136 млрд под килем

11.11.2021 10:00:00 Автор: Юлия Чернышевская

По данным администрации Санкт-Петербурга, доля судостроения в структуре промышленного производства города составляет около 20%. В Северной столице работает более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудится около 50 тыс. человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки.



Главные герои

В настоящее время корабелы Северной столицы ведут строительство рыбопромысловых судов в рамках государственного механизма инвестиционных квот, ледоколов, пассажирских судов, а также боевых кораблей для Военно-морского флота. В основном предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка. «Экспорта судостроения в России практически нет, производство заточено на внутренний рынок. Если брать Петербург, то это гособорон­заказ и ледоколы. В Ленобласти строятся буксиры и рыболовные суда», – уточнил главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов региональному изданию.

Крупнейшим игроком на петербургском рынке остается Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Она, кстати, стала вторым после «Газпрома» крупным предприятием, которое перевело свою штаб-квартиру в Санкт-Петербург. Этот процесс завершился в октябре 2021 года. Как отмечают в компании, переезд в Петербург связан с якорностью города – здесь сосредоточена основная часть как верфей и конструкторских бюро, так и основных заказчиков. Плюс ко всему одной из ключевых задач является более тесное взаимодействие с важнейшими судо­строительными вузами, расположенными в Санкт-Петербурге.

В городе действует 14 предприятий, входящих в ОСК: восемь судостроительных и судоремонтных предприятий и шесть проектно-конструкторских бюро. Крупнейшими из них являются АО «Адмиралтейские верфи», АО «Балтийский завод» и ПАО «СЗ «Северная верфь».

Адмиралтейские верфи – это первое промышленное предприятие Санкт-Петер­бурга и одна из первых верфей Европы. Она была создана в 1704 году, и за весь период деятельности на верфи было построено 2,7 тыс. кораблей и судов, среди них атомные подводные лодки, ледоколы, танкеры, научно-иссле­довательские суда, океанский спасатель, подводные аппараты. В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» – базовое предприятие неатомного подводного судо­строения России, производственные мощности которого позволяют строить суда дедвейтом до 70 тыс. т. Компания обеспечивает 1% доходов Санкт-Петербурга в части полученных налогов и 1% выручки в валовом региональном продукте. Ключевые проекты 2021 года для Адмиралтейских верфей – серия больших морозильных рыболовных трау­леров, патрульные корабли ледового класса для Министерства обороны России и ледостойкая самодвижущаяся платформа для Росгидромета. Также в работе две серии подлодок.

Балтийский завод, основанный в 1856 году, специализируется на строительстве надводных кораблей первого ранга, судов ледового класса и атомных плавучих энергоблоков. Стапель (наклонный помост на верфях для постройки судов и спуска их на воду) длиной 350 м обес­печивает предприятию возможность строительства судов дедвейтом до 100 тыс. т. Собственное металлургическое и машиностроительное производство позволяет предприятию самостоятельно выпускать комплектующие изделия для кораблей и судов. Всего за период работы предприятия построено около 600 судов и кораблей. В настоящее время на производственных площадках завода ведется строительство атомных ледоколов. В конце 2020-го заложили серийный атомный ледокол «Чукотка». В планах в текущем году – провести испытания атомного ледокола «Сибирь», после чего передать его заказчику.

Северная верфь работает с 1912 года. За столетнюю историю на предприятии построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе корабли противовоздушной обороны, ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы и т. д. К концу 2021 года предприятие планирует спустить на воду шесть рыболовецких судов и один военный корабль.

Помимо предприятий ОСК, особого внимания заслуживают АО «Средне-Невский судостроительный завод» и ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Средне-Невский судостроительный завод – лидер композитного судостроения России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов – композитных материалов, алюминиево-магниевых сплавов, судостроительной и маломагнитной стали. В 2021 году завод ориентирован на выпуск кораблей ВМФ. Уже был спущен на воду противоминный корабль «Петр Ильичев», достроен тральщик «Георгий Курбатов». В 2020-м на предприятии заложили головное судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский», работа над ним продолжается. Как отмечают корабелы, это событие было знаковым для всего коллектива завода, ведь теплоход стал самым большим гражданским заказом в их истории.

«Алмаз» был основан в 1933 году как Ленинградская верфь Морпогранохраны страны. В настоящее время судостроительная фирма специализируется на постройке скоростных кораблей и катеров для охраны морских границ, больших и малых кораблей, многоцелевых судов на воздушной подушке, судов и яхт гражданского назначения. За всю историю предприятия построено и передано заказчикам 1,2 тыс. катеров и кораблей различного назначения. Сейчас предприятие работает в основном над заказами для силовых ведомств. В 2020 году корпорацией было спущено на воду два судна: ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М и плавучий кран проекта 02690 – «СПК-60150».

Лицом к людям, спиной к импорту

С начала 2021 года на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга было спущено на воду восемь кораблей и судов. Такие данные на 12 октября привел заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмит­рий Прожерин. Он также отметил, что всего в городе строится более 50 кораб­лей и судов. Из них 30 – гражданского назначения. Именно судостроительные предприятия региона, как отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, стали лидерами перехода на производство для гражданских нужд. Это непростой шаг для кораблестроителей, ведь около 70% всех заказов – воен­ные. Россия занимает 12% мирового рынка военного кораблестроения и находится по этому показателю на втором месте после США. Тем не менее к 2030 году предприятия оборонно-промышленного комплекса должны нарастить долю гражданской продукции до 50%, подчеркнул А. Беглов.

Между тем В. Чернов отмечает, что оте­чественная продукция малоконкуренто­способна на мировом рынке, так как стоимость строительства выше, чем у Китая, Турции, Южной Кореи и других лидеров. «Субсидии, дотации, квоты под киль и другие меры поддержки – только чтобы строилось в России», – подчерк­нул он. Сложившаяся ситуация определяет, что вектор дальнейшего развития судостроения Петербурга лежит в поле гражданского кораблестроения и кооперации с ключевыми игроками мирового рынка.

Среди мер поддержки отечественного судостроения, значимых для Санкт-Петербурга, следует выделить лизинговые программы. «По нашей оценке, одной из самых действенных мер, способствующих заказу нового флота, является программа льготного лизинга. Уже разработан и направлен в Минэкономразвития и Минфин проект привлечения 108 млрд рублей на данную программу в рамках строительства до 2030 года 318 судов», – заявил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Алексей Исачкин.

В рамках госпрограммы «Развитие судо­строения и техники для освоения шельфовых месторождений» в ближайшие 3 года планируется завершить строительство более 70 судов и еще более 50 судов с использованием субсидирования.

Также в России идет масштабная программа по обновлению рыбопромыслового флота. В рамках программы государственной поддержки с помощью квот на инвестиционные цели заключены контракты на строительство 66 крупнотоннажных и среднетоннажных судов. Благо­даря инвестиционной квоте заказы на строительство рыбопромысловых судов получили петербургские заводы – Северная верфь и Адмиралтейские верфи. На ближайшие 4 года в их портфеле 26 военных и 28 гражданских заказов.

Кроме того, Минпромторг России планирует реализовать инвестпроект модернизации российских мощностей по созданию современного речного флота для внутреннего пользования.

Впрочем, для регулирования отрасли применяется не только пряник, но и кнут. Начальник центра импортозамеще­ния и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов рассказал о внесенных в апреле 2021 года изменениях в постановление правительства № 719 с введением балльной системы при производстве промышленной продукции в России. Сгруппировано 75 типов судов, 10 технологических операций, 110 типов общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 типов специального оборудования. По каждой позиции назначается определенное количество баллов – от 5 до 500 в зависимости от ее весомости в общей стоимости судна. Максимально можно набрать около 7500 баллов.

В переходный период до 2023 года уровень локализации должен составлять порядка 40% (это 2300 баллов).

В дальнейшем он будет нарастать, будут уменьшаться прямые поставки готовых судов из-за рубежа. При этом форматы локализации могут быть разными – от строительства собственных заводов до подбора технологических партнеров среди российских компаний.

В интервью отраслевому изданию Д. Стоянов выделил пять основных вариантов развития идеи импортозамещения. Первый – это доработка уже существующих, действующих образцов оборудования до конкурентного уровня. Второй – разработка новых импортозамещающих образцов. Для этого существует госпрог­рамма развития судостроения до 2035 года с подпрограммой по разработке новых технологий, видов оборудования и материалов. Следующий путь – диверсификация продукции. «Производители оборудования для военного флота сами бы не стали проявлять инициативу, но, как вы знаете, есть поручение президента России по повышению уровня диверсификации продукции ОПК в гражданский сегмент до 50% к 2030 году – и его нужно выполнять», – добавил эксперт. Четвертый сегмент – это внедрение наработок, созданных в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм. И, наконец, пятое направление – это локализация иностранных технологий на территории Российской Федерации.

В поисках друга

Требования по импортозамещению и необходимость догонять мировых лидеров гражданского судостроения резко увеличили ценность кооперации с зарубежными производителями.

Наиболее тесным в последнее время становится сотрудничество с Южной Кореей. В торговле судами, лодками и плавучими конструкциями между Россией и Южной Кореей в 2020 году по сравнению с 2019-м был зафиксирован прирост экспорта и импорта в денежном выражении на $122 млн и $173 млн соответственно.

Работа по укреплению торговых связей ведется в рамках концепции «Девять мостов», в которой выделено девять ключевых направлений инвестиционного взаимодействия России и Кореи. Руководитель группы по судостроению Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Кореи Джин Ён Юн отметил, что пандемия не только не приостановила двустороннего сотрудничества, но и укрепила решимость работать вместе. Заместитель председателя Ассоциации судостроения и морских технологий Кореи Бен Чхоль Ли подтвердил, что сотрудничество в сфере судостроения активизировалось, и выразил надежду, что обе страны будут развивать новые направления взаимодействия.

Эксперты считают, что, помимо участия в заказах на строительство готовых судов, Россия и Корея имеют перспективы сотрудничества в сфере производства судового комплектующего оборудования с учетом приоритетных направлений развития экономики двух стран. При этом безусловными точками дальнейшего роста двусторонней торговли называют несырьевой экспорт и глубокую промышленную кооперацию.

В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов. В первую очередь речь идет об участии корейской стороны в производственной программе судо­строительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика проектов крупно­тоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала. Однако представители отрасли двух стран видят потенциал и в объединении с петербургскими кораблестроителями.

Санкт-Петербург также намерен выстраивать более тесные связи с исландскими партнерами. В июле А. Беглов провел встречу с председателем парламента Исландии Стейнгримуром Сигфуссоном. Они, в частности, обсудили сотрудничество в судостроении, изучении и освоении Арктики. А. Беглов отметил, что на Северной верфи по проекту и под надзором исландского бюро «Наутик» сейчас строится девятый по счету рыболовецкий траулер для компании «Норебо». В настоящее время разрабатываются новые программы до 2027 года.

Взаимный интерес России и Финляндии также вызывают вопросы освоения Арктики, в связи с чем партнерство может расширяться в области ледокольного судостроения. «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В силу близости Финляндии к Санкт-Петербургу высока вероятность сотрудничества именно с компаниями Северной столицы.

Подводя итог, следует сказать несколько слов о наиболее актуальных показателях состояния отрасли в Санкт-Петербурге. Согласно данным Петростата, отрасль судостроения стала одной из немногих в городе, которым в сложный коронавирусный год удалось продемонстрировать рост. Индекс промышленного производства в этой сфере составил 111,7% в сравнении с 2019-м. Оборот предприятий отрасли за 10 месяцев 2020 года стал рекордным за несколько лет и достиг 136,3 млрд рублей – это в 1,7 раза больше, чем за тот же период годом ранее. На воду было спущено 10 судов. Длительный производственный цикл и опора на госзаказ поддержали кораблестроителей в кризис, однако новое законодательство и общее изменение рыночной конъюнк­туры потребуют от них определенного переустройства и рискованных решений уже в ближайшей перспективе.



arResult:
Array
(
    [XML_ID] => 142
    [~XML_ID] => 142
    [NAME] => 136 млрд под килем
    [~NAME] => 136 млрд под килем
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [PREVIEW_TEXT] => По данным администрации Санкт-Петербурга, доля судостроения в структуре промышленного производства города составляет около 20%. В Северной столице работает более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудится около 50 тыс. человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки.
    [~PREVIEW_TEXT] => По данным администрации Санкт-Петербурга, доля судостроения в структуре промышленного производства города составляет около 20%. В Северной столице работает более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудится около 50 тыс. человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки.
    [DETAIL_TEXT] => 

Главные герои

В настоящее время корабелы Северной столицы ведут строительство рыбопромысловых судов в рамках государственного механизма инвестиционных квот, ледоколов, пассажирских судов, а также боевых кораблей для Военно-морского флота. В основном предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка. «Экспорта судостроения в России практически нет, производство заточено на внутренний рынок. Если брать Петербург, то это гособорон­заказ и ледоколы. В Ленобласти строятся буксиры и рыболовные суда», – уточнил главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов региональному изданию.

Крупнейшим игроком на петербургском рынке остается Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Она, кстати, стала вторым после «Газпрома» крупным предприятием, которое перевело свою штаб-квартиру в Санкт-Петербург. Этот процесс завершился в октябре 2021 года. Как отмечают в компании, переезд в Петербург связан с якорностью города – здесь сосредоточена основная часть как верфей и конструкторских бюро, так и основных заказчиков. Плюс ко всему одной из ключевых задач является более тесное взаимодействие с важнейшими судо­строительными вузами, расположенными в Санкт-Петербурге.

В городе действует 14 предприятий, входящих в ОСК: восемь судостроительных и судоремонтных предприятий и шесть проектно-конструкторских бюро. Крупнейшими из них являются АО «Адмиралтейские верфи», АО «Балтийский завод» и ПАО «СЗ «Северная верфь».

Адмиралтейские верфи – это первое промышленное предприятие Санкт-Петер­бурга и одна из первых верфей Европы. Она была создана в 1704 году, и за весь период деятельности на верфи было построено 2,7 тыс. кораблей и судов, среди них атомные подводные лодки, ледоколы, танкеры, научно-иссле­довательские суда, океанский спасатель, подводные аппараты. В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» – базовое предприятие неатомного подводного судо­строения России, производственные мощности которого позволяют строить суда дедвейтом до 70 тыс. т. Компания обеспечивает 1% доходов Санкт-Петербурга в части полученных налогов и 1% выручки в валовом региональном продукте. Ключевые проекты 2021 года для Адмиралтейских верфей – серия больших морозильных рыболовных трау­леров, патрульные корабли ледового класса для Министерства обороны России и ледостойкая самодвижущаяся платформа для Росгидромета. Также в работе две серии подлодок.

Балтийский завод, основанный в 1856 году, специализируется на строительстве надводных кораблей первого ранга, судов ледового класса и атомных плавучих энергоблоков. Стапель (наклонный помост на верфях для постройки судов и спуска их на воду) длиной 350 м обес­печивает предприятию возможность строительства судов дедвейтом до 100 тыс. т. Собственное металлургическое и машиностроительное производство позволяет предприятию самостоятельно выпускать комплектующие изделия для кораблей и судов. Всего за период работы предприятия построено около 600 судов и кораблей. В настоящее время на производственных площадках завода ведется строительство атомных ледоколов. В конце 2020-го заложили серийный атомный ледокол «Чукотка». В планах в текущем году – провести испытания атомного ледокола «Сибирь», после чего передать его заказчику.

Северная верфь работает с 1912 года. За столетнюю историю на предприятии построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе корабли противовоздушной обороны, ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы и т. д. К концу 2021 года предприятие планирует спустить на воду шесть рыболовецких судов и один военный корабль.

Помимо предприятий ОСК, особого внимания заслуживают АО «Средне-Невский судостроительный завод» и ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Средне-Невский судостроительный завод – лидер композитного судостроения России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов – композитных материалов, алюминиево-магниевых сплавов, судостроительной и маломагнитной стали. В 2021 году завод ориентирован на выпуск кораблей ВМФ. Уже был спущен на воду противоминный корабль «Петр Ильичев», достроен тральщик «Георгий Курбатов». В 2020-м на предприятии заложили головное судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский», работа над ним продолжается. Как отмечают корабелы, это событие было знаковым для всего коллектива завода, ведь теплоход стал самым большим гражданским заказом в их истории.

«Алмаз» был основан в 1933 году как Ленинградская верфь Морпогранохраны страны. В настоящее время судостроительная фирма специализируется на постройке скоростных кораблей и катеров для охраны морских границ, больших и малых кораблей, многоцелевых судов на воздушной подушке, судов и яхт гражданского назначения. За всю историю предприятия построено и передано заказчикам 1,2 тыс. катеров и кораблей различного назначения. Сейчас предприятие работает в основном над заказами для силовых ведомств. В 2020 году корпорацией было спущено на воду два судна: ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М и плавучий кран проекта 02690 – «СПК-60150».

Лицом к людям, спиной к импорту

С начала 2021 года на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга было спущено на воду восемь кораблей и судов. Такие данные на 12 октября привел заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмит­рий Прожерин. Он также отметил, что всего в городе строится более 50 кораб­лей и судов. Из них 30 – гражданского назначения. Именно судостроительные предприятия региона, как отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, стали лидерами перехода на производство для гражданских нужд. Это непростой шаг для кораблестроителей, ведь около 70% всех заказов – воен­ные. Россия занимает 12% мирового рынка военного кораблестроения и находится по этому показателю на втором месте после США. Тем не менее к 2030 году предприятия оборонно-промышленного комплекса должны нарастить долю гражданской продукции до 50%, подчеркнул А. Беглов.

Между тем В. Чернов отмечает, что оте­чественная продукция малоконкуренто­способна на мировом рынке, так как стоимость строительства выше, чем у Китая, Турции, Южной Кореи и других лидеров. «Субсидии, дотации, квоты под киль и другие меры поддержки – только чтобы строилось в России», – подчерк­нул он. Сложившаяся ситуация определяет, что вектор дальнейшего развития судостроения Петербурга лежит в поле гражданского кораблестроения и кооперации с ключевыми игроками мирового рынка.

Среди мер поддержки отечественного судостроения, значимых для Санкт-Петербурга, следует выделить лизинговые программы. «По нашей оценке, одной из самых действенных мер, способствующих заказу нового флота, является программа льготного лизинга. Уже разработан и направлен в Минэкономразвития и Минфин проект привлечения 108 млрд рублей на данную программу в рамках строительства до 2030 года 318 судов», – заявил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Алексей Исачкин.

В рамках госпрограммы «Развитие судо­строения и техники для освоения шельфовых месторождений» в ближайшие 3 года планируется завершить строительство более 70 судов и еще более 50 судов с использованием субсидирования.

Также в России идет масштабная программа по обновлению рыбопромыслового флота. В рамках программы государственной поддержки с помощью квот на инвестиционные цели заключены контракты на строительство 66 крупнотоннажных и среднетоннажных судов. Благо­даря инвестиционной квоте заказы на строительство рыбопромысловых судов получили петербургские заводы – Северная верфь и Адмиралтейские верфи. На ближайшие 4 года в их портфеле 26 военных и 28 гражданских заказов.

Кроме того, Минпромторг России планирует реализовать инвестпроект модернизации российских мощностей по созданию современного речного флота для внутреннего пользования.

Впрочем, для регулирования отрасли применяется не только пряник, но и кнут. Начальник центра импортозамеще­ния и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов рассказал о внесенных в апреле 2021 года изменениях в постановление правительства № 719 с введением балльной системы при производстве промышленной продукции в России. Сгруппировано 75 типов судов, 10 технологических операций, 110 типов общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 типов специального оборудования. По каждой позиции назначается определенное количество баллов – от 5 до 500 в зависимости от ее весомости в общей стоимости судна. Максимально можно набрать около 7500 баллов.

В переходный период до 2023 года уровень локализации должен составлять порядка 40% (это 2300 баллов).

В дальнейшем он будет нарастать, будут уменьшаться прямые поставки готовых судов из-за рубежа. При этом форматы локализации могут быть разными – от строительства собственных заводов до подбора технологических партнеров среди российских компаний.

В интервью отраслевому изданию Д. Стоянов выделил пять основных вариантов развития идеи импортозамещения. Первый – это доработка уже существующих, действующих образцов оборудования до конкурентного уровня. Второй – разработка новых импортозамещающих образцов. Для этого существует госпрог­рамма развития судостроения до 2035 года с подпрограммой по разработке новых технологий, видов оборудования и материалов. Следующий путь – диверсификация продукции. «Производители оборудования для военного флота сами бы не стали проявлять инициативу, но, как вы знаете, есть поручение президента России по повышению уровня диверсификации продукции ОПК в гражданский сегмент до 50% к 2030 году – и его нужно выполнять», – добавил эксперт. Четвертый сегмент – это внедрение наработок, созданных в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм. И, наконец, пятое направление – это локализация иностранных технологий на территории Российской Федерации.

В поисках друга

Требования по импортозамещению и необходимость догонять мировых лидеров гражданского судостроения резко увеличили ценность кооперации с зарубежными производителями.

Наиболее тесным в последнее время становится сотрудничество с Южной Кореей. В торговле судами, лодками и плавучими конструкциями между Россией и Южной Кореей в 2020 году по сравнению с 2019-м был зафиксирован прирост экспорта и импорта в денежном выражении на $122 млн и $173 млн соответственно.

Работа по укреплению торговых связей ведется в рамках концепции «Девять мостов», в которой выделено девять ключевых направлений инвестиционного взаимодействия России и Кореи. Руководитель группы по судостроению Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Кореи Джин Ён Юн отметил, что пандемия не только не приостановила двустороннего сотрудничества, но и укрепила решимость работать вместе. Заместитель председателя Ассоциации судостроения и морских технологий Кореи Бен Чхоль Ли подтвердил, что сотрудничество в сфере судостроения активизировалось, и выразил надежду, что обе страны будут развивать новые направления взаимодействия.

Эксперты считают, что, помимо участия в заказах на строительство готовых судов, Россия и Корея имеют перспективы сотрудничества в сфере производства судового комплектующего оборудования с учетом приоритетных направлений развития экономики двух стран. При этом безусловными точками дальнейшего роста двусторонней торговли называют несырьевой экспорт и глубокую промышленную кооперацию.

В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов. В первую очередь речь идет об участии корейской стороны в производственной программе судо­строительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика проектов крупно­тоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала. Однако представители отрасли двух стран видят потенциал и в объединении с петербургскими кораблестроителями.

Санкт-Петербург также намерен выстраивать более тесные связи с исландскими партнерами. В июле А. Беглов провел встречу с председателем парламента Исландии Стейнгримуром Сигфуссоном. Они, в частности, обсудили сотрудничество в судостроении, изучении и освоении Арктики. А. Беглов отметил, что на Северной верфи по проекту и под надзором исландского бюро «Наутик» сейчас строится девятый по счету рыболовецкий траулер для компании «Норебо». В настоящее время разрабатываются новые программы до 2027 года.

Взаимный интерес России и Финляндии также вызывают вопросы освоения Арктики, в связи с чем партнерство может расширяться в области ледокольного судостроения. «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В силу близости Финляндии к Санкт-Петербургу высока вероятность сотрудничества именно с компаниями Северной столицы.

Подводя итог, следует сказать несколько слов о наиболее актуальных показателях состояния отрасли в Санкт-Петербурге. Согласно данным Петростата, отрасль судостроения стала одной из немногих в городе, которым в сложный коронавирусный год удалось продемонстрировать рост. Индекс промышленного производства в этой сфере составил 111,7% в сравнении с 2019-м. Оборот предприятий отрасли за 10 месяцев 2020 года стал рекордным за несколько лет и достиг 136,3 млрд рублей – это в 1,7 раза больше, чем за тот же период годом ранее. На воду было спущено 10 судов. Длительный производственный цикл и опора на госзаказ поддержали кораблестроителей в кризис, однако новое законодательство и общее изменение рыночной конъюнк­туры потребуют от них определенного переустройства и рискованных решений уже в ближайшей перспективе. [~DETAIL_TEXT] =>

Главные герои

В настоящее время корабелы Северной столицы ведут строительство рыбопромысловых судов в рамках государственного механизма инвестиционных квот, ледоколов, пассажирских судов, а также боевых кораблей для Военно-морского флота. В основном предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка. «Экспорта судостроения в России практически нет, производство заточено на внутренний рынок. Если брать Петербург, то это гособорон­заказ и ледоколы. В Ленобласти строятся буксиры и рыболовные суда», – уточнил главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов региональному изданию.

Крупнейшим игроком на петербургском рынке остается Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Она, кстати, стала вторым после «Газпрома» крупным предприятием, которое перевело свою штаб-квартиру в Санкт-Петербург. Этот процесс завершился в октябре 2021 года. Как отмечают в компании, переезд в Петербург связан с якорностью города – здесь сосредоточена основная часть как верфей и конструкторских бюро, так и основных заказчиков. Плюс ко всему одной из ключевых задач является более тесное взаимодействие с важнейшими судо­строительными вузами, расположенными в Санкт-Петербурге.

В городе действует 14 предприятий, входящих в ОСК: восемь судостроительных и судоремонтных предприятий и шесть проектно-конструкторских бюро. Крупнейшими из них являются АО «Адмиралтейские верфи», АО «Балтийский завод» и ПАО «СЗ «Северная верфь».

Адмиралтейские верфи – это первое промышленное предприятие Санкт-Петер­бурга и одна из первых верфей Европы. Она была создана в 1704 году, и за весь период деятельности на верфи было построено 2,7 тыс. кораблей и судов, среди них атомные подводные лодки, ледоколы, танкеры, научно-иссле­довательские суда, океанский спасатель, подводные аппараты. В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» – базовое предприятие неатомного подводного судо­строения России, производственные мощности которого позволяют строить суда дедвейтом до 70 тыс. т. Компания обеспечивает 1% доходов Санкт-Петербурга в части полученных налогов и 1% выручки в валовом региональном продукте. Ключевые проекты 2021 года для Адмиралтейских верфей – серия больших морозильных рыболовных трау­леров, патрульные корабли ледового класса для Министерства обороны России и ледостойкая самодвижущаяся платформа для Росгидромета. Также в работе две серии подлодок.

Балтийский завод, основанный в 1856 году, специализируется на строительстве надводных кораблей первого ранга, судов ледового класса и атомных плавучих энергоблоков. Стапель (наклонный помост на верфях для постройки судов и спуска их на воду) длиной 350 м обес­печивает предприятию возможность строительства судов дедвейтом до 100 тыс. т. Собственное металлургическое и машиностроительное производство позволяет предприятию самостоятельно выпускать комплектующие изделия для кораблей и судов. Всего за период работы предприятия построено около 600 судов и кораблей. В настоящее время на производственных площадках завода ведется строительство атомных ледоколов. В конце 2020-го заложили серийный атомный ледокол «Чукотка». В планах в текущем году – провести испытания атомного ледокола «Сибирь», после чего передать его заказчику.

Северная верфь работает с 1912 года. За столетнюю историю на предприятии построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе корабли противовоздушной обороны, ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы и т. д. К концу 2021 года предприятие планирует спустить на воду шесть рыболовецких судов и один военный корабль.

Помимо предприятий ОСК, особого внимания заслуживают АО «Средне-Невский судостроительный завод» и ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Средне-Невский судостроительный завод – лидер композитного судостроения России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов – композитных материалов, алюминиево-магниевых сплавов, судостроительной и маломагнитной стали. В 2021 году завод ориентирован на выпуск кораблей ВМФ. Уже был спущен на воду противоминный корабль «Петр Ильичев», достроен тральщик «Георгий Курбатов». В 2020-м на предприятии заложили головное судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский», работа над ним продолжается. Как отмечают корабелы, это событие было знаковым для всего коллектива завода, ведь теплоход стал самым большим гражданским заказом в их истории.

«Алмаз» был основан в 1933 году как Ленинградская верфь Морпогранохраны страны. В настоящее время судостроительная фирма специализируется на постройке скоростных кораблей и катеров для охраны морских границ, больших и малых кораблей, многоцелевых судов на воздушной подушке, судов и яхт гражданского назначения. За всю историю предприятия построено и передано заказчикам 1,2 тыс. катеров и кораблей различного назначения. Сейчас предприятие работает в основном над заказами для силовых ведомств. В 2020 году корпорацией было спущено на воду два судна: ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М и плавучий кран проекта 02690 – «СПК-60150».

Лицом к людям, спиной к импорту

С начала 2021 года на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга было спущено на воду восемь кораблей и судов. Такие данные на 12 октября привел заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмит­рий Прожерин. Он также отметил, что всего в городе строится более 50 кораб­лей и судов. Из них 30 – гражданского назначения. Именно судостроительные предприятия региона, как отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, стали лидерами перехода на производство для гражданских нужд. Это непростой шаг для кораблестроителей, ведь около 70% всех заказов – воен­ные. Россия занимает 12% мирового рынка военного кораблестроения и находится по этому показателю на втором месте после США. Тем не менее к 2030 году предприятия оборонно-промышленного комплекса должны нарастить долю гражданской продукции до 50%, подчеркнул А. Беглов.

Между тем В. Чернов отмечает, что оте­чественная продукция малоконкуренто­способна на мировом рынке, так как стоимость строительства выше, чем у Китая, Турции, Южной Кореи и других лидеров. «Субсидии, дотации, квоты под киль и другие меры поддержки – только чтобы строилось в России», – подчерк­нул он. Сложившаяся ситуация определяет, что вектор дальнейшего развития судостроения Петербурга лежит в поле гражданского кораблестроения и кооперации с ключевыми игроками мирового рынка.

Среди мер поддержки отечественного судостроения, значимых для Санкт-Петербурга, следует выделить лизинговые программы. «По нашей оценке, одной из самых действенных мер, способствующих заказу нового флота, является программа льготного лизинга. Уже разработан и направлен в Минэкономразвития и Минфин проект привлечения 108 млрд рублей на данную программу в рамках строительства до 2030 года 318 судов», – заявил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Алексей Исачкин.

В рамках госпрограммы «Развитие судо­строения и техники для освоения шельфовых месторождений» в ближайшие 3 года планируется завершить строительство более 70 судов и еще более 50 судов с использованием субсидирования.

Также в России идет масштабная программа по обновлению рыбопромыслового флота. В рамках программы государственной поддержки с помощью квот на инвестиционные цели заключены контракты на строительство 66 крупнотоннажных и среднетоннажных судов. Благо­даря инвестиционной квоте заказы на строительство рыбопромысловых судов получили петербургские заводы – Северная верфь и Адмиралтейские верфи. На ближайшие 4 года в их портфеле 26 военных и 28 гражданских заказов.

Кроме того, Минпромторг России планирует реализовать инвестпроект модернизации российских мощностей по созданию современного речного флота для внутреннего пользования.

Впрочем, для регулирования отрасли применяется не только пряник, но и кнут. Начальник центра импортозамеще­ния и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов рассказал о внесенных в апреле 2021 года изменениях в постановление правительства № 719 с введением балльной системы при производстве промышленной продукции в России. Сгруппировано 75 типов судов, 10 технологических операций, 110 типов общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 типов специального оборудования. По каждой позиции назначается определенное количество баллов – от 5 до 500 в зависимости от ее весомости в общей стоимости судна. Максимально можно набрать около 7500 баллов.

В переходный период до 2023 года уровень локализации должен составлять порядка 40% (это 2300 баллов).

В дальнейшем он будет нарастать, будут уменьшаться прямые поставки готовых судов из-за рубежа. При этом форматы локализации могут быть разными – от строительства собственных заводов до подбора технологических партнеров среди российских компаний.

В интервью отраслевому изданию Д. Стоянов выделил пять основных вариантов развития идеи импортозамещения. Первый – это доработка уже существующих, действующих образцов оборудования до конкурентного уровня. Второй – разработка новых импортозамещающих образцов. Для этого существует госпрог­рамма развития судостроения до 2035 года с подпрограммой по разработке новых технологий, видов оборудования и материалов. Следующий путь – диверсификация продукции. «Производители оборудования для военного флота сами бы не стали проявлять инициативу, но, как вы знаете, есть поручение президента России по повышению уровня диверсификации продукции ОПК в гражданский сегмент до 50% к 2030 году – и его нужно выполнять», – добавил эксперт. Четвертый сегмент – это внедрение наработок, созданных в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм. И, наконец, пятое направление – это локализация иностранных технологий на территории Российской Федерации.

В поисках друга

Требования по импортозамещению и необходимость догонять мировых лидеров гражданского судостроения резко увеличили ценность кооперации с зарубежными производителями.

Наиболее тесным в последнее время становится сотрудничество с Южной Кореей. В торговле судами, лодками и плавучими конструкциями между Россией и Южной Кореей в 2020 году по сравнению с 2019-м был зафиксирован прирост экспорта и импорта в денежном выражении на $122 млн и $173 млн соответственно.

Работа по укреплению торговых связей ведется в рамках концепции «Девять мостов», в которой выделено девять ключевых направлений инвестиционного взаимодействия России и Кореи. Руководитель группы по судостроению Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Кореи Джин Ён Юн отметил, что пандемия не только не приостановила двустороннего сотрудничества, но и укрепила решимость работать вместе. Заместитель председателя Ассоциации судостроения и морских технологий Кореи Бен Чхоль Ли подтвердил, что сотрудничество в сфере судостроения активизировалось, и выразил надежду, что обе страны будут развивать новые направления взаимодействия.

Эксперты считают, что, помимо участия в заказах на строительство готовых судов, Россия и Корея имеют перспективы сотрудничества в сфере производства судового комплектующего оборудования с учетом приоритетных направлений развития экономики двух стран. При этом безусловными точками дальнейшего роста двусторонней торговли называют несырьевой экспорт и глубокую промышленную кооперацию.

В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов. В первую очередь речь идет об участии корейской стороны в производственной программе судо­строительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика проектов крупно­тоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала. Однако представители отрасли двух стран видят потенциал и в объединении с петербургскими кораблестроителями.

Санкт-Петербург также намерен выстраивать более тесные связи с исландскими партнерами. В июле А. Беглов провел встречу с председателем парламента Исландии Стейнгримуром Сигфуссоном. Они, в частности, обсудили сотрудничество в судостроении, изучении и освоении Арктики. А. Беглов отметил, что на Северной верфи по проекту и под надзором исландского бюро «Наутик» сейчас строится девятый по счету рыболовецкий траулер для компании «Норебо». В настоящее время разрабатываются новые программы до 2027 года.

Взаимный интерес России и Финляндии также вызывают вопросы освоения Арктики, в связи с чем партнерство может расширяться в области ледокольного судостроения. «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В силу близости Финляндии к Санкт-Петербургу высока вероятность сотрудничества именно с компаниями Северной столицы.

Подводя итог, следует сказать несколько слов о наиболее актуальных показателях состояния отрасли в Санкт-Петербурге. Согласно данным Петростата, отрасль судостроения стала одной из немногих в городе, которым в сложный коронавирусный год удалось продемонстрировать рост. Индекс промышленного производства в этой сфере составил 111,7% в сравнении с 2019-м. Оборот предприятий отрасли за 10 месяцев 2020 года стал рекордным за несколько лет и достиг 136,3 млрд рублей – это в 1,7 раза больше, чем за тот же период годом ранее. На воду было спущено 10 судов. Длительный производственный цикл и опора на госзаказ поддержали кораблестроителей в кризис, однако новое законодательство и общее изменение рыночной конъюнк­туры потребуют от них определенного переустройства и рискованных решений уже в ближайшей перспективе. [DETAIL_PICTURE] => Array ( ) [~DETAIL_PICTURE] => 241 [DATE_ACTIVE_FROM] => 11.11.2021 10:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 11.11.2021 10:00:00 [ID] => 142 [~ID] => 142 [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [TIMESTAMP_X] => 18.11.2021 08:07:12 [~TIMESTAMP_X] => 18.11.2021 08:07:12 [ACTIVE_FROM] => 11.11.2021 10:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 11.11.2021 10:00:00 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/136-mlrd-pod-kilem/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /region/obzory/136-mlrd-pod-kilem/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/136-mlrd-pod-kilem/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /region/obzory/136-mlrd-pod-kilem/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => 136-mlrd-pod-kilem [~CODE] => 136-mlrd-pod-kilem [EXTERNAL_ID] => 142 [~EXTERNAL_ID] => 142 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 11.11.2021 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => 136 млрд под килем [ELEMENT_META_KEYWORDS] => 136 млрд под килем [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => По данным администрации Санкт-Петербурга, доля судостроения в структуре промышленного производства города составляет около 20%. В Северной столице работает более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудится около 50 тыс. человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки. [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => 136 млрд под килем [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => 136 млрд под килем [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => 136 млрд под килем [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => 136 млрд под килем [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => 136 млрд под килем [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => 136 млрд под килем [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => 136 млрд под килем [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => 136 млрд под килем [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => 136 млрд под килем ) [FIELDS] => Array ( [XML_ID] => 142 [NAME] => 136 млрд под килем [TAGS] => [PREVIEW_TEXT] => По данным администрации Санкт-Петербурга, доля судостроения в структуре промышленного производства города составляет около 20%. В Северной столице работает более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудится около 50 тыс. человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки. [DETAIL_TEXT] =>

Главные герои

В настоящее время корабелы Северной столицы ведут строительство рыбопромысловых судов в рамках государственного механизма инвестиционных квот, ледоколов, пассажирских судов, а также боевых кораблей для Военно-морского флота. В основном предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка. «Экспорта судостроения в России практически нет, производство заточено на внутренний рынок. Если брать Петербург, то это гособорон­заказ и ледоколы. В Ленобласти строятся буксиры и рыболовные суда», – уточнил главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов региональному изданию.

Крупнейшим игроком на петербургском рынке остается Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Она, кстати, стала вторым после «Газпрома» крупным предприятием, которое перевело свою штаб-квартиру в Санкт-Петербург. Этот процесс завершился в октябре 2021 года. Как отмечают в компании, переезд в Петербург связан с якорностью города – здесь сосредоточена основная часть как верфей и конструкторских бюро, так и основных заказчиков. Плюс ко всему одной из ключевых задач является более тесное взаимодействие с важнейшими судо­строительными вузами, расположенными в Санкт-Петербурге.

В городе действует 14 предприятий, входящих в ОСК: восемь судостроительных и судоремонтных предприятий и шесть проектно-конструкторских бюро. Крупнейшими из них являются АО «Адмиралтейские верфи», АО «Балтийский завод» и ПАО «СЗ «Северная верфь».

Адмиралтейские верфи – это первое промышленное предприятие Санкт-Петер­бурга и одна из первых верфей Европы. Она была создана в 1704 году, и за весь период деятельности на верфи было построено 2,7 тыс. кораблей и судов, среди них атомные подводные лодки, ледоколы, танкеры, научно-иссле­довательские суда, океанский спасатель, подводные аппараты. В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» – базовое предприятие неатомного подводного судо­строения России, производственные мощности которого позволяют строить суда дедвейтом до 70 тыс. т. Компания обеспечивает 1% доходов Санкт-Петербурга в части полученных налогов и 1% выручки в валовом региональном продукте. Ключевые проекты 2021 года для Адмиралтейских верфей – серия больших морозильных рыболовных трау­леров, патрульные корабли ледового класса для Министерства обороны России и ледостойкая самодвижущаяся платформа для Росгидромета. Также в работе две серии подлодок.

Балтийский завод, основанный в 1856 году, специализируется на строительстве надводных кораблей первого ранга, судов ледового класса и атомных плавучих энергоблоков. Стапель (наклонный помост на верфях для постройки судов и спуска их на воду) длиной 350 м обес­печивает предприятию возможность строительства судов дедвейтом до 100 тыс. т. Собственное металлургическое и машиностроительное производство позволяет предприятию самостоятельно выпускать комплектующие изделия для кораблей и судов. Всего за период работы предприятия построено около 600 судов и кораблей. В настоящее время на производственных площадках завода ведется строительство атомных ледоколов. В конце 2020-го заложили серийный атомный ледокол «Чукотка». В планах в текущем году – провести испытания атомного ледокола «Сибирь», после чего передать его заказчику.

Северная верфь работает с 1912 года. За столетнюю историю на предприятии построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе корабли противовоздушной обороны, ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы и т. д. К концу 2021 года предприятие планирует спустить на воду шесть рыболовецких судов и один военный корабль.

Помимо предприятий ОСК, особого внимания заслуживают АО «Средне-Невский судостроительный завод» и ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Средне-Невский судостроительный завод – лидер композитного судостроения России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов – композитных материалов, алюминиево-магниевых сплавов, судостроительной и маломагнитной стали. В 2021 году завод ориентирован на выпуск кораблей ВМФ. Уже был спущен на воду противоминный корабль «Петр Ильичев», достроен тральщик «Георгий Курбатов». В 2020-м на предприятии заложили головное судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский», работа над ним продолжается. Как отмечают корабелы, это событие было знаковым для всего коллектива завода, ведь теплоход стал самым большим гражданским заказом в их истории.

«Алмаз» был основан в 1933 году как Ленинградская верфь Морпогранохраны страны. В настоящее время судостроительная фирма специализируется на постройке скоростных кораблей и катеров для охраны морских границ, больших и малых кораблей, многоцелевых судов на воздушной подушке, судов и яхт гражданского назначения. За всю историю предприятия построено и передано заказчикам 1,2 тыс. катеров и кораблей различного назначения. Сейчас предприятие работает в основном над заказами для силовых ведомств. В 2020 году корпорацией было спущено на воду два судна: ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М и плавучий кран проекта 02690 – «СПК-60150».

Лицом к людям, спиной к импорту

С начала 2021 года на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга было спущено на воду восемь кораблей и судов. Такие данные на 12 октября привел заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмит­рий Прожерин. Он также отметил, что всего в городе строится более 50 кораб­лей и судов. Из них 30 – гражданского назначения. Именно судостроительные предприятия региона, как отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, стали лидерами перехода на производство для гражданских нужд. Это непростой шаг для кораблестроителей, ведь около 70% всех заказов – воен­ные. Россия занимает 12% мирового рынка военного кораблестроения и находится по этому показателю на втором месте после США. Тем не менее к 2030 году предприятия оборонно-промышленного комплекса должны нарастить долю гражданской продукции до 50%, подчеркнул А. Беглов.

Между тем В. Чернов отмечает, что оте­чественная продукция малоконкуренто­способна на мировом рынке, так как стоимость строительства выше, чем у Китая, Турции, Южной Кореи и других лидеров. «Субсидии, дотации, квоты под киль и другие меры поддержки – только чтобы строилось в России», – подчерк­нул он. Сложившаяся ситуация определяет, что вектор дальнейшего развития судостроения Петербурга лежит в поле гражданского кораблестроения и кооперации с ключевыми игроками мирового рынка.

Среди мер поддержки отечественного судостроения, значимых для Санкт-Петербурга, следует выделить лизинговые программы. «По нашей оценке, одной из самых действенных мер, способствующих заказу нового флота, является программа льготного лизинга. Уже разработан и направлен в Минэкономразвития и Минфин проект привлечения 108 млрд рублей на данную программу в рамках строительства до 2030 года 318 судов», – заявил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Алексей Исачкин.

В рамках госпрограммы «Развитие судо­строения и техники для освоения шельфовых месторождений» в ближайшие 3 года планируется завершить строительство более 70 судов и еще более 50 судов с использованием субсидирования.

Также в России идет масштабная программа по обновлению рыбопромыслового флота. В рамках программы государственной поддержки с помощью квот на инвестиционные цели заключены контракты на строительство 66 крупнотоннажных и среднетоннажных судов. Благо­даря инвестиционной квоте заказы на строительство рыбопромысловых судов получили петербургские заводы – Северная верфь и Адмиралтейские верфи. На ближайшие 4 года в их портфеле 26 военных и 28 гражданских заказов.

Кроме того, Минпромторг России планирует реализовать инвестпроект модернизации российских мощностей по созданию современного речного флота для внутреннего пользования.

Впрочем, для регулирования отрасли применяется не только пряник, но и кнут. Начальник центра импортозамеще­ния и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов рассказал о внесенных в апреле 2021 года изменениях в постановление правительства № 719 с введением балльной системы при производстве промышленной продукции в России. Сгруппировано 75 типов судов, 10 технологических операций, 110 типов общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 типов специального оборудования. По каждой позиции назначается определенное количество баллов – от 5 до 500 в зависимости от ее весомости в общей стоимости судна. Максимально можно набрать около 7500 баллов.

В переходный период до 2023 года уровень локализации должен составлять порядка 40% (это 2300 баллов).

В дальнейшем он будет нарастать, будут уменьшаться прямые поставки готовых судов из-за рубежа. При этом форматы локализации могут быть разными – от строительства собственных заводов до подбора технологических партнеров среди российских компаний.

В интервью отраслевому изданию Д. Стоянов выделил пять основных вариантов развития идеи импортозамещения. Первый – это доработка уже существующих, действующих образцов оборудования до конкурентного уровня. Второй – разработка новых импортозамещающих образцов. Для этого существует госпрог­рамма развития судостроения до 2035 года с подпрограммой по разработке новых технологий, видов оборудования и материалов. Следующий путь – диверсификация продукции. «Производители оборудования для военного флота сами бы не стали проявлять инициативу, но, как вы знаете, есть поручение президента России по повышению уровня диверсификации продукции ОПК в гражданский сегмент до 50% к 2030 году – и его нужно выполнять», – добавил эксперт. Четвертый сегмент – это внедрение наработок, созданных в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм. И, наконец, пятое направление – это локализация иностранных технологий на территории Российской Федерации.

В поисках друга

Требования по импортозамещению и необходимость догонять мировых лидеров гражданского судостроения резко увеличили ценность кооперации с зарубежными производителями.

Наиболее тесным в последнее время становится сотрудничество с Южной Кореей. В торговле судами, лодками и плавучими конструкциями между Россией и Южной Кореей в 2020 году по сравнению с 2019-м был зафиксирован прирост экспорта и импорта в денежном выражении на $122 млн и $173 млн соответственно.

Работа по укреплению торговых связей ведется в рамках концепции «Девять мостов», в которой выделено девять ключевых направлений инвестиционного взаимодействия России и Кореи. Руководитель группы по судостроению Министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Кореи Джин Ён Юн отметил, что пандемия не только не приостановила двустороннего сотрудничества, но и укрепила решимость работать вместе. Заместитель председателя Ассоциации судостроения и морских технологий Кореи Бен Чхоль Ли подтвердил, что сотрудничество в сфере судостроения активизировалось, и выразил надежду, что обе страны будут развивать новые направления взаимодействия.

Эксперты считают, что, помимо участия в заказах на строительство готовых судов, Россия и Корея имеют перспективы сотрудничества в сфере производства судового комплектующего оборудования с учетом приоритетных направлений развития экономики двух стран. При этом безусловными точками дальнейшего роста двусторонней торговли называют несырьевой экспорт и глубокую промышленную кооперацию.

В настоящее время уже реализуется ряд совместных проектов. В первую очередь речь идет об участии корейской стороны в производственной программе судо­строительного комплекса «Звезда» в качестве разработчика проектов крупно­тоннажных судов, поставщика оборудования и партнера по обучению персонала. Однако представители отрасли двух стран видят потенциал и в объединении с петербургскими кораблестроителями.

Санкт-Петербург также намерен выстраивать более тесные связи с исландскими партнерами. В июле А. Беглов провел встречу с председателем парламента Исландии Стейнгримуром Сигфуссоном. Они, в частности, обсудили сотрудничество в судостроении, изучении и освоении Арктики. А. Беглов отметил, что на Северной верфи по проекту и под надзором исландского бюро «Наутик» сейчас строится девятый по счету рыболовецкий траулер для компании «Норебо». В настоящее время разрабатываются новые программы до 2027 года.

Взаимный интерес России и Финляндии также вызывают вопросы освоения Арктики, в связи с чем партнерство может расширяться в области ледокольного судостроения. «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В силу близости Финляндии к Санкт-Петербургу высока вероятность сотрудничества именно с компаниями Северной столицы.

Подводя итог, следует сказать несколько слов о наиболее актуальных показателях состояния отрасли в Санкт-Петербурге. Согласно данным Петростата, отрасль судостроения стала одной из немногих в городе, которым в сложный коронавирусный год удалось продемонстрировать рост. Индекс промышленного производства в этой сфере составил 111,7% в сравнении с 2019-м. Оборот предприятий отрасли за 10 месяцев 2020 года стал рекордным за несколько лет и достиг 136,3 млрд рублей – это в 1,7 раза больше, чем за тот же период годом ранее. На воду было спущено 10 судов. Длительный производственный цикл и опора на госзаказ поддержали кораблестроителей в кризис, однако новое законодательство и общее изменение рыночной конъюнк­туры потребуют от них определенного переустройства и рискованных решений уже в ближайшей перспективе. [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 241 [TIMESTAMP_X] => 18.11.2021 08:07:12 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 735 [WIDTH] => 980 [FILE_SIZE] => 617282 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/b53 [FILE_NAME] => Depositphotos_502371276_XL.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_502371276_XL.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 7918e2798e36654719c872c8c634d729 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/b53/Depositphotos_502371276_XL.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/b53/Depositphotos_502371276_XL.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/b53/Depositphotos_502371276_XL.jpg [ALT] => 136 млрд под килем [TITLE] => 136 млрд под килем ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 11.11.2021 10:00:00 ) [PROPERTIES] => Array ( [KEYWORDS] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Ключевые слова [ACTIVE] => Y [SORT] => 100 [CODE] => KEYWORDS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 102 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ключевые слова [~DEFAULT_VALUE] => ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 101 [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 298 [VALUE] => Юлия Чернышевская [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Юлия Чернышевская [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Идентификатор темы форума [ACTIVE] => Y [SORT] => 300 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 127 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Идентификатор темы форума [~DEFAULT_VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 128 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_count] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Количество голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => vote_count [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 129 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDE_SIGN] => Array ( [ID] => 21 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-18 12:24:21 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Слайд [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDE_SIGN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайд [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_FOR_SLIDER] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-30 00:05:48 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Картинка для слайдера [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_FOR_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 299 [VALUE] => 242 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 242 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для слайдера [~DEFAULT_VALUE] => ) [vote_sum] => Array ( [ID] => 6 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Сумма голосов [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => vote_sum [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 130 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Сумма голосов [~DEFAULT_VALUE] => ) [rating] => Array ( [ID] => 7 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Рейтинг [ACTIVE] => Y [SORT] => 700 [CODE] => rating [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 131 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рейтинг [~DEFAULT_VALUE] => ) [THEMES] => Array ( [ID] => 8 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Темы [ACTIVE] => Y [SORT] => 800 [CODE] => THEMES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => G [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => 138 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 1 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Темы [~DEFAULT_VALUE] => ) [BROWSER_TITLE] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2021-06-29 22:40:33 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Заголовок окна браузера [ACTIVE] => Y [SORT] => 1000 [CODE] => BROWSER_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => content-articles-property-browser_title [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 1 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Заголовок окна браузера [~DEFAULT_VALUE] => ) [TAGS_TRANSLIT] => Array ( [ID] => 27 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Теги(в транслите) [ACTIVE] => Y [SORT] => 2000 [CODE] => TAGS_TRANSLIT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 300 [VALUE] => , [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => , [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Теги(в транслите) [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_TAGS] => Array ( [ID] => 28 [TIMESTAMP_X] => 2021-07-31 00:19:28 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Главные теги [ACTIVE] => Y [SORT] => 2100 [CODE] => MAIN_TAGS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главные теги [~DEFAULT_VALUE] => ) [MOST_READED] => Array ( [ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 2021-08-16 15:11:56 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В самое читаемое [ACTIVE] => Y [SORT] => 2300 [CODE] => MOST_READED [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В самое читаемое [~DEFAULT_VALUE] => ) [IN_WIDGETS_ON_MAIN] => Array ( [ID] => 51 [TIMESTAMP_X] => 2021-09-03 16:03:17 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => В виджеты на главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 2400 [CODE] => IN_WIDGETS_ON_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В виджеты на главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 53 [TIMESTAMP_X] => 2022-02-18 14:42:30 [IBLOCK_ID] => 2 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 3000 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg, webp [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Дополнительные фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) [CHARTS_BLOCK_1_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_2_TITLE] => [CHARTS_BLOCK_3_TITLE] => [DENY_COMMENT] => [CHARTS_BLOCK_1] => [CHARTS_BLOCK_2] => [CHARTS_BLOCK_3] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 2 [~ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [~TIMESTAMP_X] => 05.11.2021 07:31:12 [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [LIST_PAGE_URL] => /articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE_PATH#/ [CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [~CANONICAL_PAGE_URL] => /articles/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => Статьи [~DESCRIPTION] => Статьи [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => content-articles [~XML_ID] => content-articles [TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [~TMP_ID] => ddbff6a565ed9ec04477b3785ba85158 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [PROPERTY_INDEX] => I [~PROPERTY_INDEX] => I [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы статей [~SECTIONS_NAME] => Разделы статей [SECTION_NAME] => Раздел статей [~SECTION_NAME] => Раздел статей [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => content-articles [~EXTERNAL_ID] => content-articles [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.myspi.ru [~SERVER_NAME] => www.myspi.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 79 [~ID] => 79 [CODE] => region [~CODE] => region [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Регион [~NAME] => Регион [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /region/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Регион [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Регион [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Регион [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Регион [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Регион ) ) [1] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [CODE] => obzory [~CODE] => obzory [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 2 [~IBLOCK_ID] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 79 [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Обзоры [~NAME] => Обзоры [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 2 [~DEPTH_LEVEL] => 2 [SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/ [~SECTION_PAGE_URL] => /region/obzory/ [IBLOCK_TYPE_ID] => articles [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => content-articles [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Обзоры [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Обзоры [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Обзоры [SECTION_META_TITLE] => Новости региона [SECTION_META_KEYWORDS] => Новости региона [SECTION_META_DESCRIPTION] => Актуальные и свежие новости региона России [SECTION_PAGE_TITLE] => Обзоры ) ) ) ) [SECTION_URL] => /region/obzory/ [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => 136 млрд под килем [ELEMENT_CHAIN] => 136 млрд под килем [BROWSER_TITLE] => 136 млрд под килем [KEYWORDS] => 136 млрд под килем [DESCRIPTION] => По данным администрации Санкт-Петербурга, доля судостроения в структуре промышленного производства города составляет около 20%. В Северной столице работает более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудится около 50 тыс. человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки. ) )


Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар