тью и оставляя крупные современные предприятия. Поэтому особую надежду в производстве энергетического угля страна возлагает на собственную отрасль. «Но вот то, что в Китае – дефицит коксующегося угля, это для нас мощный фактор», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля.

Чтобы сдюжил БАМ

В любом случае принципиальным воп­росом для угольщиков является логистика, поскольку для расширения экспорта угля основным ограничением выступает недостаточное развитие транспортной системы, в первую очередь сети РЖД. Региональные власти неоднократно указывали на проблему несостыковки планов грузоотправителей и возможностей инфраструктуры общего пользования.

«Относительно Бурятии это, безусловно, вопрос по нашим Тугнуйскому и Никольскому разрезам, где объемы добычи угля сейчас превышают возможности железной дороги по вывозу», – свидетельствует глава Бурятии Алексей Цыденов. Ему вторит якутский коллега Айсен Николаев: «Сейчас очень остро стоит проб­лема, что РЖД не успевают за ростом наших угольных проектов».

В настоящее время продолжается проект модернизации БАМа и Транссиба. Только на Дальневосточной магистрали с 2021 по 2024 год, согласно I и II этапам программы, запланированы реконструкция 63 раздельных пунктов, строительство 12 новых разъездов и одной станции, укладка второго пути на 53 участках и двухпутных вставок на 59 перегонах.

«Угольная промышленность переживает сегодня серьезную трансформацию. В этой связи правительством России принимаются важные решения касательно будущего угольной отрасли. Из средств Фонда национального благо­состояния выделено почти 190 млрд руб. на модернизацию БАМа и Транссиба, что позволит обеспечить перевозку (по планам в 2024 г. – Прим. ред.) до 180 млн т грузов в год по этим магистралям», – говорит коммерческий директор ООО «УК «Эльгауголь» Александр Стулишенко.

Однако целевой провозной способности недостаточно для реализации всех планов российских экспортеров. В 2020 году по Дальневосточной железной дороге уже перевезено почти 140 млн т экспортных грузов, а только Якутия планирует в течение 4 лет увеличить ежегодные отправки на 60 млн т. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, сейчас ключевая задача – определиться с III этапом развития Восточного полигона, составить техническое задание по дальнейшей модернизации БАМа, в том числе с учетом вывоза якутских углей.

«Если железная дорога будет развиваться теми темпами, которые заявлены, вырастет интерес к разведке месторождений вдоль железной дороги – и это может привести к значительному развитию региона. Угольные предприятия могут стать локомотивом роста занятости, но только в комплексе с развитием сопутствующих производств и развитием железной дороги», – резюмирует старший директор АКРА Максим Худалов.

[~DETAIL_TEXT] =>

Азия располагает

Сегодня российский уголь укрепляет свои позиции на премиальных и растущих азиатских рынках. Именно страны АТР поддержали ряд отечественных экспортеров во время спада производства из-за пандемии и ухудшения конъюнктуры в странах Европы. В 2020 году добыча угля в России, согласно отчетным данным угледобывающих компаний, по сравнению с 2019-м упала на 40 млн т, до 401 млн т. Экспорт же, достигший 195 млн т, вырос незначительно – на 0,9%. При этом спад поставок в западном направлении снивелировал рост в восточном: через тихоокеанские порты, примыкающие к Дальневосточной железной дороге, было отправлено экспортного угля почти на 6% больше, чем годом ранее.

«Цены в Азии оказались значительно выше, чем в странах побережья Атлантики. Всего в восточном направлении в 2020 году было экспортировано порядка 112 млн т угля», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля, советник гендиректора компании «Русский уголь» Александр Ковальчук.

В настоящее время АТР продолжает демонстрировать хороший спрос. В частности, отметил старший редактор Argus Сергей Соколов, с начала 2021 года заметно увеличили потребление российского угля Китай и Тайвань – почти в 1,5 раза. Если текущие темпы роста сохранятся, это в целом повлияет на положительную динамику и в годовом выражении общая добыча в РФ превысит 436 млн т, прогнозирует эксперт.

По словам управляющего директора Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Александра Волкова, пандемия, торговая война между Китаем и США плюс возникшие политические трения у Пекина с Австралией, из-за чего в КНР начали отказываться от австралийского угля, заставляют зарубежных партнеров искать надежные источники поставок. Российские экспортеры вполне могут воспользоваться этой ситуацией. Так, несмотря на то, что прошлый год был отягощен ограничениями, связанными с коронавирусом, Япония импортировала максимальный объем угольной продукции из России за всю историю отношений – 21 млн т.

«Японские металлургические компании планируют наращивание доли российского угля с целью диверсификации поставок и снижения зависимости от угля, поставляемого из Австралии. Россия становится все привлекательнее и надежнее с точки зрения стабильности поставок, транспортной доступности и качества угля», – заявил Даисукэ Саито, глава российского представительства ROTOBO (японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами).

Безусловно, весомую долю поставок в АТР сегодня формируют кузбасские экспортеры. С Западно-Сибирской железной дороги на Дальний Восток еже­суточно в среднем отправляется более 2,6 тыс. вагонов, тогда как еще 10 лет назад эта цифра не превышала 1,3 тыс. Между тем с освоением угольных месторождений в ДФО заметный вклад во внешнюю торговлю вносят местные предприятия. В частности, в 2025 году Якутия предполагает увеличить производство угля в 4 раза к прошлогоднему уровню – до 80 млн т. Это произойдет главным образом за счет бизнеса компаний «Эльга­уголь», «Колмар», «Якутуголь». Не­маловажно, что речь в первую очередь идет о коксующихся марках, которые традиционно востребованы в металлургии.

Курс на литье

Потребителями российской угольной продукции уже являются такие крупные сталелитейные концерны Японии, Китая, Южной Кореи, как JFE, Nippon Steel, Kobe Steel, POSCO, Baosteel, Shenglong Metallurgy (в 2020 г. в России добыто 92,3 млн т угля для коксования). Причем переход экономик к зеленой энергетике может стимулировать дальнейшее металлургическое производство. Так, японская JFE Steel приняла решение увеличить объемы производства стали, чтобы обеспечить поставки материалов для ветряных мельниц.

Между тем рост объемов экспорта из РФ зависит от того, насколько уголь конкурентоспособен по своим качественным характеристикам с той же продукцией из Австралии, Индонезии, ЮАР. Для этого угольщикам приходится вкладываться в технологии обогащения. К примеру, в «Колмаре», который отрабатывает участки Денисовского, Чульмаканского и Верхне-Талуминского каменноугольных месторождений, изначально выстраивали стратегию, чтобы получать высокомаржинальный продукт. Когда компания после ввода первой обогатительной фабрики (сейчас их у предприятия две) начала продавать концентрат, его стоимость оказалась втрое выше рядового коксующегося угля.

«По мере ввода новых мощностей и наращивания объемов производства у нас растет доля обогащенного коксующегося угля, предназначенного на экспорт в страны АТР, – поясняет руководитель службы маркетинга компании «Колмар» Евгений Грачев. – В 2020 году мы ввели в работу первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2», а также запустили шахту «Инаглинская».

На другом крупнейшем месторождении Якутии – Эльгинском разрезе – добывается коксующийся уголь с очень низким содержанием серы и фосфора, который по своим характеристикам сопоставим с австралийским углем. Для выпуска продукции премиального качества на Эльге круглогодично действует обогатительная фабрика – в итоге получается концентрат зольностью до 10%. Ее мощность – 3,5 млн т в год по входящему сырью.

В перспективе «Эльгауголь» планирует построить большой комбинат, который позволит перерабатывать до 32 млн т угля, получая 22 млн т обогащенной продукции, с последующим увеличением объемов.

Исходя из технологических особенностей производства металлурги определяют концентрат необходимых им марок. Шихта, предназначенная для литья, является многокомпонентным материалом, поэтому для кокса необходимо несколько видов угля. Так, японскими специа­листами запрошены химико-физические показатели исходного сырья из юго-восточной части Чульмаканского каменно­угольного месторождения, где расположен Локучакитский участок, который разрабатывает компания «Долгучан». Инвестор рассматривает возможность создания обогатительного комплекса.

В компании отмечают, что проект может обеспечить стабильные поставки коксующегося угля на протяжении как минимум 30 лет. «В 2018 году мы провели исследования месторождения, которые подтвердили наши предположения (о больших запасах. – Прим. ред.). Локучакитский участок предполагает комбинированный метод добычи, в том числе открытым и подземным способом», – проинформировал гендиректор ООО «Долгучан» Аркадий Островский. Другой плюс проекта – сравнительная близость к тихоокеанским портам.

Стоит сказать, что выгоду от экспорта угольной продукции получает и самый дальний регион на северо-востоке России – Чукотка. Примечательно, что производство угля в регионе организовал инвестор из Австралии. Для этой цели австралийская Tigers Realm Coal образовала компанию «Берингпромуголь», несколько лет назад приступившую к освоению Амаамского месторождения и построившую ГОК.

Концентрат с Чукотки находит спрос у сталелитейных предприятий в Китае, Корее и Японии. Ожидается, что в 2021 году горняки «Берингпромугля» получат 760 тыс. т продукции. Планы Tigers Realm Coal амбициозны – стать крупным поставщиком высококачественного коксующегося угля путем последовательной разработки угольных бассейнов, расположенных около побережья Берингова моря.

Навстречу рекордам

В то же время энергетический уголь пока не стоит сбрасывать со счетов. На Дальнем Востоке есть немало примеров успешного экспорта такой продукции в страны АТР. Наиболее яркий связан с Сахалином, где вследствие газификации островной энергетики угольщики по большому счету потеряли внутренний рынок. Не все выжили в новых условиях, но ряд компаний смогли переориентироваться на заграницу. За 2020 год угольными предприятиями Сахалинской области добыто 13,9 млн т угля, тогда как 10 лет назад – всего 3,7 млн т. Главным драйвером роста выступило Солнцевское месторождение, которое разрабатывается открытым способом. Если в 2015 году здесь было получено 4 млн т бурого угля, то в 2020-м – 11 млн т.

Топливо с Солнцевского разреза достаточно конкурентно на рынках Юго-Восточной Азии, говорит заместитель гендиректора по экспорту Восточной горнорудной компании Игорь Ласточкин. Ключевыми потребителями энергетических марок являются Китай и Республика Корея – на них приходится около 90% сбыта продукции. С развитием мощностей планируется расширить поставки в Таиланд, Индию, во Вьетнам, в Малайзию, на Филиппины.

Сегодня компания увеличивает на разрезе парк горной и вспомогательной техники, а также инвестирует средства в расположенный неподалеку морской порт Шахтерск, где арендует территорию под перевалку угля. Кроме того, на дальнейший рост добычи повлияет завершение крупного логистического проекта по созданию 23-километрового ленточного конвейера с разреза на терминал (пока топливо доставляется в Шахтерск самосвалами).

Но если сахалинский уголь обходится практически без переработки, хотя в прошлом году на Солнцевском разрезе примерно на треть увеличились работы по удалению горных пород, покрывающих полезное ископаемое, то на главном угольном месторождении Хабаровского края – Ургальском – для расширения экспортных возможностей поэтапно развивают технологии обогащения. Впервые за 8 лет с начала запуска обогатительной фабрики «Чегдомын» компания «Ургал­уголь» (входит в группу СУЭК) в этом году достигла максимального объема ежемесячной переработки рядового угля – более 650 тыс. т. Одновременно пред­приятие увеличивает подземную добычу на шахте «Северная» и работы открытым способом на разрезах «Право­бережный», «Буреинский» и «Мареканский». Согласно прогнозу, на Ургальском месторождении в 2021 году будет добыто 10,2 млн т, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В свою очередь, зарубежные энергохолдинги проявляют интерес к ресурсной базе в РФ. Так, Northern Phoenix Energy Company (дочернее предприятие China Energy) совместно с ООО «Компания «Востсибуголь» (входит в En+ Group) создало предприятие «Разрез­уголь» для освоения Зашуланского месторождения в Забайкалье. Проектом предусмотрена добыча 5 млн т каменного угля ежегодно.
В настоящее время готовится проектная документация для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и терминала с примыканием к железнодорожной станции Гыршелун. Объем инвестиций в разрез превысит 20 млрд руб. Выход предприятия на проектную мощность планируется с 2024 по 2027 год.

Оценить перспективы проекта пока сложно. Как отметил А. Ковальчук, Китай сегодня заканчивает масштабную реконст­рукцию угольной промышленности, постепенно закрывая мелкие шахты с плохой рентабельностью и низкой экологичнос­тью и оставляя крупные современные предприятия. Поэтому особую надежду в производстве энергетического угля страна возлагает на собственную отрасль. «Но вот то, что в Китае – дефицит коксующегося угля, это для нас мощный фактор», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля.

Чтобы сдюжил БАМ

В любом случае принципиальным воп­росом для угольщиков является логистика, поскольку для расширения экспорта угля основным ограничением выступает недостаточное развитие транспортной системы, в первую очередь сети РЖД. Региональные власти неоднократно указывали на проблему несостыковки планов грузоотправителей и возможностей инфраструктуры общего пользования.

«Относительно Бурятии это, безусловно, вопрос по нашим Тугнуйскому и Никольскому разрезам, где объемы добычи угля сейчас превышают возможности железной дороги по вывозу», – свидетельствует глава Бурятии Алексей Цыденов. Ему вторит якутский коллега Айсен Николаев: «Сейчас очень остро стоит проб­лема, что РЖД не успевают за ростом наших угольных проектов».

В настоящее время продолжается проект модернизации БАМа и Транссиба. Только на Дальневосточной магистрали с 2021 по 2024 год, согласно I и II этапам программы, запланированы реконструкция 63 раздельных пунктов, строительство 12 новых разъездов и одной станции, укладка второго пути на 53 участках и двухпутных вставок на 59 перегонах.

«Угольная промышленность переживает сегодня серьезную трансформацию. В этой связи правительством России принимаются важные решения касательно будущего угольной отрасли. Из средств Фонда национального благо­состояния выделено почти 190 млрд руб. на модернизацию БАМа и Транссиба, что позволит обеспечить перевозку (по планам в 2024 г. – Прим. ред.) до 180 млн т грузов в год по этим магистралям», – говорит коммерческий директор ООО «УК «Эльгауголь» Александр Стулишенко.

Однако целевой провозной способности недостаточно для реализации всех планов российских экспортеров. В 2020 году по Дальневосточной железной дороге уже перевезено почти 140 млн т экспортных грузов, а только Якутия планирует в течение 4 лет увеличить ежегодные отправки на 60 млн т. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, сейчас ключевая задача – определиться с III этапом развития Восточного полигона, составить техническое задание по дальнейшей модернизации БАМа, в том числе с учетом вывоза якутских углей.

«Если железная дорога будет развиваться теми темпами, которые заявлены, вырастет интерес к разведке месторождений вдоль железной дороги – и это может привести к значительному развитию региона. Угольные предприятия могут стать локомотивом роста занятости, но только в комплексе с развитием сопутствующих производств и развитием железной дороги», – резюмирует старший директор АКРА Максим Худалов.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( ) [~DETAIL_PICTURE] => 93 [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.09.2021 10:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 06.09.2021 10:00:00 [ID] => 62 [~ID] => 62 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 02.11.2021 13:13:44 [~TIMESTAMP_X] => 02.11.2021 13:13:44 [ACTIVE_FROM] => 06.09.2021 10:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 06.09.2021 10:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/eksportery-delayut-stavku-na-obogashchenie/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/eksportery-delayut-stavku-na-obogashchenie/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/eksportery-delayut-stavku-na-obogashchenie/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/eksportery-delayut-stavku-na-obogashchenie/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => eksportery-delayut-stavku-na-obogashchenie [~CODE] => eksportery-delayut-stavku-na-obogashchenie [EXTERNAL_ID] => 62 [~EXTERNAL_ID] => 62 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 06.09.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Уголь – один из наиболее массовых грузов, экспортируемых с Дальнего Востока. Непосредственная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) значительно удешевляет логистику, позволяя оперативно направлять поставки. В то же время на рынках Азии наблюдается высокая конкуренция, поэтому для повышения качественных характеристик угля дальневосточные предприятия развивают технологии обогащения продукции.<br> <br> [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Экспортеры делают ставку на обогащение [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Экспортеры делают ставку на обогащение [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 62 [NAME] => Экспортеры делают ставку на обогащение [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => Уголь – один из наиболее массовых грузов, экспортируемых с Дальнего Востока. Непосредственная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) значительно удешевляет логистику, позволяя оперативно направлять поставки. В то же время на рынках Азии наблюдается высокая конкуренция, поэтому для повышения качественных характеристик угля дальневосточные предприятия развивают технологии обогащения продукции.

[DETAIL_TEXT] =>

Азия располагает

Сегодня российский уголь укрепляет свои позиции на премиальных и растущих азиатских рынках. Именно страны АТР поддержали ряд отечественных экспортеров во время спада производства из-за пандемии и ухудшения конъюнктуры в странах Европы. В 2020 году добыча угля в России, согласно отчетным данным угледобывающих компаний, по сравнению с 2019-м упала на 40 млн т, до 401 млн т. Экспорт же, достигший 195 млн т, вырос незначительно – на 0,9%. При этом спад поставок в западном направлении снивелировал рост в восточном: через тихоокеанские порты, примыкающие к Дальневосточной железной дороге, было отправлено экспортного угля почти на 6% больше, чем годом ранее.

«Цены в Азии оказались значительно выше, чем в странах побережья Атлантики. Всего в восточном направлении в 2020 году было экспортировано порядка 112 млн т угля», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля, советник гендиректора компании «Русский уголь» Александр Ковальчук.

В настоящее время АТР продолжает демонстрировать хороший спрос. В частности, отметил старший редактор Argus Сергей Соколов, с начала 2021 года заметно увеличили потребление российского угля Китай и Тайвань – почти в 1,5 раза. Если текущие темпы роста сохранятся, это в целом повлияет на положительную динамику и в годовом выражении общая добыча в РФ превысит 436 млн т, прогнозирует эксперт.

По словам управляющего директора Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Александра Волкова, пандемия, торговая война между Китаем и США плюс возникшие политические трения у Пекина с Австралией, из-за чего в КНР начали отказываться от австралийского угля, заставляют зарубежных партнеров искать надежные источники поставок. Российские экспортеры вполне могут воспользоваться этой ситуацией. Так, несмотря на то, что прошлый год был отягощен ограничениями, связанными с коронавирусом, Япония импортировала максимальный объем угольной продукции из России за всю историю отношений – 21 млн т.

«Японские металлургические компании планируют наращивание доли российского угля с целью диверсификации поставок и снижения зависимости от угля, поставляемого из Австралии. Россия становится все привлекательнее и надежнее с точки зрения стабильности поставок, транспортной доступности и качества угля», – заявил Даисукэ Саито, глава российского представительства ROTOBO (японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами).

Безусловно, весомую долю поставок в АТР сегодня формируют кузбасские экспортеры. С Западно-Сибирской железной дороги на Дальний Восток еже­суточно в среднем отправляется более 2,6 тыс. вагонов, тогда как еще 10 лет назад эта цифра не превышала 1,3 тыс. Между тем с освоением угольных месторождений в ДФО заметный вклад во внешнюю торговлю вносят местные предприятия. В частности, в 2025 году Якутия предполагает увеличить производство угля в 4 раза к прошлогоднему уровню – до 80 млн т. Это произойдет главным образом за счет бизнеса компаний «Эльга­уголь», «Колмар», «Якутуголь». Не­маловажно, что речь в первую очередь идет о коксующихся марках, которые традиционно востребованы в металлургии.

Курс на литье

Потребителями российской угольной продукции уже являются такие крупные сталелитейные концерны Японии, Китая, Южной Кореи, как JFE, Nippon Steel, Kobe Steel, POSCO, Baosteel, Shenglong Metallurgy (в 2020 г. в России добыто 92,3 млн т угля для коксования). Причем переход экономик к зеленой энергетике может стимулировать дальнейшее металлургическое производство. Так, японская JFE Steel приняла решение увеличить объемы производства стали, чтобы обеспечить поставки материалов для ветряных мельниц.

Между тем рост объемов экспорта из РФ зависит от того, насколько уголь конкурентоспособен по своим качественным характеристикам с той же продукцией из Австралии, Индонезии, ЮАР. Для этого угольщикам приходится вкладываться в технологии обогащения. К примеру, в «Колмаре», который отрабатывает участки Денисовского, Чульмаканского и Верхне-Талуминского каменноугольных месторождений, изначально выстраивали стратегию, чтобы получать высокомаржинальный продукт. Когда компания после ввода первой обогатительной фабрики (сейчас их у предприятия две) начала продавать концентрат, его стоимость оказалась втрое выше рядового коксующегося угля.

«По мере ввода новых мощностей и наращивания объемов производства у нас растет доля обогащенного коксующегося угля, предназначенного на экспорт в страны АТР, – поясняет руководитель службы маркетинга компании «Колмар» Евгений Грачев. – В 2020 году мы ввели в работу первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2», а также запустили шахту «Инаглинская».

На другом крупнейшем месторождении Якутии – Эльгинском разрезе – добывается коксующийся уголь с очень низким содержанием серы и фосфора, который по своим характеристикам сопоставим с австралийским углем. Для выпуска продукции премиального качества на Эльге круглогодично действует обогатительная фабрика – в итоге получается концентрат зольностью до 10%. Ее мощность – 3,5 млн т в год по входящему сырью.

В перспективе «Эльгауголь» планирует построить большой комбинат, который позволит перерабатывать до 32 млн т угля, получая 22 млн т обогащенной продукции, с последующим увеличением объемов.

Исходя из технологических особенностей производства металлурги определяют концентрат необходимых им марок. Шихта, предназначенная для литья, является многокомпонентным материалом, поэтому для кокса необходимо несколько видов угля. Так, японскими специа­листами запрошены химико-физические показатели исходного сырья из юго-восточной части Чульмаканского каменно­угольного месторождения, где расположен Локучакитский участок, который разрабатывает компания «Долгучан». Инвестор рассматривает возможность создания обогатительного комплекса.

В компании отмечают, что проект может обеспечить стабильные поставки коксующегося угля на протяжении как минимум 30 лет. «В 2018 году мы провели исследования месторождения, которые подтвердили наши предположения (о больших запасах. – Прим. ред.). Локучакитский участок предполагает комбинированный метод добычи, в том числе открытым и подземным способом», – проинформировал гендиректор ООО «Долгучан» Аркадий Островский. Другой плюс проекта – сравнительная близость к тихоокеанским портам.

Стоит сказать, что выгоду от экспорта угольной продукции получает и самый дальний регион на северо-востоке России – Чукотка. Примечательно, что производство угля в регионе организовал инвестор из Австралии. Для этой цели австралийская Tigers Realm Coal образовала компанию «Берингпромуголь», несколько лет назад приступившую к освоению Амаамского месторождения и построившую ГОК.

Концентрат с Чукотки находит спрос у сталелитейных предприятий в Китае, Корее и Японии. Ожидается, что в 2021 году горняки «Берингпромугля» получат 760 тыс. т продукции. Планы Tigers Realm Coal амбициозны – стать крупным поставщиком высококачественного коксующегося угля путем последовательной разработки угольных бассейнов, расположенных около побережья Берингова моря.

Навстречу рекордам

В то же время энергетический уголь пока не стоит сбрасывать со счетов. На Дальнем Востоке есть немало примеров успешного экспорта такой продукции в страны АТР. Наиболее яркий связан с Сахалином, где вследствие газификации островной энергетики угольщики по большому счету потеряли внутренний рынок. Не все выжили в новых условиях, но ряд компаний смогли переориентироваться на заграницу. За 2020 год угольными предприятиями Сахалинской области добыто 13,9 млн т угля, тогда как 10 лет назад – всего 3,7 млн т. Главным драйвером роста выступило Солнцевское месторождение, которое разрабатывается открытым способом. Если в 2015 году здесь было получено 4 млн т бурого угля, то в 2020-м – 11 млн т.

Топливо с Солнцевского разреза достаточно конкурентно на рынках Юго-Восточной Азии, говорит заместитель гендиректора по экспорту Восточной горнорудной компании Игорь Ласточкин. Ключевыми потребителями энергетических марок являются Китай и Республика Корея – на них приходится около 90% сбыта продукции. С развитием мощностей планируется расширить поставки в Таиланд, Индию, во Вьетнам, в Малайзию, на Филиппины.

Сегодня компания увеличивает на разрезе парк горной и вспомогательной техники, а также инвестирует средства в расположенный неподалеку морской порт Шахтерск, где арендует территорию под перевалку угля. Кроме того, на дальнейший рост добычи повлияет завершение крупного логистического проекта по созданию 23-километрового ленточного конвейера с разреза на терминал (пока топливо доставляется в Шахтерск самосвалами).

Но если сахалинский уголь обходится практически без переработки, хотя в прошлом году на Солнцевском разрезе примерно на треть увеличились работы по удалению горных пород, покрывающих полезное ископаемое, то на главном угольном месторождении Хабаровского края – Ургальском – для расширения экспортных возможностей поэтапно развивают технологии обогащения. Впервые за 8 лет с начала запуска обогатительной фабрики «Чегдомын» компания «Ургал­уголь» (входит в группу СУЭК) в этом году достигла максимального объема ежемесячной переработки рядового угля – более 650 тыс. т. Одновременно пред­приятие увеличивает подземную добычу на шахте «Северная» и работы открытым способом на разрезах «Право­бережный», «Буреинский» и «Мареканский». Согласно прогнозу, на Ургальском месторождении в 2021 году будет добыто 10,2 млн т, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В свою очередь, зарубежные энергохолдинги проявляют интерес к ресурсной базе в РФ. Так, Northern Phoenix Energy Company (дочернее предприятие China Energy) совместно с ООО «Компания «Востсибуголь» (входит в En+ Group) создало предприятие «Разрез­уголь» для освоения Зашуланского месторождения в Забайкалье. Проектом предусмотрена добыча 5 млн т каменного угля ежегодно.
В настоящее время готовится проектная документация для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и терминала с примыканием к железнодорожной станции Гыршелун. Объем инвестиций в разрез превысит 20 млрд руб. Выход предприятия на проектную мощность планируется с 2024 по 2027 год.

Оценить перспективы проекта пока сложно. Как отметил А. Ковальчук, Китай сегодня заканчивает масштабную реконст­рукцию угольной промышленности, постепенно закрывая мелкие шахты с плохой рентабельностью и низкой экологичнос­тью и оставляя крупные современные предприятия. Поэтому особую надежду в производстве энергетического угля страна возлагает на собственную отрасль. «Но вот то, что в Китае – дефицит коксующегося угля, это для нас мощный фактор», – говорит председатель совета директоров Института конъюнктуры угля.

Чтобы сдюжил БАМ

В любом случае принципиальным воп­росом для угольщиков является логистика, поскольку для расширения экспорта угля основным ограничением выступает недостаточное развитие транспортной системы, в первую очередь сети РЖД. Региональные власти неоднократно указывали на проблему несостыковки планов грузоотправителей и возможностей инфраструктуры общего пользования.

«Относительно Бурятии это, безусловно, вопрос по нашим Тугнуйскому и Никольскому разрезам, где объемы добычи угля сейчас превышают возможности железной дороги по вывозу», – свидетельствует глава Бурятии Алексей Цыденов. Ему вторит якутский коллега Айсен Николаев: «Сейчас очень остро стоит проб­лема, что РЖД не успевают за ростом наших угольных проектов».

В настоящее время продолжается проект модернизации БАМа и Транссиба. Только на Дальневосточной магистрали с 2021 по 2024 год, согласно I и II этапам программы, запланированы реконструкция 63 раздельных пунктов, строительство 12 новых разъездов и одной станции, укладка второго пути на 53 участках и двухпутных вставок на 59 перегонах.

«Угольная промышленность переживает сегодня серьезную трансформацию. В этой связи правительством России принимаются важные решения касательно будущего угольной отрасли. Из средств Фонда национального благо­состояния выделено почти 190 млрд руб. на модернизацию БАМа и Транссиба, что позволит обеспечить перевозку (по планам в 2024 г. – Прим. ред.) до 180 млн т грузов в год по этим магистралям», – говорит коммерческий директор ООО «УК «Эльгауголь» Александр Стулишенко.

Однако целевой провозной способности недостаточно для реализации всех планов российских экспортеров. В 2020 году по Дальневосточной железной дороге уже перевезено почти 140 млн т экспортных грузов, а только Якутия планирует в течение 4 лет увеличить ежегодные отправки на 60 млн т. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, сейчас ключевая задача – определиться с III этапом развития Восточного полигона, составить техническое задание по дальнейшей модернизации БАМа, в том числе с учетом вывоза якутских углей.

«Если железная дорога будет развиваться теми темпами, которые заявлены, вырастет интерес к разведке месторождений вдоль железной дороги – и это может привести к значительному развитию региона. Угольные предприятия могут стать локомотивом роста занятости, но только в комплексе с развитием сопутствующих производств и развитием железной дороги», – резюмирует старший директор АКРА Максим Худалов.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 93 [TIMESTAMP_X] => 02.11.2021 13:13:44 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 652 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 153322 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/766 [FILE_NAME] => Depositphotos_260898550_xl-2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_260898550_xl-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 53631964cf8101f61a2d0b8ece7e0f9a [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/766/Depositphotos_260898550_xl-2015.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/766/Depositphotos_260898550_xl-2015.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/766/Depositphotos_260898550_xl-2015.jpg [ALT] => Экспортеры делают ставку на обогащение [TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.09.2021 10:00:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 127 [VALUE] => Павел Белов [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Павел Белов [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 147 [VALUE] => 99 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 99 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 131 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 53 [TIMESTAMP_X] => 2022-02-18 14:42:30 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 3000 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.myspi.ru [~SERVER_NAME] => www.myspi.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 79 [~ID] => 79 [CODE] => region [~CODE] => region [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Регион [~NAME] => Регион [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /region/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Регион [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Регион [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Регион ) ) [1] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [CODE] => obzory [~CODE] => obzory [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Обзоры [~NAME] => Обзоры [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 2 [~DEPTH_LEVEL] => 2 [SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Обзоры [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Обзоры ) ) ) ) [SECTION_URL] => /region/obzory/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [ELEMENT_CHAIN] => Экспортеры делают ставку на обогащение [BROWSER_TITLE] => Экспортеры делают ставку на обогащение [KEYWORDS] => Экспортеры делают ставку на обогащение [DESCRIPTION] => Уголь – один из наиболее массовых грузов, экспортируемых с Дальнего Востока. Непосредственная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) значительно удешевляет логистику, позволяя оперативно направлять поставки. В то же время на рынках Азии наблюдается высокая конкуренция, поэтому для повышения качественных характеристик угля дальневосточные предприятия развивают технологии обогащения продукции.<br> <br> ) )


Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар